Тема 8. Ценности личностного бытия.
Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы
Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы
Содержание учебной дисциплины
4.1Модульный тематический план
Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Модуль 1.Историко-философское введение. Л –8 ч, ПЗ – 10 ч, КСР – 1 ч, СРС – 20 ч. Тема 1. Философия – теоретически формируемое миропонимание. Философия как первая форма теоретического отношения к миру. Происхождение философии, её отличие от прочих типов мировоззрений (мифологического, религиозного). Предмет и функции философии. Структура философского знания. Тема 2. Исторические типы философствования. Классика. Современность. Генезис философии в Древнем мире. Философские традиции Древней Греции, Индии, Китая. Причины возникновения философии как культурного феномена. Этапы философствования Запада. Античная философия, Средневековая христианская философия, философия эпохи Возрождения, Новоевропейская философия (Новое время и Немецкая классическая философия). Основные направления неклассической и современной философии. Русская философия как ценнейшее достояние отечественной культуры. Модуль 2.Онтология и гносеология. Л – 12 ч, ПЗ – 12 ч, КСР – 1 ч, СРС –26 ч. Тема 3. Онтология. Понимание бытия. Онтология как учение о фундаментальных структурах бытия. Семантика понятия бытие. Смысл вопроса о бытии. Классический вопрос о субстанции. Интерпретации категории субстанция. Формы бытия и их соотношение. Понятия материя, сознание, дух, их сущность и различия. Вещь, свойство, отношение (типология вещей, системность, структура). Время и пространство, их изменения в различных слоях бытия.
Экзистенциально-феноменологическое понимание бытия. «Окружающая среда».
Тема 4. Диалектика категорий бытия и мышления. Категории как предельно широкие понятия. Основные трактовки сути категорий. Онтологическая интерпретация категорий Аристотелем. Разработка системы категорий в философии И.Канта. Категории, систематизированные на базе диалектики (Г.Гегель). Переосмысление диалектического подхода в современной философии и критика классической диалектики. Категории феноменологически-экзистенциальной философии.
Тема 5. Теория познания.Философия науки. Проблема отношения бытия и мышления. Основные концепции классической теории познания. Неклассическая постановка проблемы познания. Проблема субъекта и объекта. Понятие истина. Эпистемология. Понятие классической науки. Формы и методы научного познания. Понятие научной теории. Парадигмы и научные революции. Модуль 3.Социально-личностные проблемы курса. Л – 12 ч, ПЗ – 14 ч, КСР – 2 ч, СРС –26 ч. Тема 6. Философия истории. Проблемы антропогенеза и эволюции истории. Эволюция человека в культуре, технике, языке, творчестве, социальных институтах. Характеристика человека как субъекта истории. Историческое сознание, его формы и ценность. Вопрос о наличии и критериях исторического прогресса.Основные модели общественного развития.Эволюция исторических форм. Трансформацияобществ.Диалог культур. Тема 7. Социальная философия. Человек как социальное существо. Типы социальных общностей. Понимание и объяснение социальной реальности. Общественная жизнь: ее структура, состав, формы. Социогенез. Практики языка, одомашнивания, социализации, приобщения к культуре (антропотехники). Роль понимания в социальной коммуникации. Суть требований общества к человеку. Характеристика современного общества.Понятие информационного общества. Роль информации в обществе, истоки информационного общества, перспективы развития и проблемы информационного общества. Тема 8. Ценности личностного бытия. Этно- и культурогенез. Личность в культуре. Отношения между «я» и «другим». Эпоха «индивидуализма». Система ценностей. Любовь. Возможность для новой солидарности людей.Мораль и право. Справедливость. Искусство. Понятия прекрасного и безобразного. Свобода и ответственность. Гуманизм и гуманность. Добро и зло. Специфика человека среди прочих живых существ с точки зрения философской антропологии. Основополагающие культурные практики воспитания человека. Роль культурных норм и ценностей в организации поведения людей. Различия и формы взаимодействия массовой и элитарной культуры. Культура общения и уважение. Отношение Бога и человека в религиозной антропологии. Негативная и позитивная оценки религии. Смысл жизни. Будущее человечества.
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена - Экзамен по дисциплине проводится в устной форме по билетам. Билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание. - Экзаменационная оценка выставляется с учётом результатов промежуточного контроля. Теоретические вопросы к /экзамену: Что такое философия? Ее предмет, функции, структура философского знания. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные мифологические и религиозные картины мира. Роль философии в современном мире Причины возникновения философии в Древней Греции и ее основные черты. Досократики. Понятие первоосновы. Вопрос о бытии (элеаты и атомисты). Сократ. Платон (Учение об идеях). Метафизика Аристотеля. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Эмпиризм и понятие опыта (Ф.Бэкон, Д.Локк). Рационализм и принцип самосознания (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Философия И. Канта. Философия Г.В.Ф.Гегеля. Русская религиозная философия. В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк. Философия К.Маркса и Ф. Энгельса. Судьба марксизма в России. Основные направления и проблемы философии XX века. Материя как субстанция и ее атрибуты. Понятия движения и развития. Диалектика, ее принципы, законы, категории. Отражение как атрибут материи. Эволюция форм отражения. Проблема идеального. Сознание как высшая форма психики.
Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Познание как отражение и познание как конструирование действительности. Истина как цель и результат познания. Критерии истины. Уровни, формы и методы научного познания. Антропосоциогенез: проблемы и дискуссии. Общество и его структура. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Социальная сущность человека. Сущностные силы человека: труд и сознание, способности и потребности, язык. Смысл человеческого существования. Ценности повседневной жизни и культура чувств. Общественное бытие и общественное сознание. Структура общественного сознания. Базис и надстройка. Политическая философия. Философия морали Понятие постиндустриального (информационного) общества. Роль информации в современном обществе. Техника, ее роль и место в развитии современного общества. Образ и миссия инженера в современном мире Понятие научно-технического прогресса. Концепция технико-экономических укладов. Место России в современном мире. Проблема будущего России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|