Газовая политика современной России
В настоящее время проблема имиджа государства является одной из центральных тем обсуждений международного сообщества. Существующий имидж страны начинает накладывать все более значительный отпечаток на характер ее взаимодействия с другими государствами и возможность реализации геополитических целей. Участие стран в международных столкновениях неизбежно перерастает в информационную войну, победа в которой подчас играет более весомую роль, чем результаты решения конфликта. Ярким примером данного факта является газовое столкновение между Россией и Украиной в начале 2009 года и имиджевые последствия этой проблемы. "Газовый конфликт", разразившийся между Россией и Украиной в начале 2009 года, имел огромный отклик в осуждениях мирового сообщества, в том числе в СМИ. Действия России были описываются крайне неоднозначно. В рамках международных обсуждений и в СМИ страна характеризуется как: O политический интриган и шантажист, цель которого - помешать сближению Украины и ЕС, а также дестабилизировать украинскую политическую элиту; O империалистское государство, стремящееся укрепить механизмы влияния на постсоветском пространстве; O ненадежный деловой партнер, поставивший под угрозу энергетическую безопасность Европы; O жертва воровства и неисполнения договорных обязательств со стороны Украины. Достигнутое соглашение по итогам конфликта воспринято также неоднозначно. С одной стороны, Россия характеризуется как инициатор урегулирования проблемы, что помогло стабилизировать энергетическое положение Украины и Европы. С другой - Россию называют неумелым переговорщиком, в итоге подписавшим соглашение, не выгодное в долгосрочной перспективе ни для одной из сторон. Таким образом, "газовый конфликт" удалось разрешить, по крайней мере до будущего года.
Однако в ходе столкновения Россия приобрела несколько достаточно устойчивых, в основном негативных образов, которые, несомненно, будут влиять на дальнейшую внешнеполитическую жизнь государства. Анализ материалов в СМИ и комментирев политичков и экспертов позволяет сделать однозначный вывод о том, что Россия понесла серьезный репутационный ущерб в результате "газового конфликта", имидж страны значительно ухудшился. Самое очевидное - Россия лишилась статуса надежного поставщика энергоресурсов. В результате в Европе активизировались переговоры о нахождении альтернативных источников энергии. Данная ситуация может уже в течение ближайших лет лишить Россию существенной доли европейского газового рынка. Кроме того, общий уровень доверия к России в связи с конфликтом значительно упал. Несомненно, это повлияет на статус России как международного актора и ход международных переговоров с участием страны. Первые результаты опросов свидетельствуют о том, что "газовый конфликт" повлиял и на имидж России в среде гражданского населения разных стран. Ситуация оказала в основном негативное влияние. Наиболее негативно воспринимают Россию опять же жители государств, где Россия имеет наименьшие рейтинговые позиции. Значительно ухудшилось отношение к России со стороны граждан Украины. Однако положительным является тот факт, что, в отличие от многих других международных конфликтов, в данном случае России удалось достаточно профессионально организовать информационное сопровождение ситуации. Был задействован мощный политический ресурс, проведен ряд переговоров на высшем уровне, большинство журналистов своевременно получили информацию о конфликте и необходимые комментарии.
Значительную часть информационной работы взяла на себя профессиональная пресс-служба компании "Газпром", но так или иначе, в области информационного сопровождения России на этот раз выступила достойно. На международном информационном поле легко прослеживается закономерность: чем хуже имидж России в том или ином государстве, тем больше негативных отзывов и публикаций отмечено по поводу "газового конфликта". Прежде всего, это относится к британо-американскому лагерю, Прибалтике, Чехии и Польше. Тревожным сигналом является значительное количество негативных отзывов в немецких СМИ. Важно отметить, что "газовый конфликт" Россия-Украина сопровождался интенсивными дискуссиями о репутационных потерях сторон и их роли в формировании дальнейшей геополитической расстановки сил. В данном обсуждении, в частности, приняли участие не только серьезные деловые и узкоспециализированные издания, но и массовые, общеинформационные СМИ. Данный факт свидетельствует о возрастании значимости в международной политике имиджа государства, причем существующего не только в кругах высшей политической элиты, но и в гражданской среде. Заключение
Таким образом, в контексте тезиса о встроенной автономии одной из центральных характеристик государства развития является выстраивание отношений государства с участниками общественных отношений в режиме, определяемым первой из сторон. Это, в свою очередь, возможно при условии неразвитости гражданского общества, жёсткого мониторинга со стороны авторитарного государства при одновременной неинституционализированности организаций общественного движения и дефиците транснациональных сетей. Государственный аппарат базируется на крайне жесткой иерархически организованной включенности и служит в качестве средства мониторинга общественных настроений и реализации правительственной экономической политики при игнорировании сигналов от широких общественных слоев. Список литературы
1. В.В. Радаев. Экономическая социология-2. Лекция по теме 11. Государственное регулирование хозяйства. М. 2007. 2. Evans Peter. (2005) Embedded Autonomy: States and Industrial Transformation, Princeton, NJ: Princeton University Press.
3. Evans P., Rauch J. E. (2009) Bureaucracy and Growth: A Cross-National Analysis of the Effects of “Weberian" State Structures on Economic Growth // American Sociological Review. Vol.64. No.5. Р.748-765. 4. Johnson, Chalmers. (2007) M.I. T.I. and the Japanese Miracle: The Growth of Industrial Policy, 1925-1975, Stanford, Cal., Stanford University Press. p. 196. 5. Polanyi Karl. (2007) The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time, Boston, MA: Beacon Press. 6. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малый бизнес. M., 2007. 7. Касьянов А.В. Малый бизнес. М., 2007. 8. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. M., 2008. 9. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями на 1 января 2009 г.). М., 2009 10. Российский статистический ежегодник. 2006. Росстат. М., 2008 11. Гаджиев К.С. (2007) Геополитические горизонты России. Контуры нового миропорядка. М.: Экономика. 12. Галумов Э.А. (2008) Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия. 13. Панарин И.Н. (2008) Информационная война, PR и мировая политика. М.: Телеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|