Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Ценности личностного бытия.

Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы

 

Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы

№ п.п. Виды учебной работы Трудоёмкость, ч
семестр Всего
       
  Аудиторная работа    
-в том числе в интерактивной форме    
- лекции (Л)    
-в том числе в интерактивной форме    
- практические занятия (ПЗ)    
-в том числе в интерактивной форме    
- лабораторные работы (ЛР)    
-в том числе в интерактивной форме    
  Контроль самостоятельной работы (КСР)    
  Самостоятельная работа студентов (СРС)    
- изучение теоретического материала.    
- подготовка к аудиторным занятиям.    
- индивидуальные задания.    
  Итоговая аттестация по дисциплине: Экзамен / дифференцированный зачёт    
  Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ) 180 / 144 5 / 4 180 / 144 5 / 4

Содержание учебной дисциплины

 

4.1Модульный тематический план

 

Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины

Номер учеб­ного модуля Номер темы дисципли-ны Количество часов (очная форма обучения) Трудоёмкость, Ч / ЗЕ
Аудиторная работа Итог. аттестац. СРС
всего Л ПЗ ЛР КСР
                   
                     
                   
  Итого по модулю:               39/1,083
                     
                   
                   
  Итого по модулю:               51/1,417
                     
                   
                   
  Итого по модулю:               54/1,5
  Итоговая аттестация: экзамен / диф. зачет                
  Итого:               180/5 / 144/4
                     

Содержание учебной дисциплины

 

Модуль 1.Историко-философское введение.

Л –8 ч, ПЗ – 10 ч, КСР – 1 ч, СРС – 20 ч.

Тема 1. Философия – теоретически формируемое миропонимание.

Философия как первая форма теоретического отношения к миру. Происхождение философии, её отличие от прочих типов мировоззрений (мифологического, религиозного). Предмет и функции философии. Структура философского знания.

Тема 2. Исторические типы философствования. Классика. Современность.

Генезис философии в Древнем мире. Философские традиции Древней Греции, Индии, Китая. Причины возникновения философии как культурного феномена. Этапы философствования Запада. Античная философия, Средневековая христианская философия, философия эпохи Возрождения, Новоевропейская философия (Новое время и Немецкая классическая философия). Основные направления неклассической и современной философии. Русская философия как ценнейшее достояние отечественной культуры.

Модуль 2.Онтология и гносеология.

Л – 12 ч, ПЗ – 12 ч, КСР – 1 ч, СРС –26 ч.

Тема 3. Онтология. Понимание бытия.

Онтология как учение о фундаментальных структурах бытия. Семантика понятия бытие. Смысл вопроса о бытии. Классический вопрос о субстанции. Интерпретации категории субстанция.

Формы бытия и их соотношение. Понятия материя, сознание, дух, их сущность и различия. Вещь, свойство, отношение (типология вещей, системность, структура). Время и пространство, их изменения в различных слоях бытия.

Экзистенциально-феноменологическое понимание бытия. «Окружающая среда».

 

Тема 4. Диалектика категорий бытия и мышления.

Категории как предельно широкие понятия. Основные трактовки сути категорий. Онтологическая интерпретация категорий Аристотелем. Разработка системы категорий в философии И.Канта. Категории, систематизированные на базе диалектики (Г.Гегель). Переосмысление диалектического подхода в современной философии и критика классической диалектики. Категории феноменологически-экзистенциальной философии.

 

Тема 5. Теория познания.Философия науки.

Проблема отношения бытия и мышления. Основные концепции классической теории познания. Неклассическая постановка проблемы познания. Проблема субъекта и объекта. Понятие истина.

Эпистемология. Понятие классической науки. Формы и методы научного познания. Понятие научной теории. Парадигмы и научные революции.

Модуль 3.Социально-личностные проблемы курса.

Л – 12 ч, ПЗ – 14 ч, КСР – 2 ч, СРС –26 ч.

Тема 6. Философия истории.

Проблемы антропогенеза и эволюции истории. Эволюция человека в культуре, технике, языке, творчестве, социальных институтах. Характеристика человека как субъекта истории. Историческое сознание, его формы и ценность. Вопрос о наличии и критериях исторического прогресса.Основные модели общественного развития.Эволюция исторических форм. Трансформацияобществ.Диалог культур.

Тема 7. Социальная философия.

Человек как социальное существо. Типы социальных общностей. Понимание и объяснение социальной реальности. Общественная жизнь: ее структура, состав, формы. Социогенез. Практики языка, одомашнивания, социализации, приобщения к культуре (антропотехники). Роль понимания в социальной коммуникации. Суть требований общества к человеку. Характеристика современного общества.Понятие информационного общества. Роль информации в обществе, истоки информационного общества, перспективы развития и проблемы информационного общества.

Тема 8. Ценности личностного бытия.

Этно- и культурогенез. Личность в культуре. Отношения между «я» и «другим». Эпоха «индивидуализма». Система ценностей. Любовь. Возможность для новой солидарности людей.Мораль и право. Справедливость. Искусство. Понятия прекрасного и безобразного. Свобода и ответственность. Гуманизм и гуманность. Добро и зло. Специфика человека среди прочих живых существ с точки зрения философской антропологии. Основополагающие культурные практики воспитания человека. Роль культурных норм и ценностей в организации поведения людей. Различия и формы взаимодействия массовой и элитарной культуры. Культура общения и уважение. Отношение Бога и человека в религиозной антропологии. Негативная и позитивная оценки религии. Смысл жизни. Будущее человечества.

 

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена

- Экзамен по дисциплине проводится в устной форме по билетам. Билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание.

- Экзаменационная оценка выставляется с учётом результатов промежуточного контроля.

Теоретические вопросы к /экзамену:

Что такое философия? Ее предмет, функции, структура философского знания.

Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные мифологические и религиозные картины мира.

Роль философии в современном мире

Причины возникновения философии в Древней Греции и ее основные черты.

Досократики. Понятие первоосновы. Вопрос о бытии (элеаты и атомисты).

Сократ. Платон (Учение об идеях). Метафизика Аристотеля.

Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

Эмпиризм и понятие опыта (Ф.Бэкон, Д.Локк).

Рационализм и принцип самосознания (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Философия И. Канта.

Философия Г.В.Ф.Гегеля.

Русская религиозная философия. В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Философия К.Маркса и Ф. Энгельса.

Судьба марксизма в России.

Основные направления и проблемы философии XX века.

Материя как субстанция и ее атрибуты.

Понятия движения и развития.

Диалектика, ее принципы, законы, категории.

Отражение как атрибут материи. Эволюция форм отражения.

Проблема идеального. Сознание как высшая форма психики.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык.

Познание как отражение и познание как конструирование действительности.

Истина как цель и результат познания. Критерии истины.

Уровни, формы и методы научного познания.

Антропосоциогенез: проблемы и дискуссии. Общество и его структура.

Цивилизационный и формационный подходы к истории.

Социальная сущность человека. Сущностные силы человека: труд и сознание, способности и потребности, язык.

Смысл человеческого существования. Ценности повседневной жизни и культура чувств.

Общественное бытие и общественное сознание. Структура общественного сознания. Базис и надстройка.

Политическая философия.

Философия морали

Понятие постиндустриального (информационного) общества. Роль информации в современном обществе.

Техника, ее роль и место в развитии современного общества. Образ и миссия инженера в современном мире

Понятие научно-технического прогресса. Концепция технико-экономических укладов.

Место России в современном мире. Проблема будущего России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...