Не нарушить пришел я, но исполнить.
…ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. /Ев. Матфея, 5. 17,20/. Около двух тысяч лет назад, в далекой Палестине, обратившись к толпе с Нагорной речью, Иисус Христос заявил, что насилие ради возмездия бессмысленно, так как порождает новое насилие – и так будет бесконечно. В законе дозволено платить злом за зло. А я вам говорю: не мсти обижающему тебя. У Моисея сказано: люби ближнего твоего и возненавидь врага. А я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро тем, которые вас ненавидят, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; Ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. /Ев. Матфея, 5. 39-45/. Эти слова не стоит понимать как пассивное непротивление злу. Вот как толкует эту заповедь святой апостол Павел: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. … если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; Ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. … Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. /Римлянам. 12. 21, 0, 19/. Весь Ветхозаветный декалог сконцентрировал Иисус Христос в двух заповедях, сказав, что первой наиглавнейшей заповедью является ЛЮБОВЬ К БОГУ, а второй заповедью, подобной первой, является ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ. …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?.. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?.. Не так же ли поступают язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. /Ев. Матфея. 5. 46-48/. Что-то странное, никогда не слыханное, парадоксальное услышали люди в проповеди этого бледного, изможденного человека, в глазах которого горел огонь веры.
Но как простому человеку подражать Богу – невидимому Духу, Творцу всего мира? Зная, что любить врагов (кстати, отличительная черта христианина), человеческими силами невозможно, Спаситель говорит: Человекам это невозможно, Богу возможно… Пребудьте в любви моей… Важнейшая заповедь Христа гласила: Да любите друг друга, как я возлюбил вас. До самой крестной смерти Своей и вознесения Спаситель не переставал учить словом и примером. Жил в бедности и труде, терпел страдания и гонения, любил всех людей, принимал кающихся грешников, молился за своих мучителей и убийц: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. /Ев. Луки.23.34/. Но неугодно Богу и наружное, лицемерное благочестие. Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день «Господи»!...И тогда я объявлю им: «Я никогда не знал вас; Отойдите от меня, делающие беззаконие. /Ев. Матфея.7.21-23/. В ложном своем понятии о Царстве Мессии ожидали себе иудеи всевозможных земных благ и преимуществ. Но не то обещает Христос своим последователям. Он, конечно, знал, как будет встречено Его Учение мира и любви, правды и милости теми, кто привык жить среди вражды, лжи, эгоизма. …если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. /Ев. Матфея. 7. 11/. Он знал, что люди себялюбивые, думающие только о своих выгодах, восстанут против Него и возненавидят Его последователей. Это новое нравственное Учение не изменило мир, и до наших дней мудрым предостережением всем нам звучат слова Христа: Не давайте Святыни псам, и не бросайте жемчуга знаний ваших перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас. / Ев. Матфея.7.6./.
Другими словами – всему есть предел, наверное. Нельзя бесконечно доверять лживым, надеяться на предателей. Наивно ждать, что завистники будут радоваться твоим успехам, а чёрная душа рождённого ползать и пресмыкаться раскается и поверит Богу, чтобы увидеть этот прекрасный мир с высоты птичьего полета. По другим требованиям Новозаветной морали заповедуется: прощать обидчиков и людей согрешивших против вас. Великая житейская мудрость в словах тех: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, … и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. /Ев. Матфея.5.25-26/. Нельзя служить в одно и то же время двум господам, Богу и богатству. Не собирайте себе сокровища на земле… Но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржавчина не истребляет и где воры… не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. /Ев. Матфея. 6. 19-21/. …не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?» или «Что пить?» или «Во что одеться?» …Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это приложится вам. /Ев.Матфея.6.31-33/. Эти слова следует понимать не как беззаботное и бесцельное существование на земле, а как жизнь по Закону Божьему, при котором бытовые проблемы не должны тормозить духовное развитие личности. Жалкие люди, в богатстве своем думающие только о том, как бы успокоить, накормить и нарядить самого себя, употребляют, таким образом, во зло все дары Божии – средства, данные им для усовершенствования и для помощи ближнему. Они отличаются от животных только тем, что могут придумывать и произвольно выбирать, чем и как удовлетворить свои желания. Но и богатство само по себе не грех, порицается лишь алчность, жадность и порочность. Не богатство и родовитость и не сокровища земные помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, исполнение Законов Его, доброе отношение к ближнему. А ближними являются не только друзья и родственники, но и люди всех наций и вероисповедания. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; -поясняет Святой апостол Иоанн Богослов, - ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. /1-е Соборное Послание. 4.20/, Учение Иисуса Христа в нравственном и философском смысле совершенно по чистоте и возвышенности своих идеалов и взглядов на мир, ясно и логично по силе мыслей и убедительности аргументов. Сказано древними: «Не прелюбодействуй». А я говорю, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением… уже прелюбодействовал… в сердце своем. /Ев. Матфея. 5. 27,28/. Святой апостол Павел поясняет эти слова, осуждая супружескую измену и разводы: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; Блудников же и прелюбодеев судит Бог. /Послание к Евреям.13.4./. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: Любящий свою жену любит самого себя. /Послание к Ефесянам.5.28/. Вот такие философско-нравственные ориентиры излагаются в Нагорной Проповеди, где показан образ истинного христианина, превратившего свою жизнь в великое служение Богу, являющему собой воплощение ДОБРА, СВЕТА и РАЗУМА. Когда раздаешь милостыню, - продолжал Спаситель, - Не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли люди. Старайся, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. И научил учеников своих той молитве, которую повторяют все христиане на всех языках и наречиях мира: Отче наш, сущий на Небесах! Да святится Имя Твое; Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь./ Ев. Матфея.6.9-13/. Все мы готовы осуждать другого, не видя собственных своих недостатков. Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким и вас будут судить, - говорил Спаситель народу. Не осуждайте, и не будете осуждены. /Ев. Луки. 6. 37/.
«Господи даруй ми зрити прегрешения и не осуждати брата моего» – звучит покаянная молитва. Ведь только скажешь себе: «Я лучше всех. У меня все хорошо…» – и успокоишься, - на этом закончится твой прогресс и успех. Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Потому что без сильного и твердого желания невозможно добиться чего-то существенного в этом мире. Ни старания родных и наставников, ни пример других людей, ни молитвы святых, ни даже сама проповедь Спасителя, его страдание и смерть, не исправят человека, пока он сам того не захочет. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. /Ев. Матфея. 7. 7-8/. Действовать человек должен по своему свободному выбору, потому что человеку дана свободная воля, так же как и способность отличать хорошее от плохого. Не всякого принимайте, кто придет во имя мое, но узнавайте людей по делам их. – Серьёзное предупреждение и в наше время. – Берегитесь лжепророков… /Ев. Матфея.7.15/. И нелегка, но вполне доступна сильная в своей правоте истина: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. /Ев. Матфея. 7. 12./. Чтобы придерживать соблюдения правил Учения Христова, нужно, в первую очередь, проявлять терпение, смирение, доброту и милосердие. «Царство Божие силою берется» – сказал Господь однажды. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», - много сил потребуется, чтобы оказаться в числе этих немногих. Нелегок путь, но велика награда в конце этого пути. С давних пор и до нашего времени Нагорная проповедь оказывает огромное влияние на людей. Содержащиеся в ней основные морально-этические и религиозно-философские взгляды, нормы и идеалы Новозаветного Учения вместе с Ветхозаветным декалогом стали основой христианства. Как философско-нравственная сердцевина христианского вероучения, Нагорная проповедь является наиболее дискутируемой темой у проповедников прошлого и настоящего времени, с момента её произнесения к её содержанию не ослабевает интерес человечества на протяжении почти двадцати веков. Как в былые времена, так и сейчас Нагорная проповедь с неослабевающей силой привлекает к себе внимание исследователей, философов и толкователей, как из среды ученых, так и из среды учителей и отцов церкви. Нагорную проповедь поясняли такие знаменитые богословы как Иоанн Златоуст и Августин Блаженный, во всем мире о ней написаны огромные библиотеки книг, богословские трактаты и другие труды. В наше время существует большое количество толкований Нагорной проповеди (даже взаимоисключающие), особенно в протестантстве, имеющем массу различных направлений и взглядов.
Ключом к истинному пониманию Нагорной проповеди является учение Иисуса Христа и Слово Божие, содержащееся в Библии. Разные пояснения Учения Иисуса Христа породили целый ряд сект, лжеучений и систем, которые, умело фальсифицируя понятия из Библии, искажают суть настоящего Учения. Критерием для определения истинности при пояснении Учения Иисуса Христа должны быть Библия, логика, здравый смысл и ясный рассудок, и сердце, открытое для Бога. Только всесторонний, всеобъемлющий подход к Личности Христа, только объективное сравнение и тщательное исследование Его жизнеописаний, и грамотное изучение Библии, смогут дать целостное и многогранное представление об этом Учении. С того самого дня и до нашего времени Нагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, на формирование духовного облика и религиозно-философское развитие человека, указывая путь людям к всестороннему совершенству. Положительно воздействует на поступки и общественные взаимоотношения, улучшение не только отдельной личности, но и мировой цивилизации, а также на политическое устройство всего общества. Произнесенное почти две тысячи лет назад Учение Спасителя Иисуса Христа произвело сильнейшее незабываемое впечатление на слушающих Его людей. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился Учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий. А не как книжники и фарисеи. Когда же Он сошел с горы, за ним / в город Капернаум/, последовало множество народа. /Ев.Матфея.7.28./. Этот подлинный факт говорит об огромном интересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты Его слов и о распространении Его учения среди народов всего мира. …На третий день после мученической кончины Спасителя, на рассвете великого дня Воскресенья пронеслась среди людей весть Ангела: «… Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее: там Его увидите…» /Ев. Матфея. 28. 7./. и одиннадцать учеников (исключая несчастного Иуду Искариота) пошли в Галилею,… И увидевши Его, поклонились Ему;.. И приблизившись Иисус сказал им: Дана Мне всякая власть на Небе и на Земле: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. /Ев. Матфея. 28. 17-20/. > Литература: 1. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. 2. Восторгов И.И. Полн. Собр. соч. Т. 1. Проповеди 1899-1890 гг. М. 1914; М. 1995. 3. Бахметова А.Н. Земная жизнь Иисуса Христа. М. 1894; Тамбов 1991. 4. http:/www.ushakov.mifru.dol.ru 5. http:/www.vvs.online.comstar.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|