Марийцы, как этническая общность в период закрепления в составе русского государства
Добро пожаловать О книге: В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них. Приятного прочтения МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА Предпосылки и сам ход покорения окрепшим Русским государством «преименитого и славного города Казани» достаточно хорошо освещены в существующей литературе. Не менее полно раскрыты и те решительные изменения, которые в связи с этим событием произошли в исторических судьбах народов Среднего Поволжья. Но мы не можем не остановиться на некоторых важных вопросах, имеющих прямое отношение к довольно сложной социально-политической обстановке в Марийском крае во второй половине XVI в., вызванной противоречивыми тенденциями развития феодального базиса. Таких противоречий, резко окрашенных военными столкновениями совершенно различных противоборствующих сил, накопилось так много, что, казалось бы, спокойный лесной край мирного труда на целый ряд десятилетий приковал к себе внимание русского правительства и тогдашней литературы. Настоящим бедствием для марийского народа было то, что, находясь в подчиненном положении от Казанского ханства, он оказался ввергнутым в войну с Русским государством, которая в общем-то была чужда его интересам. Незадолго до взятия Казани татарская верхушка направила крымскому хану льстивую грамоту о том, что о его «жаловании челом бьют» и просят о военно-политической помощи не только «Казанские земли Мамай князь в головах, и уланы, и молны, афизы, изеи, и все князи», но и феодально зависимое от них население — «и сотенные князи, и десятники, и горние люди, и арские князи, и вси люди». Но реальные события свидетельствовали о другом. Уже в 1546 г. Горная сторона отпала от Казани и затем отошла к Москве фактически мирным путем. Важнейшим условием этого события был тот факт, что в 1551 г. русский государь «в ясаках полегчил» положение местного населения». И при последующей борьбе с Казанью «нагорная страна черемиса отступила от них вся и заложишася за московского царя». Об обстановке на Луговой стороне в 1551 г. не менее красноречивы такие слова летописца: «казанцы предашася великому князю московскому и за него сами ся заложиша со всею другою половиною большею земли своея, с нижнею черемисой, добровольно, и без брани и без пролития крови».
Однако в следующем году события повернулись иначе. Враждебные Москве группировки казанских феодалов решили дать бой правительству Ивана Грозного, рассчитывая при этом не столько на собственные силы, сколько уповая на военную помощь крымского хана и ногайского владетеля, а также на отвлекающие от Казани боевые действия подневольных союзников — марийских ополченцев во главе с их «сотенными князьями. Надежда на поддержку последних объясняется тем, что только эти авторитетные среди рядовой массы марийцев и облеченные общинной властью лица могли собрать сколько-нибудь крупное ополчение и направить его под Казань во фланг подступившему русскому воинству. Коварный замысел стоящих на краю гибели казанских правителей удался и, как писал князь А. Курбский, «собралися Черемисы Луговыя не мало, и ударили на наши станы задние, в Галицкой дороги, и немало стад коней наших отграмили». Вполне понятно, что, поставив перед собой цель решительного и быстрого сокрушения Казани, московские воеводы обрушили удары и на ее союзников: русское войско «...разлетешася аки птица по всей земли той, и воеваху, и пленяху Казанскую землю и область всюде, невозбранно ходяще на вся страны около Казани и до конец ея. И быша убиения человеческая велика, и кровми полияся вар-варьская земля; блата и дебри, и езера и реки намости-шася черемискими костми».
Как бы ни были возбуждены этим погромом прика-занские марийцы, все же они вскоре поняли, за какое безнадежное и чуждое им дело они сражались. Предоставим в этой связи слово подлинному свидетелю событий сразу же после падения Казани: «Черемиса же луговая досталная вся, сведавше того же дни взятие великого града своего, и изыдоша из острогов своих старейшины их и сотники, кои были не взяты еще. И собрав-шеся мнозии, приидоша в Казань ко царю самодержцу с великим смирением и покорением, и предашася ему вси, и назваша себе новым царем. Он же возлюбил их,и пожаловал на обеде своем, накормив их и напоив, й даст им семена земные, и коня, и волы на орание, инем же и одеяние дасть и сребрениц понемногу... И отпусти их по местом своим жити без боязни, наказав воеводам, да закажют всем своим не обидети их ничем же. И преписаша тех оставшихся от воевания живых 93 000 и 75 человек». Из этого отрывка следует, что Иван Грозный, хорошо понимавший роль марийских сотников, стремился их облагодетельствовать и замирить, но в то же время повелел учинить перепись «черным людям», чтобы наложить на них государевы «прямые ясаки», которые взимались с них и при татарском владычестве. Однако желанного мира достигнуть не удалось. Спустя два месяца началась новая длительная полоса антирусской борьбы, в которой участвовали и марийцы, но возглавляли ее, по точному выражению казанского летописца, бывшие «владельцы их, уланове и князи и мурзы», т. е. сохранившие еще силу татарские феодалы. В этой связи справедлив вывод, сделанный в свое время Г. Пе-ретятковичем: «При связях и при влиянии, которыми они (казанские феодалы. — К. К-), по всей вероятности, обладали между инородческим населением, им не особенно трудно было организовать восстание в стране, где столько времени они управляли и где, следовательно, вся администрация края находилась от них в зависимости. В возникших в скором времени восстаниях, наряду с казанскими князьями и мурзами, действуют также выдающиеся люди из инородцев, «сотенные князья». Серия восстаний 1552—1557 гг. охватила значительную часть Волго-Камья и порой достигала большого ожесточения и кровопролития. Сложные перипетии этой борьбы, в которой переплетались и антифеодальные выступления крестьян и своекорыстные устремления местной социальной верхушки сохранить свои прежние привилегии, неоднократно освещались в специальной литературе, что избавляет нас от необходимости подробно следовать по всем ее этапам. Отметим лишь те моменты этой войны, в которых наиболее отчетливо проявилась сущность тогдашней социально-политической обстановки в Марийском крае. Интересные данные на этот счет мы находим, например, в подробном «Летописце Русском».
Прежде всего обращает на себя внимание довольно широкий размах антифеодального движения, в котором принимали участие как разрозненные, так и объединенные отряды луговых марийцев и удмуртов («арских людей»). Зимой 1553 г. «изменили луговые люди, ясаков не давали, а ясачников, которые ясаки на луговой збирали.... побили, и пришли на Арское, и соединачи-лись вси содново» для борьбы с царскими воеводами. Восставшие «город себе поставили на Меше реке, от Казани от города 70 верст, и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися». В следующем году этот город был разрушен русским войском, но война разлилась по еще большей территории: «А война их была от Казани и по Каму, а от Волги за Ошит, и за Уржум, и на Илит, и под Вяцкие волости, от Казани вверх по Каме пол-третья ста верст, а от Волги к Вятке поперег двести верст; а ходили ис Казани четыре недели; а не была война вверх по Волге и по Кокшагам и по Руткам». Из этого следует, что в 1553—1554 гг. наибольшей активностью отличались марийские ополчения Галицкой, Алатской и Арской дорог. Но в 1555 г. понадобился большой карательный поход царских воевод в центральные (по Кокшагам) и западные (по Ветлуге и Рутке) районы Марийского края. Кстати, при описании этого похода летопись впервые дает перечень кокшайских волостей: «А от больших воевод была война в волостях, в Шушурше, да в Хозякове, да Вошли, да в Мазарех в обоих, да в дву волостях в Оршах, в малой, да в большой, да в Битше, да в Кушкуле, в Сороке Куншах, да в Васильукове Балаке, да Мамичь Бердеевы волости, да Киле.еву волость, да Кикину волость, да Култуян Кок-шан, в болшой да в малой, да волость Сызад Дадмаши, да Монам, да Кермечи, да Улылзы».
В этом перечне интересно то, что названия ряда волостей носят не топонимический (Шушурша, Вошла и т. д.), а ономастический характер (Хозякова, Василь-укова, Мамичь Бердеева, Килеева, Кикина), что и послужило Г. Перетятковичу поводом к следующему примечанию: «сотенные князья были, кажется, и начальниками волостей; некоторые волости прозываются именами отдельных людей, называвшихся при этом «сотенными князьями». В таком аспекте самое понятие «волость», приложенное летописью к отдельной территориальной группе кокшайских марийцев, полностью совпадает с истинным его древнерусским значением сельской округи с населением, находящейся под чьей-то авторитарной властью, в данном случае не обязательно даже феодального свойства. Среди упомянутых «начальников волостей» (по М. Н. Тихомирову, «старшин») выделяется колоритная фигура Мамичь Бердея — «лугового сотного князя», с именем которого связан ряд важных событий описываемых бурных лет. Несомненно, это был незаурядный военный предводитель, доставивший много неприятностей царским воеводам. Так, во время краткого замирения после побоища 1555 г., когда «и Арские и побережные люди все укрепилися у государя и ясаки все сполна поплатили», непокорными остались «луговые сотники Мамичь Бердей с товарищи», которые «воруют по старому на Волге, приходя на суды. И государь на них рать свою большую послал». Далее события разворачивались таким образом: по словам горных людей, в 1556 г. «приходил Мамичь Бердей их воевати, а с ним было две тысячи человек», но был предательски схвачен и выдан в Москву, где при допросе дал интересное показание: «взял было из Ногаи царя, и царь им не учинил никоторые помочи, и он царя убил и всех Ногай побил, да сложился с Арскими людьми, а сам пошел на горную сторону тех отводити от царя и великого князя». Пояснение к действиям Мамичь Бердея мы находим в другом источнике — сочинении князя А. Курбского: «А потом взяла была Черемиса Луговая царя собе с Ногайские орды, броняшеся Христианом и воююще;...потом же егда рассмотривши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки триста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: «Мы было взяли тебя того ради на царство, з двором твоим, да обороняеши нас; а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел: а ныне глава твоя да царствует на высоком коле!... Потом избравше собе своих атаманов, бьющеся и воююще с нами (русскими.— К- К-) крепце, аки два лета».
Под рукой талантливого автора, каким был князь Андрей Курбский, сообщаемые факты обрели характер живой зарисовки дружинного, военно-демократического порядка, свойственного марийцам XVI в. И, действительно, мы видим здесь и выборность временных, видимо, вожаков на случай ратного дела, и признанных вождей, — «сотенных (волостных) князей» с более прочной представительной властью, имевшей уже наследственный характер (известны «Мамичь Бердеевы дети, бьющие челом государю) ш, а также приглашаемых на «общественную службу» сторонних витязей, которых можно было низвергнуть и даже убить как не оправдавших себя. Роль этих предводителей в те беспокойные времена была настолько очевидной, что русские воеводы в своей борьбе с восставшими особенное внимание обращали на пленение или истребление сотников, а нередко на то и другое вместе. Осенью 1555 г. в Казанской земле было убито 1560 «именитых людей, князей и мирз, да сотных князей, да лучших казаков». Восстание стало затухать в 1557 г. только тогда, когда усилиями русских воевод «извелися все лучшие казанские люди, их князи, мирзы и казаки, которые лихо делали» (Никоновская летопись) 132. Казанский летописец к этому добавляет: «Мало же их живых осташа во всей земли Казанской, и разве простых живых людей и худых и немощных и убозех земледелец». Правда, здесь налицо определенный литературный прием, так как многие «именитые люди» почли за благо перейти на службу к московскому государю и тем самым сохранить свою жизнь и состояние. Но факт остается фактом: большие потери в людской силе, в том числе в руководящей верхушке, принудили луговых марийцев просить мира: в мае 1557 г. «луговые люди прислали бити челом о своих винах, чтобы государь пожаловал их, вину им отдал, и учинил их в холопстве, как и горных людей, и ясак велел има-ти, как прежние цари имали». Сразу же после того, как «казанское дело в конечное смирение пришло», московское правительство приступило к наведению твердых феодальных порядков в новоприобретенной области, причем первой своей задачей оно считало наделение землей русской знати и испо-мещеиие в Приказаиье простых «пашущих людей». В 1557 г. казанский наместник князь П. И. Шуйский определил: села, находившиеся во владении у казанских царей и князей, разделить между московским государем, наместником, духовенством и детьми боярскими. А так как земли эти в значительной мере из-за войны запустели, около Казани было поселено много русских людей, и стали они пахать «на государя и на всех вместе с новокрещенными и чувашами». После первой раздачи земель велено было описать их, чтоб можно было знать, какие земли заняты и кем, какие лежат впусте и никем не заняты, но «впред в поместье роздати доведется». На основании этих описей 1565—1567 гг. и 1602—1603 гг. выясняется, что, несмотря на создание господствующего русского феодального землевладения, в значительной мере сохранилось служилое татарское землевладение. Более того, даже в XVIII в. некоторые феодалы татарского происхождения умудрялись собирать ясак на себя лично «украдом», утаивая его от государевой казны 136. В коренных марийских землях взрослое население оказалось в прямой феодальной зависимости от государства и платило ясаки, но сохранило за собой право наследственного владения прежними пахотными землями и общинными угодьями. О повинностях крестьян, кроме уплаты ясака, достаточно полно свидетельствует уставная грамота Казанской земле 1574 г. Оказывается, податное население платило в казну медвяной оброк и пошлины за бортные ухожаи, куничный оброк и пошлины за охотничьи угодья, исправляло «городовое дело» — строило остроги, несло ратную службу во время войны. Из текста грамоты — «всей Казанской земли к тем городам и к острогам возити (строевой лес. — К-К.) тем волостям, которая волость х которому новому городу или к острогу которая волость будет приписана», — мы узнаем, что правительство Ивана Грозного проводило политику приписки естественно сложившихся марийских волостей к уже учрежденным или намеченным к учреждению уездам, возникавшим одновременно с основанием русских городов-острогов. Население Казанской земли делилось на волости (по-старому — «сотни»), а в пределах волостей по своему имущественному положению — на «лучших, средних и молодчих людей». Из «лучших» выбирались «землею (волостью) своего рода советники (они же сотники или «десятные князья») при русских боярских головах для низшего управления: «А которые сотники и лутчие люди их волостей»; «А вершить головам нашим детям боярским, которые у них будут, всякий суд меж их, докладывая бояр и воевод, приговаривая с их лутчими людми, которые будут выбраны землею вправду без по-норовки». Из того же верхнего слоя местного населения рекрутировалось и особое служилое сословие. Сотники и «лутчие» люди обязаны были выставлять на дальнюю службу летом с трех дворов по человеку, а зимою — с двух дворов по человеку, а на ближнюю службу с каждого двора по человеку. Но что примечательно: отсутствуют какие-либо данные о наделении тарханными правами мелких феодалов лиц из марийской «старшины». В отношении последних в писцовой книге 1602—1603 гг. даже слабого намека нет на то, что совершенно отчетливо сказано о служилых татарах Казанской земли: «За служилыми за князьями, за новокрещены, и за мурзами, и за татары в поместьях, а владеют по государевым грамотам и по выписям с казанских дач (см. выше. — К. К-), а иные татаровя живут в тех же деревнях, а поместными жеребьи владеют без грамот и без выписей с казанских дач по старине».
В довершение начатой нами выше дискуссии с авторами «Очерков истории Марийской АССР» о социальной природе марийских сотников сошлемся на такое красноречивое свидетельство XVIII в.: «князей и владетелей у них особливых над ними из них черемисского рода... никогда не бывало и ныне нет, кроме выборных из своей братии сотников для приключившихся их мирских нужд... Токмо к таким делам выбирают из добрых и лутчих людей» 142. Попытка же видеть какую-либо существенную разницу в социальном статусе между сотниками первой половины XVI в. (названными «национальными феодалами») и сотниками второй половины XVI в. (выборными мирскими старшинами) вряд ли состоятельна, хотя и ясно, что московское правительство, овладев положением в Марийском крае, признавало только тех сотников, которые «не мыслили измены» и верно служили государственной власти. Наиболее заметными событиями в истории Марийского края последней трети XVI — начала XVII в. были новые восстания крестьянской массы при заметном участии тех же волостных сотников, следовавшие одно за другим: возмущение 1572—1574 гг., «черемисская война» 1580—1584 гг., вооруженные выступления 1606—1610 гг., слившиеся с общей волной первой крестьянской войны в России. Вопреки заявлениям отдельных историков о том, что восстание 1572—1574 гг. и «черемисская война» были исключительно реакционными движениями в пользу феодального Крыма и Турции, даже при всей сложности тогдашней обстановки в этих выступлениях проступает их очевидная антифеодальная направленность, а вызваны они были в первую очередь злоупотреблениями царской администрации по взиманию различных податей. В частности, это понимал и Иван IV, когда после возмущения Луговой стороны в 1574 г. он всю Казанскую землю «пожаловал и помиловал» и велел выдать всем волостям жалованные уставные грамоты. Восстания последней трети XVI в. принудили московское правительство обратить особое внимание на укрепление русских позиций на Луговой стороне, что и достигалось основанием здесь первых городов-острогов, становившихся центрами одноименных уездов: Кокшай-ска между устьями Б. и М. Кокшаги (1574 г.), Козьмо-демьянска в землях горных марийцев (1583 г.), «Царева города на Кокшаге» (ныне Йошкар-Ола), Шанчу-рина (Санчурска) на Б>. Кокшаге и Уржума в Вятской земле (1584 г.) и, наконец, Яранска (1591 г.). В каждом из этих городов-крепостей располагался постоянный стрелецкий гарнизон и учреждались уездные власти, надзиравшие за общим порядкохм и сбором подати в приписанных к уездным городам марийских волостях. Но какие бы меры правительство ни предпринимало— будь то карательные, или направленные хоть к какому-то ограничению фискального и судебио-полицейского произвола местных властей, главное социальное противоречие между крестьянством и феодальной системой оставалось непреходящим. Достаточно было возникнуть в стране острой социально-политической ситуации в связи с началом первой крестьянской войны и политическими событиями того времени, как Марийский край оказался втянутым в новую полосу довольно длительной антифеодальной войны.
Поражение в этой войне усилило тягу марийских крестьян к массовым побегам от податей и произвола в Закамье на вольные башкирские земли. Обнищание и побеги марийских крестьян из тягла приняли такие угрожающие размеры, что само правительство в 1626 г. дало наказ царевококшайскому воеводе Воронову строго «смотрети над головою стрелецким и над подьячими и над толмачами и над приставами, и над всякими русскими людьми, и беречи того накрепко, чтоб они черемисы не обидели и посулов и поминков с них не имали и насильства им не чинили». Грамота 1627 г. наказывала писать в ясак лишь тех крестьян, которые «в двадцать лет и больше», но не подростков, как это, видимо, сплошь и рядом практиковалось на местах: «... за по-смешно бы и малых ребят в ясах писати не велели... чтоб впредь ясачные люди не разбежались» и далее — «чтоб тем черемисы не ожесточить и не разогнать». Однако любые попытки царской администрации приостановить поток стихийной крестьянской миграции на восток оказались тщетными. В Закамье, в тогдашнем Уфимском уезде, скапливалась все большая масса беглых марийских крестьян. Но это уже тема следующей главы данной монографии. В тесной связи с характеристикой социально-экономической истории марийцев дофеодального и раннефеодального периодов следует рассматривать вопрос об историческом типе этнической общности марийцев на пути их развития от общинно-родового строя к феодальной организации общества периода закрепления в составе Русского государства. Историография этого вопроса очень кратка и, к сожалению, оставляет желать лучшего в смысле теоретических посылок и убедительного изложения основных выводов.
Среди современных историков данной проблемы господствует убеждение, что к концу I тыс. н. э. «древние марийцы выступают на исторической арене под именем черемис уже как оформившаяся в основном народность. Одной из важнейших составных частей процесса складывания народности явилось формирование единого марийского языка», а также и некоторых общих черт в культуре, отличающих марийцев от их поволжских и прикамских соседей. Г. А. Архипов стремится обосновать этот тезис ссылками на археологический материал, в частности тем, что «все могильники IX—XI вв. как на Ветлуге, так и на Вятке, дают одинаковые комплексы вещей, различие заключается лишь в процентном соотношении тех или иных типов». Но такое заключение, может быть справедливое в отношении материальной культуры, не находит себе полного соответствия с выводом, сделанным лингвистами: «Современные марийские диалекты образовались в результате расщепления единого языка. Конечно, какие-то диалектные различия в древнемарийском языке существовали, но они не были похожими на современные. Отделение левобережных марийцев от правобережных является одной из главных причин раскола древнемарийского языка. В течение некоторого исторического периода образовавшиеся таким образом диалекты, сохраняя от своего общего предка отдельные черты (в частности, словоизменительные суффиксы), которые свидетельствуют об их родстве, развивались вполне самостоятельно... В марийском языке рассмотренные выше фонетические процессы особенно интенсивно развивались с конца I тыс. до XV—XVI вв.». Налицо, таким образом, известное противоречие между взглядами историков и лингвистов. Правда, в книге Л. П. Грузова сделана оговорка, что язык древней марийской народности, представлявшей собой «этническое и культурное единство в течение 5—6 столетий» (примерно с III—IV по X—XI вв.), «характеризовался общностью грамматического строя, фонетической системы и лексического состава», а затем разделился на современные диалекты. В таком варианте лингвисты идут навстречу археологам, а те, в свою очередь, предлагают нашему вниманию обновленную версию о том, что древ-немарийская народность позднее XI в. раскололась на горную и луговую части. «Предпосылки возникновения двух диалектных групп марийцев складывались в первую очередь в экономических условиях, возникших у марийцев к XII—XV вв., когда появились уже элементы феодальных отношений. Процесс разделения единой древнемарийской народности на диалектные группы был длительным и свое завершение получил к XV—XVI вв., когда письменные источники уже четко стали фиксировать две группы марийцев.
Нельзя сказать, чтобы общая постановка вопроса о древнемарийской народности соответствовала современным взглядам на формирование того типа этнической общности, который мы привыкли называть народностью феодальной эпохи. Пожалуй, одним из основных аргументов марийских историков на пути обоснования существования древней марийской народности является тезис: «Выявление общих черт в погребальном обряде, в материальной культуре IX—XI вв. в Ветлужско-Вятском междуречье позволяет сделать вывод, что к этому времени марийцы уже оформились этнически, они получили свое имя, известное в письменных источниках X—XI вв. под именем «цармис» (черемис)». Но разве этого достаточно, чтобы считать какую-либо одноязычную группировку средневекового населения тем определенным типом исторической общности людей, которая получает в своем развитии характер органической величины, охваченной действием прочных общественных связей в массе этнически однородного населения на широкой территории? С социологической точки зрения каждая такая общность рисуется самостоятельной целостностью большей или меньшей массы людей, имеющих друг с другом помимо общности в языке, культуре и прочих этнических признаков устойчивые общие «гражданские интересы и симпатии», опирающиеся в конечном счете на различные формы общественного разделения труда. В обществе, становящемся классовым, все эти разновидности связей усложняются и принимают противоречивый характер, но они все равно существуют и постоянно возобновляются (т. е. нормально функционируют), в противном случае этническая общность утрачивает внутреннее динамическое развитие и распадается на составные части.
О социально-экономическом механизме этого общественного процесса Маркс и Энгельс писали в «Немецкой идеологии»: «...вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом; притом этот общий интерес существует не только в представлении, как «всеобщее», но прежде всего он существует в реальной действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд.
Именно благодаря этому противоречию между част-ныхм и общим интересом последний, в виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных — интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности. Но это совершается всегда на реальной основе имеющихся в каждом семейном или племенном конгломерате связей по плоти и крови, по языку, по разделению труда в более широком масштабе и по иным интересам...».
Приведенная цитата дает ясное представление о сложном характере этно-социальных организмов в развивающемся классовом обществе. Народности феодальной эпохи формируются «на развалинах» прежних племенных или территориально-племенных объединений не только благодаря определенному («земляческому») тяготению друг к другу людей одного языка и этнографического уклада жизни, но и благодаря собирающим их в самостоятельную устойчивую целостность факторам: экономическим — через общественное разделение труда и политическим — через систему формирующейся государственности. Ни одно из этих важных общественных условий формирования народности марийскими историками не проанализировано, а это заставляет подойти к их выводам с большой осторожностью.
Однако присмотримся к предложенной марийскими историками аргументации своих положений конкретно-историческими фактами. По Г. А. Архипову, к IX— XI вв. «марийцы уже оформились этнически». В общепринятом понимании это должно означать то, что к указанному времени в Волго-Вятском междуречье существовало население, которое послужило исторической основой формирования марийского народа, т. е. население, говорившее на языке (или языках) той же лингвистической системы, что и современный марийский язык, имевшее сходный хозяйственно-культурный уклад и выделявшееся среди окружающих иноязычных соседей специфическими особенностями бытовых черт. Возможно, что в реальной действительности все это было именно так. Но при чем же здесь «народность» как особый тип этнической общности развитого классового общества? Древнемарийский этнический массив конца I тыс. н. э. мог вовсе и не представлять собой единого этносоциального организма, а, наоборот, что более вероятно, в тогдашних условиях перехода от строя общинно-родового к раннеклассовому он был всего лишь этнолингвистической группировкой целого ряда автономных племенных объединений.
Существование племенных объединений марийцев с самостоятельными и довольно различными диалектами угадывается на материалах исторической структуры марийского языка. И нет никаких фактических оснований к тому, чтобы предполагать слияние этих объединений в единый союз, в этнополитическую, хотя бы даже в виде намека на тип «варварской» государственности, целостность, в «древнемарийскую народность», примерно к исходу I тыс. н. э. В это и более позднее время отдельные группировки марийцев в силу некоторых исторических обстоятельств (внешнее военное давление и пр.) не только не консолидируются друг с другом на сравнительно небольшой территории Марийского Приволжья, а скорее утрачивают былые соседские контакты, расселяясь к северу и северо-востоку от Волги. В таких условиях даже близкородственные марийские диалекты обретали новые возможности к самостоятельному развитию, хотя неизбежное при передвижении населения межгрупповое смешение осложняло процесс оформления новых территориальных диалектов. Некоторые историки обнаруживают факт существования древнемарийской народности в прочном закреплении за марийцами обобщающего имени «черемисы» уже со времен Киевской Руси. Действительно, согласно русской летописи имеют «черемиси свой язык, морьдва свой язык». В древнерусской литературе слово «язык» означало нередко отдельный «народ», «племя» (И. И. Срезневский), а также и более широкую этнолингвистическую общность: иначе трудно истолковать известную летописную фразу о том, что «Себо токмо Словенеск язык в Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородь-ци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после же Велыняне». Упомянутая здесь «Русь» сама по себе была понятием сложным, в котором проявлялась идея единства языка, территории, культуры и государственности перечисленных восточносла-вянских «земляческих» группировок. Но может ли такого рода исторически емкое определение по текстуальной аналогии быть перенесено на «черемису», которая причислялась к разряду данников Руси? Ни в коем случае. Для Древней Руси «черемиси» были лишь людьми неславянского происхождения, причем, возможно, что уже с тех времен это имя было распространено как на марийцев, так и на неродственных им чувашей. Древнерусские авторы по отношению к отдаленным народам менее всего были озабочены уточнением их действительных имен, границ обитания и территориально-племенного размежевания. «Повесть временных лет» отделила мурому от мордвы, но ни словом не обмолвилась, что мордва не едина, а составляет две большие, вполне самостоятельные группировки — эрзю и мокшу. Хорошо известно, что вплоть до середины XVI в. в русской письменной традиции оставалась не расчлененной на реальные составные части и марийская этнолингвистическая общность. Так что ссылка на древнерусскую этнонимику Поволжья практически ничего не дает для обоснования версии о существовании марийской «народности» XI—XII вв.
Вместе с тем интересные выводы напрашиваются при раскрытии смыслового значения самоназвания, точнее самоназваний различных групп марийского населения даже поздней поры. По мнению В. М. Васильева, «марийцы всегда себя называли марий, марий калык, калык марий, последнее из которых встречается в молитвенных обращениях в значении простого народа, также шемер марий от шем марий (в значении «черный люд». — К. /С.)». В данном случае приведены обозначения из лугово-восточномарийского наречия. Иначе звучит имя «мариец» (букв, значение муж, мужчина, человек) в других марийских наречиях: в северо-западном, или яранском — маре; в горном — мары; при этом устанавливается их общая исходная форма (архетип) — мари. Но означает ли это, что и далекие предки марийцев называли себя точно так же? В какой-то степени — да, называли, ибо слово мари, принявшее характер этнонима, признается лингвистами очень древним заимствованием из восточных индоевропейских языков. Но, кажется, древнейшие марийцы знали и другое исконное обозначение «человека» — мис, меес (ср. самоназвание манси мис, фин. т1ез, эст. теез — муж, человек, которое прозрачно проступает в этнониме черемис (чув. сармыс, тат. чирмеш), имеющем, видимо, составную структуру: сар — название древнего племени + меес — человек 163. И уж совершенно очевидно, что марийцы отнюдь не всегда называли себя марий калык — марийский народ, ибо слово калык (горн, халык) есть сравнительно позднее заимствование от тюрок (ср. тат. халык, чув. халак, алт. калык — народ). Утвердившееся среди марийцев понятие калык, халык могло обозначать как всех людей марийского языка, так и любой его локальной, диалектной группы; в обиходе это понятие сужалось до известного круга родственников или до сельского «мира». Примерно такой же характер носит древний этноним мари со всеми его последующими диалектными дериватами. Вряд ли подлежит сомнению, что его исконное обыденное значение — люди, а таковыми могли быть и «нашенские, тутошние, здешней земли люди» (ср., как себя некогда называли: манси — махум, ханты — мыг-дат ях, эстонцы — таа гаЫаз— люди земли), и люди совершенно посторонние — не близкие родичи и даже иного языка соседи. Положим, луговой мариец мог назвать себя и людей своего окружения марий в том смысле, что все они этнически составляют нерасчленимое единство, но по отношению к отличным чем-то соседям-марийцам луговой человек мог употребить дополнительное видовое обозначение. Так, моркинские и сернурские марийцы сами себя одинаково называют марий, но сернурские марийцы своих южных моркинских соседей обычно называли ончыл марий — передние (по отношению к Казани) марийцы, а моркинские называли сер-нурских шенгел марий — задние (по отношению к Казани) марийцы. Имя марий фигурирует и в луговомарийском обозначении удмуртов — одо марий, т. е. «люди народа (племени) од или уд, ут». Соответственно горные марийцы средствами своего диалекта называют чувашей суасла мары — «люди народа суас». Есть основания предполагать, что по описанной конструкции локальных этнических обозначений строились имена отдельных древнемарийских племен, в которых присутствовал обязательный формант мари или сходные с ним, но конкретное содержание составному этнониму сообщал дополнительный определитель. Такая манера обозначения определенных этно-культурных группировок населения сохранилась у марийцев и с переходом их от связей родо-племенных к территориально-соседским («земляческим»). В подтверждение этой мысли достаточно сослаться на В. М. Васильева: «Горные марийцы называют себя кырык мари, но другие марийцы их кличут курык марий; горные называют луговых — алык мары, также кожла мары — лесные. Восточные марийцы называют луговых озан марий — казанские; а последние первых — ипон марий от слова Упо (произношение восточных) — уфимские марийцы».
Хорошо известны «земляческие» имена и более мелких территориальных групп, входивших в состав основных диалектных и этнографических подразделений марийского народа. О них писал еще И. Н. Смирнов: «Черемисы разделяются на группы, обозначающиеся именем какой-нибудь реки: осевшие на Ветлуге называются Вытля-марэ, по Пижме — Пижман-марэ, по Рутке — Рдэ-марэ, по Кундышу — Кундыш-марэ, по Шуде — Шудо-марэ, по Оно — Оно-марэ, по Иру — Ир-марэ, по Юронге — Юрон-марэ, по Кудьме — Кудьманмарэ» Многие из приведенных топонимических наименований более или менее соответствуют границам старинных больших волостей и локальных говоров. По данным диалектологической экспедиции Мар.НИИ 1957 г. сами марийцы Звениговского (приволжского) района, принадлежащие в целом к волжскому диалекту родного языка, различают <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|