Конституционно-правовые нормы: понятие, виды.
Конституционно-правовые нормы: понятие, общие черты и отличия от норм других отраслей права.
Правовая норма – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведения, обеспечение исполнения которого гарантируется возможностью применения силой государственного принуждения.
Конституционно-правовая норма – это установленная и санкционированная государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конституционное правоотношение, обеспечение исполнения которой гарантируется возможностью применения силы государственного принуждения.
Общие черты конституционно-правовых норм и норм других отраслей права:
1) являются общеобязательными правилами поведения
2) все нормы установлены государством
3) обеспечивается государством
4) содержаться в НПА (формальноопределенность)
Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:
1) по предмету правового регулирования, т.е. сфере общественных отношений, которые регулируются данными нормами
2) по форме выражения конституционно-правовые нормы могут быть выражены в виде:
• норм-принципов
• норм-задач
• норм-дефениций (дающие определение)
3) по юридической силе – в основном конституционно-правовые нормы закреплены в конституции, т.к. конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой, следовательно и конституционно-правовые нормы будут обладать более высокой юридической силой в сравнении с нормами других отраслей права
4) учредительным характером, т.е. конституционно-правовые нормы дают исходные начала для возникновения норм других отраслей права (ст.13)
5) по структуре – структура любой нормы трехэлементная, т.е. гипотеза, диспозиция, санкция. В конституционно-правовых нормах отсутствует санкция, конституционно-правовые нормы состоят из диспозиции либо из гипотезы и диспозиции.
Конституционно-правовые нормы: понятие, виды.
Конституционно-правовая норма – это установленная и санкционированная государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конституционное правоотношение, обеспечение исполнения которой гарантируется возможностью применения силы государственного принуждения.
Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным критериям:
а) по содержанию - на нормы, закрепляющие:
· основы конституционного строя;
· основы правового положения личности;
· систему государственных органов;
· избирательную систему, и т.д.;
б) по характеру имеющихся в них предписаний:
- управомачивающие - определяют компетенцию государственных органов и основные права граждан (ст.48 Конституции Республики Беларусь - «граждане Республики Беларусь имеют право на жилище»);
- обязывающие - устанавливают обязанности государственных органов и граждан (ст.57 Конституции Республики Беларусь - «защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь» или ст.59 Конституции Республики Беларусь «государство обязано принимать необходимые меры для защиты прав и свобод граждан»);
- запрещающие — предусматривают правила запретительного характера. Такой является, например, норма ст.110 Конституции Республики Беларусь, в которой записано, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону;
в) по характеру регулируемых общественных отношений:
- материальные (ст.56 Конституции Республики Беларусь - «граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей»);
- процессуальные - регулируют порядок деятельности, производства в государственных органах – (ст.95 Конституции Республики Беларусь - «палаты Парламента собираются на две очередные сессии в год»);
г) по степени определенности содержащихся в них предписаний:
- императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (таких норм в конституционном праве большинство. Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь - «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом...»);
- диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Например, ст.87 Конституции: «Президент может в любое время подать в отставку...»;
д) по территории действия нормы могут быть:
- республиканские (действуют в пределах государства);
- местные (действуют в пределах отдельной административно-территориальной единицы).
К числу первых относятся, например, нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти республики, ко вторым - местными органами (Советами депутатов, исполкомами);
е) по действию во времени:
- временные (обычно содержатся в переходных положениях конституций). Они регулируют переход от состояния до вступления в силу конституции, к состоянию, предусмотренному этой конституцией;
- постоянные (их большинство, они имеют неопределенный срок действия);
- исключительные (устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств). Такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм. Так, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, «осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом» (ст.63);
ж) по источникам, т.е. характеру актов, в которых они содержатся. Прежде всего, это конституционные нормы, устанавливаемые Конституцией Республики Беларусь. Они являются основными. Все другие правовые нормы исходят из норм Конституции и на них базируются.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: