Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефекты звуков С, З, Ш, Ж, Х: оглушение, далекая артикуляция, призубность, щечный звук, выдох на месте звука. Способы и приемы коррекции.

Дефекты звонких взрывных согласных: оглушение, полузвонкость, призвук перед согласным. Способы и приемы коррекции.

Оглушение Причина: звуки б, д, г заменяются соответствующими им глухими п, т, к. например барабан=парапан. Неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Сп. коррекции: по подражанию. Приемы: тактильно-вибрационный контроль (ощущение вибрации гортани), различение на слух.

Полузвонкость Причина: перед взрывом губной смычки прекращается вибрация голосовых складок. Сп. коррекции: по подражанию. Приемы:1. Слуховой и тактильно-вибрационный контроль.2. различение на слух.3. демонстрация артикуляции.

Призвук перед согласным Причина: голосовые складки приходят в колебание до того, как образуется губная, или язычно-зубная, или язычно-небная смычка. Сп. коррекции: по подражанию. Приемы: 1. Различение на слух. 2. Тактильно-вибрационный контроль – при дефектном произношении не вибрирует.

 

Частные дефекты звука Г, способы и приемы коррекции.

Замена звука Г звуком НГ, НК. Причина: нарушается синхронность образования губной или язычно-губной или язычно-небной смычки и смычки мягкого неба с задней стенкой глотки. Запоздание смычки приводит к появлению носового звука. Сп. коррекции: по подражанию. Приемы:1. тактильно-вибрационный контроль: вибрация при дефектном произнесении. 2. Различение на слух.3. вибрация крыльев носа.

Взрывной Г звучит как звонкий фрикативный согласный. Причина: вместо смычки между спинкой языка и небом образуется щель. 1Сп. коррекции: по подражанию. Приемы: 1.различение на слух. 2. Тактильно-вибрационный контроль. 2Сп. коррекции: постановка заново.

Звонкий взрывной Г звучит как Х. Причина:1.н/способа артикуляции (смычка заменяется щелью).2.Отсутствие голоса (голосовые складки разомкнуты). 1Сп. коррекции: по подражанию. Приемы:1.различение на слух.2.Тактильно-вибрационный контроль – вибрация при правильном произнесении Г.2 Сп. коррекции: постановка звука, заново опираясь на звук д.

 

Способы и приемы щелевых звуков С, З, Х.

Звук «С» 1Сп. коррекции: постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного восприятия и использование тактильно-вибрационных ощущений. Внимание ученика обращается на положение губ, положение языка (уч-деф демонстрирует правильное положение) приоткрыв рот и слегка запрокинув голову, а также на наличие холодного выдыхаемого воздуха. 1Сп. коррекции: поэтапная постановка звука: 1 этап – межгубная артикуляция; 2 этап – межзубная артикуляция – если реб не может выполнить, то возможен с механической помощью: в момент произнесения уч-деф приподнимает верх. губу ребенка; 3 этап – нормальная и зубная артикуляция. Переход к такой артикуляции осуществляется по подражанию учителя.

Звук «З» 1 Сп. Постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного анализатора восприятия и тактильно-вибрационных ощущений. Используется прием двойного контроля. Уч-деф произносит длительно с____з. Ученик кладет одну руку на свою шею в обл-ти гортани и 2-ю на шею учителя и пытается получить нужную артикуляцию.

Звук «Х» 1Сп. коррекции: постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного восприятия и использование тактильно-вибрационных ощущений. 2 Сп. коррекции: постановка с механической помощью от слога СА (СА-СЯ-ХЯ-ХА). Такая работа может осуществляться в течение нескольких занятий. Вместо шпателя может использоваться зонт №7. (рекоменд. Ф.Ф.Рау).

 

Способы и приемы постановки щелевых звуков Ш, Ж.

Звук «Ш» 1 Сп. Постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного анализатора восприятия и тактильно-вибрационных ощущений. Внимание языка обращается на выдвинутое положение губ и теплую струю воздуха. 2 Сп. постановка с механической помощью от звука «с». Этот способ используется в тех случаях, когда ребенок не может по подражанию учителя придать языку необходимое положение. Уч–деф просит произнести звук «с» при открытом рте и в момент произнесения подкладывает под язык зонт №5.

Звук «Ж» 1 Сп. Постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного анализатора восприятия и тактильно-вибрационных ощущений. Уч-деф произносит ш______ж_____ ученик пытается воспроизвести по подражанию. Используется прием двойного контроля. 2Сп. постановка с механической помощью от звука «р» (если он есть в произношение ребенка). Ребенок произносит «р» длительно, уч-деф касается шпателем нижней поверхности языка и т.о. затормаживает вибрацию. Образуется жужжащий звук «ж» напоминающий ж, кот-й в последующем при сжимании зубов преобразуется в нормальный звук «ж».

Дефекты звуков С, З, Ш, Ж, Х: боковая артикуляция, сонантность, озвончение, смягчение. Способы и приёмы коррекции.

Боковая артикуляция (очень грубый дефект). Причина: н/способа артикуляции: язык не прилегает боковыми краями к верхним коренным зубам и оставляет по бокам щели, через кот-е с шумом выходит воздух. Звучит как с силой, шепотом произнесенный ль. Сп. Коррекции: постановка заново. Рекомендуется поэтапная постановка звука. Особое внимание должно уделяться отработки межзубной позиции (язык должен быть широким).

Сонантность (грубый, стойкий, дающий рецидивы). Причина: н/способа артикуляции: звук заменяется средним между и и ы гласным. Сп. Коррекции: постановка заново. Возможны попытки коррекции по подражанию через сопоставление на слух правильного и дефектного звучания.

Озвончение (грубый). Причина: неправильное участие голоса в артикуляции: голосов. Складки смыкаются и вибрируют. Сп. Коррекции: подражание. Приемы:1. Сопоставление правильной и дефектной артикуляции с использованием тактильно-вибрационного контроля (вибрация есть при дефекте).2. сопоставление на слух (кроме детей с 1 и 2 гр. глухоты).

Смягчение Причина: н/места артикуляции: чрезмерный подъем языка. Сп. Коррекции: подражание. Приемы: 1. Сопоставление правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом. 2. Графическое сопоставление. 3. Сопоставление на слух. 2Сп. Коррекции: постановка заново.

 

Дефекты звуков С, З, Ш, Ж, Х: оглушение, далекая артикуляция, призубность, щечный звук, выдох на месте звука. Способы и приемы коррекции.

Оглушение Причина: неправильное участие в артикуляции голоса: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Сп. Коррекции: подражание. Приемы: 1. Сопоставление правильной и дефектной артикуляции с использованием тактильно-вибрационного контроля (вибрация есть в норме). 2. Сопоставление на слух.

Далекая артикуляция Причина: н/места артикуляции: язык продвигается далеко вглубь ротовой полости. Сп. Коррекции: подражание. Приемы:1. Сопоставление на слух. 2. Моделирование кистями рук. 2Сп. Коррекции: механический способ: нажатие шпателем на спинку языка. 3Сп. Коррекции: постановка заново.

Призубность Причина: н/способа артикуляции: передний край языка недостаточно утоплен за нижние резцы и закрывает проход между зубами. Сп. Коррекции: подражание. Приемы:1. Показ перед зеркалом правильной и дефектной артикуляции.2.ощущения различия возд. струи в норме и при дефекте.3.моделирование кистями рук. 2Сп. Коррекции: механический: использование зонда №5.

Щечный звук (грубый дефект). Причина: н/способа артикуляции: язык не принимает участия в артикуляции, щель образуется между нижней губой и верхними резцами или между нижними резцами и тут же раздуваются щеки. Сп. Коррекции: обходной путь постановка заново.

Выдох на месте звука Причина: н/способа артикуляции: язык опущен и не принимает участия в голосе. Сп. коррекции постановка заново.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...