«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
М.Б. Шифрин
«» 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Для специальностей: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;
100701 «Коммерция»
030912«Право и организация социального обеспечения»
Квалификация выпускников:
бухгалтер;
менеджер по продажам;
юрист
Форма обучения: очная, очно-заочная (вечерняя)
Санкт-Петербург
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;
100701 «Коммерция»
030912 «Право и организация социального обеспечения»
Разработчик:
Пахомова Н.Г. преподаватель ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
Рецензенты:
- Чернова А.Ю. методист ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
- Кобелева Л.С. преподаватель ГОУ СПО СПб «Медицинский техникум № 2», кандидат философских наук
Рабочая программа рекомендована предметной цикловой комиссией общих гуманитарных и социальных дисциплин
Утверждена «…….» ……………………..201….. г.
Председатель ПЦК Кульгавий Л.П./………………….../
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……4
1.1. Область применения программы…………………………………………………4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………………………………………………4
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………..4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………………….4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………….5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………………..5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины……….........................6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………..14
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……..14
3.2. Информационное обеспечение обучения……………………………………......14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………..15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;
100701 «Коммерция»
030912 «Право и организация социального обеспечения»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):
Максимальная учебная нагрузка обучающегося по специальностям:
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;
030912 «Право и организация социального обеспечения»
*Почасовое планирование курса в соответствии с учебной нагрузкой для каждой группы приведено в Приложении.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
0
контрольные работы
4
курсовая работа (если предусмотрена)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)
8
подготовка к промежуточной аттестации
4
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет в I семестре
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
59
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
0
контрольные работы
4
курсовая работа (если предусмотрена)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
11
в том числе:
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)
7
подготовка к промежуточной аттестации
4
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет в I семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Смысл слова "философия". Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентация философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.
Раздел 1. История философии
Тема 1. 1. Восточная философия
Основные черты индийской и китайской философии. Буддизм и конфуцианство. Соотношение западной и восточной философии.
2
1
Тема 1. 2.
Античная философия
Характерные черты античной философии.
Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).
Философия Сократа.
2
1
Тема 1. 2.
Античная философия
Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.
Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля.
2
1
Тема 1. 2.
Античная философия
Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни.
Неоплатонизм. Принцип Единого - Блага.
2
1
Тема 1.3.
Средневековая философия
Характерные черты философской мысли эпохи Средних веков. Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения. Концепции Августина и Фомы Аквинского. Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
2
1
Тема 1.4.
Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, гуманизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно как представители эпохи.
Контрольная работа №1.
2
1
Тема 1.5.
Философия Нового времени
Характерные черты философии Нового времени: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.
спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени.
2
1
Тема 1.5.
Философия Нового времени
Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).Постклассическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
2
1
Тема 1.6.
Философия в России
Характеристика основных черт русской философской мысли, ее особенности и значение. Основные положения диалектического и исторического материализма. Философия В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева А.Ф.Лосева.
2
1
Тема 1.6. Философия в России
Русский космизм: Н. Федоров, В. Вернадский.
Философия П.Флоренского.
2
1
Тема 1.7.
Современная философия.
Характерные черты современных концепций. Концепция «бессознательного» З. Фрейда.
Основные направления современной философской мысли, основные вопросы, решаемые представителями этих направлений: томизм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм.
2
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1;
написание докладов и рефератов;
подготовка к контрольной работе
Раздел 2.
Основные философские проблемы
Тема 2.1.
Бытие как философская проблема
Философский смысл темы бытия. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Проблема бытия в философии Нового времени. Диалектический материализм о бытии. Субстанция как философская категория. Философский монизм, дуализм и плюрализм. Понятие материи в истории философии. Диалектико - материалистическое учение о материи. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
Контрольная работа №2.
2
1
Тема 2.2.
Философия человека и общества.
Природа и сущность человека. Антропосоциогенез. Проблема жизни и смерти. Свободы и ответственности человека. Душа. Любовь как ценностная характеристика души. Проблема смысла жизни и предназначение человека. Индивид, индивидуальность, личность. Этические основы бытия человека.
Понятие общества. Соотношение общества и личности. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).
2
1
Тема 2.3.
Философия истории
Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад – Россия - Восток.
2
1
Тема 2.4.
Философия как аксиология
Учение о ценностях. Термин "аксиология". Характеристика природы ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности.
Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эстетическая ценность. Характеристика красоты в различных философских направлениях и системах (от античности до современности).
2
1
Тема 2.4.
Философия как аксиология
Философия практики. Практика как деятельность человека по достижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, результат практики. Выяснение ценности практики в процессе философской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Изменение представлений о добре. Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции.
2
1
Тема 2.5.
Философия познания.
Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Понятие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чувственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсознательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соответствия, когеренции, прагматизма) Шкала истинности. Чувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины.
Контрольная работа №3.
2
1
Тема 2.6.
Философия науки
Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного познания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теоретический уровень научного познания. Эмпирические и теоретические законы. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика учёного. Философия, религия и наука.
2
1
Тема 2.7.
Философия техники
Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П.Щедровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные кодексы.
2
1
Тема 2.8.
Философия природы
Характеристика термина "природа". Исторические формы отношения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И.Вернадского. Синергетика - наука о сложном. Гипотеза Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и время. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологическая и медицинская этики.
2
1
Тема 2.9
Философия образования
Цель образования - человечность. Соотношение подготовки и образования. Единство Истины, Красоты и Добра в образовании. Будущее - за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место философии в образовании. Образование - это ответственность.
2
1
Тема 2.10.
Философия и молодежь
Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, протест против стандартов. Характеристика ценностей, на основе которых формируются представления о мужественности и женственности. Философия любви. Молодёжная философия как реакция на вызов современности.
Контрольная работа №4.
2
1
Тема 2.11.
Философия в современном мире
Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обеспечении её достоинства. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности.
Человечество перед лицом глобальных проблем
2
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2;
написание докладов и рефератов;
подготовка к контрольной работе
Всего:
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Введение
Смысл слова "философия". Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентация философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.
Раздел 1. История философии
Тема 1. 1. Восточная философия
Основные черты индийской и китайской философии. Буддизм и конфуцианство. Соотношение западной и восточной философии.
2
Тема 1. 2.
Античная философия
Характерные черты античной философии.
Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).
Философия Сократа.
2
Тема 1. 2.
Античная философия
Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.
Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля.
2
Тема 1. 2.
Античная философия
Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни.
Неоплатонизм. Принцип Единого - Блага.
2
Тема 1.3.
Средневековая философия
Характерные черты философской мысли эпохи Средних веков. Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения. Концепции Августина и Фомы Аквинского. Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
2
Тема 1.4.
Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, гуманизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно как представители эпохи.
Контрольная работа №1.
2
Тема 1.5.
Философия Нового времени
Характерные черты философии Нового времени: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.
спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени.
2
Тема 1.5.
Философия Нового времени
Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).Постклассическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
2
Тема 1.6.
Философия в России
Характеристика основных черт русской философской мысли, ее особенности и значение. Основные положения диалектического и исторического материализма. Философия В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева А.Ф.Лосева.
2
Тема 1.6. Философия в России
Русский космизм: Н. Федоров, В. Вернадский.
Философия П.Флоренского.
2
Тема 1.7.
Современная философия.
Характерные черты современных концепций. Концепция «бессознательного» З. Фрейда.
Основные направления современной философской мысли, основные вопросы, решаемые представителями этих направлений: томизм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм.
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1;
написание докладов и рефератов;
подготовка к контрольной работе
Раздел 2.
Основные философские проблемы
Тема 2.1.
Бытие как философская проблема
Философский смысл темы бытия. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Проблема бытия в философии Нового времени. Диалектический материализм о бытии. Субстанция как философская категория. Философский монизм, дуализм и плюрализм. Понятие материи в истории философии. Диалектико - материалистическое учение о материи. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
Контрольная работа №2.
2
Тема 2.2.
Философия человека и общества.
Природа и сущность человека. Антропосоциогенез. Проблема жизни и смерти. Свободы и ответственности человека. Душа. Любовь как ценностная характеристика души. Проблема смысла жизни и предназначение человека. Индивид, индивидуальность, личность. Этические основы бытия человека.
Понятие общества. Соотношение общества и личности. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).
2
Тема 2.3.
Философия истории
Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад – Россия - Восток.
2
Тема 2.4.
Философия как аксиология
Учение о ценностях. Термин "аксиология". Характеристика природы ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности.
Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эстетическая ценность. Характеристика красоты в различных философских направлениях и системах (от античности до современности).
2
Тема 2.4.
Философия как аксиология
Философия практики. Практика как деятельность человека по достижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, результат практики. Выяснение ценности практики в процессе философской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Изменение представлений о добре. Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции.
2
Тема 2.5.
Философия познания.
Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Понятие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чувственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсознательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соответствия, когеренции, прагматизма) Шкала истинности. Чувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины.
Контрольная работа №3.
2
Тема 2.6.
Философия науки
Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного познания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теоретический уровень научного познания. Эмпирические и теоретические законы. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика учёного. Философия, религия и наука.
2
Тема 2.7.
Философия техники
Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П.Щедровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные кодексы.
2
Тема 2.8.
Философия природы
Характеристика термина "природа". Исторические формы отношения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И.Вернадского. Синергетика - наука о сложном. Гипотеза Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и время. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологическая и медицинская этики.
2
Тема 2.9
Философия образования
Цель образования - человечность. Соотношение подготовки и образования. Единство Истины, Красоты и Добра в образовании. Будущее - за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место философии в образовании. Образование - это ответственность.
2
Тема 2.10.
Философия и молодежь
Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, протест против стандартов. Характеристика ценностей, на основе которых формируются представления о мужественности и женственности. Философия любви. Молодёжная философия как реакция на вызов современности.
Контрольная работа №4.
2
Тема 2.11.
Философия в современном мире
Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обеспечении её достоинства. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности.
Человечество перед лицом глобальных проблем
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2;
написание докладов и рефератов;
подготовка к контрольной работе