Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приёмы работы с детьми

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества детей и взрослых»

Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор МБУ ДО «ДТДВ»

От «» 20г. Лопатина Л.И.

Протокол № «»20 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетического направления

«Волшебная кисточка»

Возраст детей:7 - 11 лет.

Срок реализации: 3 года.

Автор- составитель:

Ивачёва Татьяна Викторовна

Педагог дополнительного образования

Пгт. Приаргунск, 2016 год.

 

Содержание

Вводная часть

1.Пояснительная записка……………………………………………….3 стр.

2.Цель и задачи обучения………………………………………………5 стр.

3.Основные принципы………………………………………………….6 стр.

4. Форма занятий………………………………………………………..6 стр.

5.Методы……………………………………………………………….. 7 стр.

 

Основная часть

 

1.Задачи 1 года обучения____________________________ 8 стр.

2.Тематический план_______________________________ 9 стр.

3.Содержание программы____________________________10 стр.

4.Оценка эффективности к концу 1 года обучения_______ 14 стр.

5.Задачи 2 года обучения_____________________________15 стр.

6.Тематический план________________________________ 16 стр.

7.Содержание программы____________________________ 17 стр.

8.Оценка эффективности к концу 2 года обучения________19 стр

5.Задачи 3 года обучения_____________________________20 стр.

6.Тематический план________________________________ 21 стр.

7.Содержание программы____________________________ 22 стр.

8.Оценка эффективности к концу 3 года обучения________24 стр.

9.Методическое обеспечение_________________________ 25 стр.

 

Заключительная часть

 

1.Литература_______________________________________ 27 стр.

2.Приложения______________________________________ 28 стр.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не возможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными для всех.

Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, педагог незаметно прикасается к этим уголкам.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Законом РФ «Об образовании», от 29 декабря 2012 г. №273

- Государственная программа РФ развития образования на 2013-2020г. От 15 мая 2013г. №792-р;

- Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017гг» от 1 июня 2012 года №761;

- Межведомственная программа развития дополнительного образования;

- Методические рекомендации Министерства Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Министерство Образования России от 31.01.2001г..№90/30-1б);

- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан РФ (стандарт второго поколения) Москва, «просвещение» 2009г.;

- Концепция дополнительного образования;

- Концепцией художественного - эстетического направления образования детей;

- Образовательная программа МБУ ДО ДТДВ;

- Устав МБУ ДО ДТДВ.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа объединения по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация программы объединения основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Актуальность программы

Программа «Волшебная кисточка» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.

Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

Программа «Волшебная кисточка» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы педагога из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.

Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.

Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой.

Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.

 

Цели: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка средствами изобразительного искусства и дизайна в рамках деятельности дополнительного образования.

 

Задачи:

Обучающие:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Познакомить учащихся с видами искусства.

- Формировать у учащихся практические умения и навыки выполнения, оформления готовых работ.

Развивающие:

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

- Развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

- Формировать способность разумно организовывать своё свободное время.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
Результативность образовательной программы.

Основная форма занятия – практическая творческая изодеятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы

 

 

Методы и приёмы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

- название материалов и инструментов и их назначение;

- правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- получать простые оттенки (от основного к более светлому);

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

- рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Выход программы. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера Дома творчества к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, объединение позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в объединении, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.

 

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.

Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра – путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, продуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.

По форме занятия – групповые, преимущественно с одновозрастным составом.

Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.

Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: изовикторина, выставки, просмотры.

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.

1-й год обучения – занятия 4 часа в неделю – 144 часа, во 2-й год обучения – занятия 6 часа в неделю – 216 часа, в 3-й год обучения - занятия 6 часа в неделю – 216 часа. Возраст обучающихся: 7-10 лет.

 

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 15 чел., второго года обучения – 10-12. третьего года обучения – 8 - 10 чел.

Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час(45мин +10 мин. +45мин.);

– во второй год обучения – два раза в неделю по 3 часа с 10-минутным перерывом каждый час(45мин +10 мин. +45мин. +10 мин. +45мин.);

– в третий год обучения – два раза в неделю по 3часа с 10-минутным перерывом каждый час(45мин +10 мин. +45мин. +10 мин. +45мин.).

Способы проверки результатов

 

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

- через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

Тестирование

Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами, методистами):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. (Приложение 1,2,3)

 

Предполагаемый результат реализации программы:

наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;

- понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;

- развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- умение находить новые нестандартные решения творческих задач;

- использование выразительных средств для создания художественного образа;

- усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.

 

Программа «Волшебная кисточка» - это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.

Первый год обучения 7-8 лет (4 часа в неделю)

Задачи на 1-й год обучения

- Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.

- Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.

- Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.

Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).

- Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

- Умение отличать технику исполнения.

 

 

Учебно – тематический план.

Первый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет. Практ. Всего
  Введение в программу      
1.1 Вводное занятие Посвящение в кружковцы. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. Техника безопасности.      
  Живопись      
2.1 Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.      
2.2 Королева Кисточка и волшебные превращения красок.      
2.3 Праздник тёплых и холодных цветов -    
2.4 Твоё настроение. Рисуем дождь. -    
2.5 Хоровод лесных растений -    
  Рисунок      
3.1 Волшебная линия      
3.2 Композиция. Выделение композиционного цвета -    
3.3 Создаём красивые узоры из точек. -    
3.4 Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек -    
3.5 Форма. Мои любимые игрушки -    
  Декоративное рисование      
4.1 Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы.      
4.2 На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи. -    
4.3 Декоративные узоры      
4.4 Орнамент      
4.5 Сказочная рыбка. -    
4.6 Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.      
4.7 Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных -    
  Выразительные средства графических материалов      
5.1 Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали      
5.2 Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна      
  Урок любования. Итоговое занятие      
  Экскурсии в музеи и на выставки   -  
  Итого      

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Первый год обучения

Раздел 1. Введение в программу (6ч)

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.

Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.

Раздел 2. Живопись (34ч)

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Тема 2.5. Хоровод лесных растений

Работа с акварелью, гуашью.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок (36ч)

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Композиция

Выделение композиционного центра.

Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.

Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Пятно

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.5 Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».

Раздел 4. Декоративное рисование (44ч)

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Мир полон украшений

Рисование простых цветов

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна».

Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи

Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».

Тема 4.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо - превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная рыбка

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».

Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Сказочная птица».

Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (16ч)

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 5.2. Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна

Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие (6ч)

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки (2ч)

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

 

Оценка эффективности программы к концу 1-го года обучения

 

К концу первого года обучения дети будут знать:

- основные и дополнительные цвета;

- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

- понятие симметрии;

- контрасты форм;

- свойства красок и графических материалов;

- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

- основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

- работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

- трудолюбие;

- самостоятельность;

- уверенность в своих силах.

 

Второй год обучения

8 - 9 лет

(6 час в неделю)

 

Задачи на 2 –ой год обучения

Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.

Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.

Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.

Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.

 

 

Учебно – тематический план.

 

Второй год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет Практ. Всего
  Основы художественной грамоты.      
1.1 Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.      
1.2 Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.      
1.3 Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности      
1.4 Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.      
1.5 Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция».      
1.6 Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.      
  Графика.      
2.1 Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.      
2.2 Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.      
2.3 Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.      
2.4 Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии      
2.5 Гравюра на картоне.      
2.6 Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.      
2.7 Связь с рисунком, композицией, живописью.      
  Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.      
  Итоговое занятие      
  Итого:      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

Раздел 1. Основы художественной грамоты (129)

Тема 1.1Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Зна
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...