Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Публицистический стиль речи




Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что значит «общест­венный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова «публицистика» (общественно-политическая литера­тура на современные, актуальные темы) и «публицист» (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи — ин­формирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического сти­ля речи — общественно-экономические, поли­тические, культурные отношения. Жанры пуб­лицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телеви­дению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи харак­терны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко исполь­зуются общественно-политическая лексика, раз­нообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная об­щественная проблема, анализируются и оцени­ваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, ис­пользуется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличают­ся достоверностью, точностью фактов, конкрет­ностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характер­ны страстность, призывность. Важнейшее тре­бование, предъявляемое к публицистике, — об­щедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффек­тивно воздействовать на читателя или слуша­теля, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чер­нышевского, Н. В. Шелгунова, историков В. С. Соловьева, В. О. Ключевского, В. В. Роза­нова, Н. А. Бердяева, выступления выдающих­ся русских юристов А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Аме­рике», «Заметки о мещанстве», «Несвоевремен­ные мысли»), В. Г. Короленко (письма А. В. Лу­начарскому), М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, И. Г. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. За­лыгин, В. Г. Распутин, Д. А. Гранин, В. Лакщин, академик Д. С. Лихачев.

Для публицистического стиля речи харак­терно широкое использование общественно-по­литической лексики, а также лексики, обозна­чающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психо­логии, слов, обозначающих внутреннее состоя­ние, переживания человека и др.

Для лексики публицистического стиля ха­рактерно использование образных средств, пе­реносного значения слов, слов с яркой эмоцио­нальной окраской,

Средства эмоционального воздействия, упо­требляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобра­зительно-выразительные средства художествен­ного стиля речи с той разницей, что основным их назначением становится не создание худо­жественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительнос­ти языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация ино­гда сочетается с повтором (нельзя терять ни од­ной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими сред­ствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не толь­ко..., а и; не столько..., сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговор­ные обороты речи (в том числе просторечия); ис­пользование литературных образов, цитат, язы­ковых средств юмора, иронии, сатиры (остроум­ных сравнений, иронических вставок, сатириче­ского пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логиче­ской доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных час­тей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в га­зетных текстах, для выразительности речи не­редко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, па­разитировать на теле общества.

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближне­го зарубежья. В предложениях в роли сказуе­мого часто выступают глаголы в форме повели­тельного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

К публицистическому стилю речи относят­ся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления — речи, доклады.

Главная задача устного выступления — это общение, возможность донести до своего слу­шателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопроси­тельные и восклицательные предложения, об­ращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются при­даточными предложениями, однородными чле­нами. Устная публичная речь богата фразеоло­гизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпи­теты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техничес­кую тему, то используются и некоторые широ­коупотребительные термины.

Художественный стиль речи

Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все эле­менты стиля художественного произведения, стиля писателя, стиля литературного направ­ления и т. д., то есть способы индивидуального или канонизированного целой писательской школой применения разнообразных средств об­щего языка.

Художественный стиль речи выделяется не всеми учеными, и рассматривается он в основ­ном как язык художественной литературы.

Художественный стиль речи отличается об­разностью, широким использованием изобрази­тельно-выразительных средств языка.

В художественном стиле речи, кроме типич­ных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, особенно разго­ворного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектиз­мы, слова высокого, поэтического стиля и жар­гонные, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического сти­ля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции — эстетической.

Если разговорный стиль выполняет по пре­имуществу функцию общения, или коммуни­кативную, научный и официально-деловой — функцию сообщения, или информативную, то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все Языковые средства, включаемые в художествен­ное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного худо­жественного стиля,

В литературе язык занимает особое положе­ние, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толсто­го, «единственно нужное размещение единст­венно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, ха­рактер, заставить читателя сопереживать с ге­роями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художе­ственной литературы, поэтому он всегда счи­тался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота — в произведениях худо­жественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это такие тро­пы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипер­бола и т. д.

Тропы (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреб­лено в переносном значении в целях достиже­ния большей художественной выразительнос­ти. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему со­знанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: ал­легория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синек­доха, сравнение, эпитет. (Словарь-справочник лингвистических терминов.) Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Тютчев) — олицетворение; Все фла­ги в гости будут к нам (Пушкин) — синекдо­ха; мужичок с ноготок, мальчик с пальчик — литота; Ну, скушай же тарелочку, мой ми­лый! (Крылов) — метонимия и т. д.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи:

анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инвер­сия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора. К средствам художествен­ной выразительности относятся также ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

 

 

Приметы дождя

С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, лас­точки летают низко, без времени голосят по двору петухи, облака вытягиваются по

небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дож­дем, хотя еще и не натянуло тучи, слышит­ся неясное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие кап­ли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и воз­никает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится не­долго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, ка­кой будет дождь, его, как только он начина­ется, называют ласково — дождиком: «дож­дик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает» (Паустовский).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...