Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации учебной дисциплины

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СПб

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

 

Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
М.Б. Шифрин
  «» 20 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

 

Для специальностей: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;

100701 «Коммерция»

030912«Право и организация социального обеспечения»

 

Квалификация выпускников:

бухгалтер;

менеджер по продажам;

юрист

 

Форма обучения: очная, очно-заочная (вечерняя)

 

Санкт-Петербург

2012г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;

100701 «Коммерция»

030912 «Право и организация социального обеспечения»

 

Разработчик:

 

Пахомова Н.Г. преподаватель ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

 

Рецензенты:

- Чернова А.Ю. методист ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

- Кобелева Л.С. преподаватель ГОУ СПО СПб «Медицинский техникум № 2», кандидат философских наук

 

 

Рабочая программа рекомендована предметной цикловой комиссией общих гуманитарных и социальных дисциплин

 

Утверждена «…….» ……………………..201….. г.

 

Председатель ПЦК Кульгавий Л.П./………………….../


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……4

 

1.1. Область применения программы…………………………………………………4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………………………………………………4

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………..4

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………………….4

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………….5

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………………..5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины……….........................6

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………..14

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……..14

3.2. Информационное обеспечение обучения……………………………………......14

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………..15

 

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;

100701 «Коммерция»

030912 «Право и организация социального обеспечения»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин.

 

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»;

030912 «Право и организация социального обеспечения»

60 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов,

- самостоятельная работа обучающегося 12 часов.

 

Максимальная учебная нагрузка обучающегося по специальности

100701 «Коммерция»

59 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов,

- самостоятельная работа обучающегося 11 часов.*

 

 

*Почасовое планирование курса в соответствии с учебной нагрузкой для каждой группы приведено в Приложении.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные работы 0
практические занятия 0
контрольные работы 4
курсовая работа (если предусмотрена) 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 12
в том числе:  
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ) 8
подготовка к промежуточной аттестации 4
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет в I семестре
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 59
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные работы 0
практические занятия 0
контрольные работы 4
курсовая работа (если предусмотрена) 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 11
в том числе:  
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ) 7
подготовка к промежуточной аттестации 4
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет в I семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
       
Введение Смысл слова "философия". Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентация философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.    
Раздел 1. История философии      
Тема 1. 1. Восточная философия Основные черты индийской и китайской философии. Буддизм и конфуцианство. Соотношение западной и восточной философии. 2 1
Тема 1. 2. Античная философия Характерные черты античной философии. Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит). Философия Сократа. 2 1
Тема 1. 2. Античная философия Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества. Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. 2 1
Тема 1. 2. Античная философия Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого - Блага. 2 1
Тема 1.3. Средневековая философия Характерные черты философской мысли эпохи Средних веков. Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения. Концепции Августина и Фомы Аквинского. Спор номиналистов и реалистов в Средние века.   2 1
Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, гуманизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно как представители эпохи. Контрольная работа №1. 2 1
Тема 1.5. Философия Нового времени Характерные черты философии Нового времени: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах. спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. 2 1
Тема 1.5. Философия Нового времени Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).Постклассическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). 2 1
Тема 1.6. Философия в России Характеристика основных черт русской философской мысли, ее особенности и значение. Основные положения диалектического и исторического материализма. Философия В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева А.Ф.Лосева. 2 1
Тема 1.6. Философия в России Русский космизм: Н. Федоров, В. Вернадский. Философия П.Флоренского. 2 1
Тема 1.7. Современная философия. Характерные черты современных концепций. Концепция «бессознательного» З. Фрейда. Основные направления современной философской мысли, основные вопросы, решаемые представителями этих направлений: томизм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм. 2 1
  Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1; написание докладов и рефератов; подготовка к контрольной работе      
Раздел 2. Основные философские проблемы      
Тема 2.1. Бытие как философская проблема Философский смысл темы бытия. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Проблема бытия в философии Нового времени. Диалектический материализм о бытии. Субстанция как философская категория. Философский монизм, дуализм и плюрализм. Понятие материи в истории философии. Диалектико - материалистическое учение о материи. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Контрольная работа №2. 2 1
Тема 2.2. Философия человека и общества. Природа и сущность человека. Антропосоциогенез. Проблема жизни и смерти. Свободы и ответственности человека. Душа. Любовь как ценностная характеристика души. Проблема смысла жизни и предназначение человека. Индивид, индивидуальность, личность. Этические основы бытия человека. Понятие общества. Соотношение общества и личности. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок). 2 1
Тема 2.3. Философия истории Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад – Россия - Восток. 2 1
Тема 2.4. Философия как аксиология Учение о ценностях. Термин "аксиология". Характеристика природы ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности. Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эстетическая ценность. Характеристика красоты в различных философских направлениях и системах (от античности до современности). 2 1
Тема 2.4. Философия как аксиология Философия практики. Практика как деятельность человека по достижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, результат практики. Выяснение ценности практики в процессе философской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Изменение представлений о добре. Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции. 2 1
Тема 2.5. Философия познания. Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Понятие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чувственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсознательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соответствия, когеренции, прагматизма) Шкала истинности. Чувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины. Контрольная работа №3. 2 1
Тема 2.6. Философия науки Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного познания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теоретический уровень научного познания. Эмпирические и теоретические законы. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика учёного. Философия, религия и наука. 2 1
Тема 2.7. Философия техники Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П.Щедровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные кодексы. 2 1
Тема 2.8. Философия природы Характеристика термина "природа". Исторические формы отношения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И.Вернадского. Синергетика - наука о сложном. Гипотеза Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и время. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологическая и медицинская этики. 2 1
Тема 2.9 Философия образования Цель образования - человечность. Соотношение подготовки и образования. Единство Истины, Красоты и Добра в образовании. Будущее - за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место философии в образовании. Образование - это ответственность. 2 1
Тема 2.10. Философия и молодежь Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, протест против стандартов. Характеристика ценностей, на основе которых формируются представления о мужественности и женственности. Философия любви. Молодёжная философия как реакция на вызов современности. Контрольная работа №4. 2 1
Тема 2.11. Философия в современном мире Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обеспечении её достоинства. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности. Человечество перед лицом глобальных проблем 2 1
  Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2; написание докладов и рефератов; подготовка к контрольной работе      
  Всего:    

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов
     
Введение Смысл слова "философия". Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентация философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.  
Раздел 1. История философии    
Тема 1. 1. Восточная философия Основные черты индийской и китайской философии. Буддизм и конфуцианство. Соотношение западной и восточной философии. 2
Тема 1. 2. Античная философия Характерные черты античной философии. Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит). Философия Сократа. 2
Тема 1. 2. Античная философия Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества. Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. 2
Тема 1. 2. Античная философия Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого - Блага. 2
Тема 1.3. Средневековая философия Характерные черты философской мысли эпохи Средних веков. Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения. Концепции Августина и Фомы Аквинского. Спор номиналистов и реалистов в Средние века.   2
Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма, гуманизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно как представители эпохи. Контрольная работа №1. 2
Тема 1.5. Философия Нового времени Характерные черты философии Нового времени: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах. спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. 2
Тема 1.5. Философия Нового времени Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).Постклассическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). 2
Тема 1.6. Философия в России Характеристика основных черт русской философской мысли, ее особенности и значение. Основные положения диалектического и исторического материализма. Философия В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева А.Ф.Лосева. 2
Тема 1.6. Философия в России Русский космизм: Н. Федоров, В. Вернадский. Философия П.Флоренского. 2
Тема 1.7. Современная философия. Характерные черты современных концепций. Концепция «бессознательного» З. Фрейда. Основные направления современной философской мысли, основные вопросы, решаемые представителями этих направлений: томизм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм. 2
  Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1; написание докладов и рефератов; подготовка к контрольной работе    
Раздел 2. Основные философские проблемы    
Тема 2.1. Бытие как философская проблема Философский смысл темы бытия. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Проблема бытия в философии Нового времени. Диалектический материализм о бытии. Субстанция как философская категория. Философский монизм, дуализм и плюрализм. Понятие материи в истории философии. Диалектико - материалистическое учение о материи. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Контрольная работа №2. 2
Тема 2.2. Философия человека и общества. Природа и сущность человека. Антропосоциогенез. Проблема жизни и смерти. Свободы и ответственности человека. Душа. Любовь как ценностная характеристика души. Проблема смысла жизни и предназначение человека. Индивид, индивидуальность, личность. Этические основы бытия человека. Понятие общества. Соотношение общества и личности. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок). 2
Тема 2.3. Философия истории Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад – Россия - Восток. 2
Тема 2.4. Философия как аксиология Учение о ценностях. Термин "аксиология". Характеристика природы ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности. Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эстетическая ценность. Характеристика красоты в различных философских направлениях и системах (от античности до современности). 2
Тема 2.4. Философия как аксиология Философия практики. Практика как деятельность человека по достижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, результат практики. Выяснение ценности практики в процессе философской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Изменение представлений о добре. Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции. 2
Тема 2.5. Философия познания. Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Понятие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чувственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсознательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соответствия, когеренции, прагматизма) Шкала истинности. Чувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины. Контрольная работа №3. 2
Тема 2.6. Философия науки Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного познания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теоретический уровень научного познания. Эмпирические и теоретические законы. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика учёного. Философия, религия и наука. 2
Тема 2.7. Философия техники Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П.Щедровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные кодексы. 2
Тема 2.8. Философия природы Характеристика термина "природа". Исторические формы отношения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И.Вернадского. Синергетика - наука о сложном. Гипотеза Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и время. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологическая и медицинская этики. 2
Тема 2.9 Философия образования Цель образования - человечность. Соотношение подготовки и образования. Единство Истины, Красоты и Добра в образовании. Будущее - за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место философии в образовании. Образование - это ответственность. 2
Тема 2.10. Философия и молодежь Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, протест против стандартов. Характеристика ценностей, на основе которых формируются представления о мужественности и женственности. Философия любви. Молодёжная философия как реакция на вызов современности. Контрольная работа №4. 2
Тема 2.11. Философия в современном мире Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обеспечении её достоинства. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности. Человечество перед лицом глобальных проблем 2
  Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2; написание докладов и рефератов; подготовка к контрольной работе    
  Всего:  

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...