Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов, их валентности.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ Характеристика речевых ошибок учащихся начальных классов: лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, логические и композиционные ошибки. Исправление и предупреждение речевых ошибок. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм».
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ошибки самые частотные. Могут быть отчетливо выделены их типы. 1. Неоправданные повторы слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, у нас мышей нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается. Здесь есть повторы однокорневых слов. У детей мал объем внимания, они быстро забывают, какое слово только что употребили. Они не приучены к местоименным заменам слова, которое повторяется: У нас дома есть кошка, ее зовут Муркой. Мышей она не ловит; их у нас нет и т.д. Младшие школьники легко овладевают приемами исправления ошибок данного типа, если им показать, как это делается. Тем не менее повтор - самая привязчивая ошибка даже у взрослых, образованных людей. 2. Употребление слов в неточном, не свойственном им значении. Примеры: «В тот день была оттепель, было 6 градусов мороза». Нужно: Было потепление, можно догадаться, что накануне было заметно холоднее. Слово оттепель означает плюсовую температуру. «Санки воткнулись в забор» (надо: врезались); «соловей посвистывал, щелкал, переливался, стучал клювом» здесь стучал нарушает музыкальный, поэтический ряд слов. Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов, их валентности.
Например: «вышел красный молодец на бой со змеем Горынычем» (народно- поэтическому языку свойственно сочетание добрый молодец и красна девица, здесь стилистические различия), 4. Употребление слов без учета эмоционально-экспрессивной окраски; эти ошибки могут быть определены как стилистические, поскольку нарушают единство стиля, например: «Мы с мамой ходили в Большой театр на балет «Лебединое озеро». Какая чудесная музыка, какие танцы! Все как в сказке. Никогда незабуду этого мероприятия». Последнее слово было бы уместно в деловом тексте, в канцелярском стиле, но не в воодушевленном, эмоциональном рассказе. «Мальчик почувствовал, что он утопает в болоте»; следовало бы: почувствовал, что он увяз. 5. Употребление диалектных и просторечных слов и оборотов речи. Диалекты - это местные говоры. К ним литературная норма относится спокойно. Иное дело - просторечия, жаргоны. Здесь ограничения строги и бескомпромиссны. Примеры ошибок: «Петя шел взади» (сзади); «обратно поплел дождь» (опять пошел); «вперед всех к речке прибежал Вова» (быстрее всех, раньше всех); «поклал» вместо положил, «здоровый» в значении большой. Залогом предупреждения любых словарных ошибок будет создание хорошей языковой среды, внимательный языковой анализ читаемых текстов, выяснение значении слов в тексте, причины употребления именно этого, а не другого слова. К типичным МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ошибкам учащихся начальных классов относятся следующие: 1. Пропуск морфем, обычно - суффиксов и постфиксов: «трудящие, учащие» вместо трудящиеся, учащиеся; «он часто выглядал в окно» - вместо выглядывал. 2. Образование формы множественного числа тех имен существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): в этом сказывается тяга к конкретизации. «У защитников крепости не хватало оружий» (надо: оружия); «Крышу кроют железами» (надо: железом); «Надо ехать без промедлений» (надо: без промедления). Конкретизация особенно заметна в таком примере: «Коля съел два супа» (т.е. две тарелки супу, или супа).
3. Употребление косвенных падежных форм личных местоимений без н в начале слова: «Саша спросил у её» (надо: у неё); «Пойду вместе с им» (надо: с ним). 4. Использование диалектных и просторечных форм: «они хочут», «он хотит» вместо они хотят, он хочет; «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама; «выстрельнул» или «стрельнул» вместо литературного выстрелил; «пришел без пальта» вместо без пальто. Как правило, дети создают «свои» слова в соответствии с моделями, например: «На стройке работают бетонщики, каменщики, штукатурщики» (надо: штукатуры); «Мужчины кинулись потушать пылающий дом» (надо: тушить, слово образовано по аналогии с глаголами поднимать, разрушать и т.п.). СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ встречаются в словосочетаниях с типом связи управление, в построении предложений, особенно сложных. 1. Часто встречается ошибка в глагольном управлении, предложном и беспредложном: «В сказках всегда добро побеждает над злом»; нужно добро одерживает победу над злом; или добро побеждает в борьбе со злом. Возможен выбор вариантов, и детям следует показать это. «Все радовались красотой природы»: радоваться чему? а не чем?, значит, нужно: радовались красоте, а лучше любовались красотой. «Жители деревень выходили навстречу своих освободителей»; нужно: выходили навстречу своим освободителям, или выходили встретить своих освободителей, «Все ждали приезд Коли из Петербурга». Глагол ждать управляет родительным падежом существительных (чего?), значит, следует сказать ждали приезда или возвращения. Полезно включать в систему развития речи специальные упражнения с управлением. 2. Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: Только узкая полоска суши связывает остров с берегом); «Какая холодная стала погода» (благозвучнее: Как стало холодно); «Котенок стал тонуть, он плавать не мог» (лучше: Котенок не умел плавать, он стал тонуть). В письменной речи такие ошибки могут быть предупреждены предварительным проговариванием, самоконтролем на основе здравого смысла. Пишущий должен войти в роль слушателя. Такой прием, но, разумеется, мысленный, также эффективен. Очень полезен в этом смысле прием восстановления деформированного текста; слова даны вразброс, из них надо «собрать» предложение.
3. Несоотнесенность местоимений: нарушены прямые связи между местоимениями и теми словами, которые ими заменяются, в результате затемняется или искажается смысл, например: «Петя бросился на помощь Мише, а Клава кричала ему: «Осторожнее!» Кому ему - неясно, предложение нуждается в перестройке. «Весь третий класс собрался на стадионе. Они были в спортивной форме». Местоимение они не соотнесено со словами третий класс. Возможный вариант исправления: Весь третий класс собрался на стадионе. И мальчики, и девочки были в спортивной форме. Здесь два предложения связаны между собой не местоименной связью, а соотнесенными синонимическими оборотами весь третий класс - и мальчики, и девочки. 4. Местоименное удвоение подлежащего: «Петя - он был самый сильный среди ребят». 5. Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и времени: «Незнакомец входит в комнату и поздоровался». 6. Неумение находить границу предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые: «Дворник когда подметал двор. Он сломал ростки тополя». 7. Как бы в противоположность этому типу ошибки многие школьники строят очень длинные предложения, не разделяя в бессоюзном сложном простые, его составляющие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|