Механизм реализации программы
Литература Гончаров Н.И.Октябрьский район.- Оренбург: Южный Урал,2002 Гришкевич Д.В. В глубь веков.- Октябрьское,2004 Каврев А.В.Село Октябрьское в годы войны.-Октябрьское,2004 Липунцова А.Ф. История села Октябрьское/Дипломн работа.-Октябрьское,2004 Мой отчий дом, родная сторона/ Каврева А.А.-Октябрьское,2003 Моргунова Н.Л.Археология…-Оренбург,2004 По тебе, Яик, слава добрая…- Оренбург,Южный Урал, 1999 Черных Е.Каргалы.Забытый мир.-М.:НОХ,1997
Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения Муниципальное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Октябрьский районный Дом пионеров и школьников
Программа Научное общество учащихся Краеведение
Автор программы
Каврева А.А., учитель истории высшей категории МОУ ОСОШ
Октябрьское – Оренбург Пояснительная записка Программа предназначена руководителям краеведческих кружков, классным руководителям, а также для профильного обучения учащихся классов с гуманитарной ориентацией. В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного так и вне школьного обучения. Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений краеведческого характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера. Цель: через обращение к духовной и материальной культуре родного края способствовать гуманитаризации и гуманизации школьного образования. Формирование у школьников средних общеобразовательных школ системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление истории малой родины.
Задачи курса: - объединить всех желающих заняться краеведческой работой; - развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности; - расширить кругозор, круг общения; - вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями; - дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках; - подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;
й 1 Вариант План работы средней группы
Итоговое занятие. Поездка в Оренбург к мемориалу «Вечный огонь»
обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности; - позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом; - позволить воспитанникам из конкретных лабораторных наблюдений (например, раскопки первобытного поселения) дойти в выводах до обобщения развития всего общества. Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности. Научная работа: -изучение архивов различного уровня; - исследовательская работа: - оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы. Творческая работа: - создание игровых пособий, дидактического и раздаточного материала; - составление сценариев проведения краеведческих мероприятий и интеллектуальных игр; - проведение заседаний, конкурсов, праздников. Агитационная работа: -выпуск тематических газет; - подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк); -выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей.
Экологическая работа: - исследование проблемы; - практическая деятельность по охране памятников природы; - участие в творческих конкурсах.
Этот вид работы особенно желателен на первом году обучения, когда пятиклассники с удовольствием включаются именно в природоохранную деятельность. Они наиболее восприимчивы к осознанию неповторимости родной природы, а через нее и родного края. Обычно в своих миниатюрах о малой родине они описывают природу. Методическая работа: - создание пособий краеведческого характера («Село родное - отчий дом», «Мой край родной» и т.п.); - участие в подготовке и проведении занятий в младшей группе; - выступления с исследованиями перед учащимися школы. Краеведческая работа: - изучение истории заселения и образования села, района, города; - изучение культуры и быта малой родины; - литературное краеведение.
Второй вариант. Цель: - использовать собранный предыдущие годы материал в качестве основы для создания научно- исследовательских работ; - активизировать работу бывшей «младшей группы» через деятельность в качестве «штурманов» у пятиклассников; - приобщение пятиклассников к работе в НОУ.
Программа учитывает и специально оговаривает возможность учета индивидуальных способностей и предполагает групповые и индивидуальные занятия, а также интерактивные методы обучения. Каждому школьнику предоставляется возможность выбора направления деятельности в соответствии с интересами. Готовясь к одному и тому же мероприятию, одни ведут поисковую работу, другие оформляют материал в соответствии с научными норами, третьи создают видеосюжеты, четвертые готовят материал к публикации и т. п., что не исключает выполнение комплексного выполнения задания одним школьником. Именно такие и
будут участниками исследовательских конкурсов. Другие же обретают общенаучные и специальные навыки, помогающие им в профилизации и социализации, даже если они и перестанут заниматься историческим краеведением. Данный курс апробирован автором в течение десяти лет в Октябрьской средней школе и на занятиях кружка «Юный краевед» ОЦДЮТиКр.
Планировани е курса дается в двух вариантах. Первый учитывает только возрастные особенности, при условии создания двух групп разновозрастных одновременно. Второй вариант показывает возможность одновременного изучения тем двумя группами, при условии, что имеется группа второго года обучения.
К Программе предлагается комплект дидактического материала и готовые работы, созданные НОУшатами в прошлые годы. Автор предполагает творческий подход педагогов, которые возьмут данную Программу за основу своей деятельности. Основные принципы курса Системность, воспитывающий и развивающий характер, доступность, индивидуализация, дифференциация, учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.
Механизм реализации программы 1.Подготовительный этап. Утверждение курса. Агитационная работа: выпуск листовок, беседы в пятых классах с привлечением «старшегруппников», носящие эмоционально окрашенный интригующий характер.
Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями. Набор групп. Входная диагностика. Основной этап. Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.). Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию. Промежуточное тестирование. Корректирование в соответствии с итогами тестирования. Подготовка исследований. Заключительный этап Защита исследовательских работ. Участие в археологической экспедиции. Публикация материала в СМИ. Выпуск пособий, буклетов и т. п. Участие в областных и Всероссийских конкурсах. Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам (памятники истории, природы, литературоведческие)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|