Ощущения.сущность ощущений.
Ощущение представляет собой начальную ступеньку познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалистической теории отражения, ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Ощущение - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств человека; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
- 1) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных окончаний и находящихся на периферии центральной нервной системы;
- 2) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
- 3) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе. Это возбуждение от него по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть "входы" центростремительных нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность - в центральной извилине.
Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром.
Классификация ощущений
Ученые со всего мира на протяжении многих лет пытались дать ощущениям точную классификацию, основываясь на разнообразных теориях, принципах. Одной из наиболее правильных считается та, в которой применяется уровневый подход (основатель английский невролог Г. Хэд):
- Чувствительность протопатического типа считается самой ранней по периоду возникновения и наиболее примитивной. Она имеет тесную связь с эмоциональными состояниями и при этом у нее мало общего с мыслительными процессами. Те ощущения, что к ней относятся, считается, невозможно словесно описать.
- Эпикритическая чувствительность является полной противоположностью предыдущего вида. Благодаря ей возникают категориальные наименования ощущений (к примеру, желтый, серый, но не «аромат кофе», «аромат духов»).
Стоит отметить, что не менее популярной считается классификация и характеристика ощущений по степени специфичности каждого органа чувств:
- Зрительные возникают в результате воздействия света. Органом, что воспринимает данные ощущения, есть сетчатка оболочки глаза.
- Обонятельные отражают запахи и все, что с ними связано. Так, пахучие вещества проникают в носоглотку, точнее в ее верхнюю часть, воздействуя на обонятельный анализатор.
- Слуховые воспринимают звуки, как различной силы (тихие или громкие), качества (шум, игра на музыкальном инструменте), так и высоты (высокие и низкие).
- Осязательные ощущения отражают болевые воздействия, вызванные внешними факторами, температуру и окружающих человека предметов.
- Вкусовые передают некоторые химические свойства веществ, что были растворены или в слюне, или в воде.
Виды и классификация ощущений до сих пор находится в разработке, потому как за последние несколько десятков лет были созданы новые принципы их систематизации, а вместе с тем расширились и научные знания о каждом виде сенсорной системы.
26. индивид, индивидуальность, личность.
Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях. Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: