Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 августа 2007 года N 311

Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года


С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития электронной промышленности Российской Федерации и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года N МФ-П9-4838 и протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 33

приказываю:

 

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития электронной промышленности России на период до 2025 года.

 

2. Установить, что ответственными в Министерстве за реализацию Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года являются Роспром (Б.С.Алешин), департамент оборонно-промышленного комплекса (Ю.Н.Коптев) и департамент государственной промышленной политики (В.Ю.Саламатов).

 

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Министр
В.Б.Христенко

 

Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года


УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министра промышленности и
энергетики Российской Федерации
от 7 августа 2007 года N 311

Паспорт Стратегии

 

     
1. Наименование стратегии Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года
2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Cтратегии Поручение Правительства РФ от 26 сентября 2005 года N МФ-П9-4838, одобрена на заседании Правительства РФ от 21 сентября 2006 года протокол N 33
3. Государственный заказчик - координатор Стратегии Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
4. Основные разработчики Стратегии Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию
5. Системная социально- экономическая проблема, решаемая Стратегией Основная системная проблема заключается в увеличении объемов продаж отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ), преодоление уровня технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня и повышение конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта
6. Ожидаемые результаты реализации Cтратегии, целевые индикаторы - выполнение целей и задач, поставленных Президентом РФ в "Основах политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", а также в национальных проектах Российской Федерации в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства; - увеличение объемов продаж ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках; - снижение уровня технологического отставания России в области ЭКБ; - обеспечение необходимых тактико-технических характеристик ВВСТ в соответствии с Государственной программой вооружений; - удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в современной отечественной электронной компонентной базе и, как следствие, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках сбыта; - весомый вклад в решение задачи удвоения ВВП за десятилетний период, так как отрасль дает значительный мультипликативный эффект в смежных областях; - повышение уровня потребления электронной продукции населением России. Целевым индикатором реализации Стратегии является освоенный в производстве технологический уровень электронной продукции
7. Цели и задачи Cтратегии 1. Реформирование структуры электронной промышленности, оптимизация методов и механизмов государственного управления и государственно-частного партнерства. 2. Реконструкция и техническое перевооружение электронных производств. 3. Развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов и "систем на кристалле". 4. Приоритетное развитие технологической и производственной базы твердотельной и вакуумной СВЧ-электроники. 5. Приоритетное развитие разработок и производства радиационно стойкой ЭКБ, включая вакуумную. 6. Приоритетное развитие микросистемотехники. 7. Приоритетное развитие микроэлектроники. 8. Приоритетное развитие наноэлектроники. 9. Приоритетное развитие электронных материалов и структур. 10. Принятие мер по существенному расширению позиций на внутреннем рынке. 11. Принятие мер по изменению существующего законодательства, обеспечивающих реализацию мероприятий данной Стратегии
8. Сроки и этапы реализации Стратегии Стратегия будет реализовываться в 2007-2025 годах в три этапа: первый этап - 2007-2011 годы; второй этап - 2012-2015 годы; третий этап - 2016-2025 годы
9. Перечень основных мероприятий 1. Создание и развитие базовых центров системного проектирования, национальной сети дизайн-центров и Межотраслевого Центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов. 2. Развитие разработок и реконструкция и техническое перевооружение производств СВЧ-электроники. 3. Развитие разработок и реконструкция и техническое перевооружение производств радиационно стойкой ЭКБ. 4. Развитие разработок и создание производств микросистемной техники на базе интеллектуальных сенсоров и передовых полупроводниковых технологий. 5. Реконструкция действующих производств микроэлектроники и создание микроэлектронного производства с современным технологическим уровнем, включая корпусирование ЭКБ. 6. Развитие базовых технологий и конструкций приборов оптоэлектроники, квантовой и магнитной электроники, пассивных радиоэлектронных компонентов. 7. Создание новых высокотехнологичных материалов для электроники и организация их серийного производства
10. Объемы и источники финансирования Стратегии (в ценах соответствующих лет), в том числе:  
  1 этап (2007-2011 годы) 49442,22 млн.руб., в том числе: 30478,32 млн.руб. федеральный бюджет;
  2 этап (2012-2015) 63250 млн.руб., в том числе: 38916 млн.руб. федеральный бюджет;
  3 этап (2016-2025 годы) 115000,0-135000,0 млн.руб., в том числе: 70000,0-80000,0 млн.руб. федеральный бюджет

Введение


Под Стратегией развития электронной промышленности России (далее - Стратегия) понимается взаимоувязанная по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и мерам государственной поддержки совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, обеспечивающих динамичное развитие отрасли на перспективу.

Стратегия, в первую очередь, согласуется с целями государства в области высоких технологий и направлена на реализацию мероприятий по обеспечению разработки и организации выпуска отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ).

Инструментом Стратегии являются федеральные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и ведомственные целевые программы и подпрограммы.

Так, например, в 2007 году основой Стратегии будет Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы. С 2008 года базой реализации Стратегии до 2015 года будет новая федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы.

Одновременно развитие ЭКБ будет проводиться в рамках следующих программ "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" и "Глобальная навигационная система".

В соответствии с поставленной Советом Безопасности от 20 июня 2006 года задачей разработки прогноза и программы научного и технологического развития российской экономики до 2025 года Стратегия развития электронной промышленности с учетом достигаемых результатов реализации Подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы на 2007-2011 годы" и новых задач по обеспечению отечественной ЭКБ охватывает ближний период до 2011 года, средний период до 2015 года и дальний период до 2025 года. Конкретизация задач Стратегии на указанные периоды будет определяться в рамках федеральных целевых программ, в первую очередь определяемыми установленными приоритетами государственной политики.

"Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденными Президентом Российской Федерации 11 апреля 2002 года, развитие ЭКБ отнесено к числу приоритетов технической политики российского государства. Данный документ учитывает, что с середины ХХ века электронная промышленность - ключевая отрасль для благосостояния государства. Мировой опыт показывает, что:

- электроника производит больше добавочной стоимости, чем любая другая промышленная отрасль;

- электронная промышленность контролирует в три раза больше рабочих мест, чем создает;

- большинство других отраслей и государственных структур не смогут работать без использования достижений электроники;

- электроника составляет 30% от общих инвестиций в промышленность;

- в последующие 10 лет электронная промышленность увеличит более чем в два раза мировой ВВП.

Электронная промышленность - самая быстро развивающаяся отрасль. За период 1980-2005 годов совокупные темпы годового роста составили в электронике - 7,5%, гражданской авиации - 5%, химической промышленности - 5%, автомобильной промышленности - 3%, нефтяной промышленности - 2%, мировом ВВП - 3%.

Однако состояние отечественной технологической базы, разработок, серийного производства ЭКБ свидетельствует о том, что электронная промышленность Российской Федерации находится в глубоком структурно-технологическом кризисе. На фоне динамичного развития мировой электроники отечественная электронная промышленность последние 10-15 лет стагнирует.

Основными причинами, сдерживающими развитие отечественной ЭКБ, являются:

- резкое падение объемов производства и сокращение номенклатуры серийно выпускаемых электронных компонентов военного назначения;

- постоянное повышение доли устаревшей ЭКБ, рост применения зарубежных электронных компонентов при одновременном снижении уровня обеспеченности отечественными электронными компонентами ведущихся разработок и серийного производства систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ);

- моральное и физическое старение технологического оборудования и основных фондов электронной промышленности из-за отсутствия инвестиционных средств на техническое перевооружение в течение последних 15 лет;

- практически полное отсутствие отечественного гражданского сектора производства наиболее наукоемких видов ЭКБ, применяемой в вычислительной технике, средствах связи и телекоммуникациях, навигационном обеспечении и т.д.;

- открытие российского рынка для зарубежных производителей бытовой электронной техники при отсутствии какой-либо государственной протекционистской политики. За 15 лет импортная электроника и средства мобильной связи стали практически доминирующими на российском рынке.

В результате негативного проявления указанных факторов в электронной промышленности имеют место следующие тенденции:

- во вновь разрабатываемых отечественных ВВСТ применяется до 70% иностранных электронных компонентов. В силу действующих за рубежом ограничений на поставку в Россию специальных электронных компонентов, разработчикам радиоэлектронных средств приходится довольствоваться не соответствующей необходимым требованиям заказчиков номенклатурой импортной ЭКБ, что приводит к целому ряду негативных моментов и в частности к дополнительным затратам на вынужденную проверку изделий при ее применении;

- утрачены технологии производства ЭКБ разработки 70-80-х годов, хотя и устаревшей, но являющейся основой находящихся в настоящее время на вооружении образцов ВВСТ, причем потери технологий составляют 40-50%. Частично это связано с распадом СССР, после которого часть электронных производств осталась вне России (Украина, Беларусь, Прибалтика, Армения), нарушилась сложившаяся кооперация. Наиболее существенные потери понесло производство радиационно стойкой компонентной базы;

- из-за технологического отставания в области твердотельной СВЧ электроники имеются серьезные проблемы в создании современного радиолокационного вооружения, использующего активные фазированные антенные решётки (зенитно-ракетные системы, радиолокаторы наземного и авиационного базирования, связные системы).

Сегодня очевидно, что дальнейшее отставание России в такой ключевой области промышленности, как производство электронных компонентов крайне опасно и недопустимо, поскольку не позволит перейти от "сырьевой" экономики к экономике "знаний" и обеспечить первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, решение задач по обеспечению безопасности государства.

Главная задача представляемой Стратегии - предложить на основе всестороннего анализа существующего состояния российской и мировой электроники оптимальный путь развития отечественной электронной промышленности, выбрать приоритеты, сконцентрировать финансовые усилия как государства, так и частного сектора на ключевых направлениях этого развития.

Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить:

- выполнение целей и задач, поставленных Президентом РФ в "Основах политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", "Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2012 года и дальнейшую перспективу", "Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу", "Основных направлениях развития вооружения, военной и специальной техники до 2020 года и дальнейшую перспективу";

- ликвидацию критического научно-технологического отставания России в области ЭКБ микроэлектроники от развитых стран;

- обеспечение развития тех направлений электронной промышленности, в которых имеются отечественные научно-технические решения и продукция, опережающие мировой уровень, в частности вакуумной СВЧ-электроники;

- достижение необходимых тактико-технических характеристик ВВСТ в соответствии с Государственной программой вооружений;

- удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в современной отечественной электронной компонентной базе и, как следствие, повышение конкурентоспособности и качества отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках сбыта;

- весомый вклад в решение задачи удвоения ВВП за десятилетний период, так как продукция отрасли дает значительный мультипликативный эффект в смежных областях;

- повышение уровня потребления электронной продукции населением России;

- формирование рыночно-ориентированных бизнес-структур на основе развития взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частного партнерства);

- успешную реализацию программных мероприятий федеральных, межгосударственных и межведомственных целевых программ, таких как: "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, "Развитие ОПК РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года","Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2007-2010 годы, "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)", "Антитеррор" (2008-2012 годы) с разделом "Научно-техническое и технологическое обеспечение борьбы с терроризмом", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 2007-2012 годы", "Функциональная СВЧ-электроника-2", Программа СНГ "Радионавигация", новые программы Союзного государства, находящиеся в стадии согласования, "Создание и сертификация современного оборудования для управления воздушным движением", "Создание наукоемкой медицинской техники с использованием критических технологий двойного назначения, разработанных организациями ОПК" на 2007-2009 годы, "Радиотелевизионные цифровые технологии ОПК в интересах телевещания".

Стратегия исходит из реалий нынешней политической, экономической и социальной ситуации в России, опирается на имеющийся научно-технический потенциал отрасли, действующую законодательную базу и ставит задачи с учетом их приоритета в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований отечественного рынка.


1. Системная проблема и ожидаемый результат реализации Стратегии


Основная системная проблема заключается в ликвидации критического научно-технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня, повышении конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта и увеличении объемов продаж электронной компонентной базы.

Эта проблема обусловлена низким технологическим уровнем большей части продукции отечественной электронной промышленности, что не позволяет обеспечить конкурентоспособность всей промышленности страны в целом, и становится одним из критических факторов, влияющих на обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Электронная промышленность Российской Федерации - совокупность зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, подведомственных Роспрому организаций электроники, организаций, производящих электронные материалы, организаций электронного машиностроения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обеспечивающих весь цикл разработки, производства, ремонта и утилизации электронной компонентной базы и отдельных ее элементов специального и гражданского назначения.

В настоящее время в состав электронной промышленности входят 200 организаций, в том числе 121 промышленная организация, 18 научно-производственных организаций, 61 научная организация. В их числе 36 федеральных государственных унитарных предприятий и 164 открытых акционерных общества, в том числе 98 ОАО с государственным участием (из них в 47 обществах государство обладает контрольным пакетом акций) и 66 обществ, акционированных без госучастия.

Ожидается, что в 2007 году в электронной промышленности темп роста промышленного производства в сопоставимых ценах составит более 115,0%, в том числе по специальной продукции - 112,0%. Удельный вес специальной продукции в общем объеме электронной промышленности составляет более 40,0%, а удельный вес работ специального назначения в общем объеме научно-технической продукции - более 60,0%. Численность работников электронной промышленности составит 101,0 тыс.чел., из которых в промышленных организациях будет занято 84,0 тыс.чел. Среднемесячная заработная плата в производственных и научных организациях в среднем составит соответственно 8,0 тыс.руб. и 12,0 тыс.руб.

В структуре выпускаемой организациями электронной промышленности продукции объем производства изделий электронной компонентной базы составляет 57,3% от общего объема продукции, выпущенной организациями.

В России серийно выпускается широкая номенклатура ЭКБ, которая делится на 24 класса, 336 подгрупп (10397 типов) изделий электронной техники и 6 классов, 250 подгрупп (2569 типов) изделий электротехники.

В 2006 году выпущено:

 

   
- интегральных микросхем 1256,9 млн.шт.,
в том числе СБИС и ССИС 356,7 млн.шт.;
- полупроводниковых приборов 54,0 млн.шт.;
- электровакуумных приборов 129,6 млн.шт.;
- приборов СВЧ 151,2 тыс.шт.;
- приборов оптоэлектронных и индикаторов знакосинтезирующих 9,6 млн.шт.;
- электронно-оптических приборов и усилителей 253,7 тыс.шт.;
- радиокомпонентов (конденсаторов, резисторов, соединителей электрических, изделий моточных, установочных и коммутационных) 495,0 млн.шт.


В структуре выпускаемой электронной компонентной базы изделия микроэлектроники (интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы) составляют 22,7%, приборы СВЧ - 19,0%, электровакуумные приборы - 13,8%, изделия оптоэлектроники - 1,2%.

Среди пассивных радиокомпонентов на долю соединителей электрических приходится 14,3%, изделий коммутационных и установочных - 8,2%, конденсаторов - 7,3%, резисторов - 4,2%.

За последние 15 лет в результате кардинального изменения структуры государственного управления значительно ослаблено государственное влияние и контроль за деятельностью ведущих организаций отечественной электронной промышленности, таких как ОАО "Ангстрем", ОАО "НИИ молекулярной электроники с заводом "Микрон", ОАО "Воронежский завод полупроводниковых приборов" и др. Полностью отсутствуют производственная кооперация и координация работ организаций отечественной электронной промышленности со значительной частью крупных организаций отрасли, оставшихся за пределами России. Утеряна база разработки и выпуска специального технологического оборудования и специальных материалов. Большинство организаций электронной промышленности стали малорентабельными и убыточными. Преобладающей стала стратегия "выживания", а не лидерства в своей области.

При резком падении заказов от государства организации в большей степени стали ориентироваться на экспортные рынки дешевой низкотехнологичной продукции. Была освоена технология массового производства электронной компонентной базы для конечной продукции бытового назначения (микрокалькуляторов, часов, электронных игр, радиотелевизионной аппаратуры низкого и среднего качества и т.д.).

Объемы реальной товарной продукции при этом резко возросли, однако технологический уровень производства остался фактически замороженным, так как общий объем выручки от экспорта (суммарно не более 70-80 млн. долларов в год) не позволял осуществлять сколько-нибудь масштабные инвестиции в развитие производства.

Ситуацию существенно усложнило:

- снижение в 6-8 раз заказов Минобороны России на продукцию электронной промышленности;

- отсутствие государственных капитальных вложений в реконструкцию и строительство передовых производств микроэлектроники, что не позволило обеспечить своевременное освоение новых технологических уровней 0,5-0,35-0,25-0,18 мкм. В этот же период времени зарубежная электронная промышленность успешно освоила уровни 0,18-0,13 мкм и перешла к освоению диапазона 0,09-0,065 мкм;

- отсутствие преференций для отечественных производителей на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поставщиками и значительное налоговое бремя (только в 2006 году в бюджеты всех уровней промышленные организации электронной промышленности перечислили более 3,5 млрд.руб.);

- сокращение объема научных исследований как в научно-исследовательских институтах, так и институтах Академии наук и высшей школы нарушило сложившиеся связи науки с производством и не дало возможности внедрения новых технологических процессов.

В настоящее время доля России на мировом рынке электронной компонентной базы составляет только 0,23% от объема мирового рынка. В 2005 году мировая электронная промышленность осуществляла производство электронной компонентной базы для военно-промышленного комплекса в размере 5,7%, автомобильной электроники - 9,1%, бытовой электроники - 12,4%, промышленной электроники - 17,6%, телекоммуникаций - 23,6%, электронной обработки данных - 31,6%. Прогноз развития мирового рынка электронной компонентной базы до 2010 года показывает следующие структурные изменения: военно-промышленный комплекс - 5,3% (-0,4%), автомобильная электроника - 10,4% (+1,3%), бытовая электроника - 13,1% (+0,7%), промышленная электроника - 16,8% (-0,8%), телекоммуникации - 24,4% (+0,8%), электронная обработка данных - 29,8% (-1,8%). Ожидается, что в мире совокупные темпы годового роста электронной компонентной базы до 2012 года составят 6%.

Обобщенные сведения о структуре мирового рынка основных наиболее востребованных и перспективных типов ЭКБ приведены в табл. 1:

 

Таблица 1

 

Структура мирового рынка основных типов ЭКБ, млрд. долларов

               
Тип ЭКБ              
Микропроцессоры 31,227 34,965 36,584 39,748 44,892 51,257 57,299
Микроконтроллеры 11,491 12,655 13,124 14,067 15,655 17,632 19,344
DSP 7,053 8,309 9,125 10,173 11,660 13,459 15,072
ASIC 8,415 9,377 10,188 10,430 11,221 12,561 13,749
ПЛИС 3,19 3,832 4,404 4,808 5,547 6,436 7,218
SоC 24,020 28,358 32,323 34,350 37,738 42,506 46,258
Драйверы дисплеев 5,472 6,551 7,621 8,396 9,649 11,273 12,713
Аналоговые системы 30,960 35,719 38,830 40,243 45,443 52,200 58,887
МОМ-память 39,314 46,237 47,305 49,566 59,336 72,591 81,774
Итого 161,142 186,003 199,504 211,781 241,140 279,917 312,243


Значительно ослаблены позиции отечественных производителей электроники на внутреннем рынке - доля импортной ЭКБ в настоящее время составляет 60% от объема электронных изделий, продающихся в России.

Структура современного отечественного рынка электронной техники обусловлена не только потребностями экономики и сферы потребления страны, но и возможностями производства организаций электронной промышленности и импорта иностранной электронной компонентной базы и готовых изделий. Емкость отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры в 2006 году оценивается в 7,9 млрд. долларов, из которых продукция отечественного производства составляет только 3,5 млрд. долларов.

Наиболее значимыми сегментами отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры являются:

- системы электронной обработки данных ~ 2,0 млрд. долларов,

- телекоммуникации и связь ~ 1,7 млрд. долларов,

- бытовая электроника ~ 1,1 млрд. долларов,

- специальная электроника ~ 0,9 млрд. долларов,

- промышленная электроника ~ 0,7 млрд. долларов,

- прочие виды электроники, включая автомобильную, медицинскую, научную и т.д. ~ 1,5 млрд. долларов.

При этом продажа ЭКБ отечественного производства составила только 439 млн. долларов (или 37,5%) из 1,17 млрд. долларов электронных изделий, представленных на внутреннем рынке. Это обусловлено значительным технологическим отставанием и, как следствие, низкой конкурентоспособностью отечественной ЭКБ.

В настоящее время на российский рынок ЭКБ поставляются изделия 162 организаций радиоэлектронного комплекса, а также продукция 24 предприятий-производителей из стран ближнего зарубежья и СНГ.

Более 600 компаний из стран дальнего зарубежья являются активными участниками российского рынка ЭКБ.

Основные сегменты отечественного рынка ЭКБ по количеству участников среди российских организаций и организаций стран СНГ распределились следующим образом:

- интегральные схемы - 52 бренда,

- полупроводниковые приборы - 49,

- оптоэлектроника - 46,

- приборы СВЧ-техники и электровакуумные приборы - 41,

- пьезо- и акустоэлектроника - 32,

- RLC (резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, катушки индуктивности) - 75,

- материалы и структуры электронной техники - 25.

Объем продаж микроэлектронной ЭКБ (интегральные схемы и полупроводниковые приборы) на российском рынке в 2006 году составил 630 млн. долларов, в том числе отечественной микроэлектроники на сумму 40 млн. долларов, импортной - на 590 млн. долларов.

Модернизация отечественной экономики в направлении приоритетного развития высокотехнологичных отраслей неизбежно приведет к увеличению объема внутреннего рынка электронной техники, что, в свою очередь, потребует наращивания объемов отечественной ЭКБ новых технологических уровней. Ожидается, что объем отечественного рынка ЭКБ к 2015 году должен увеличиться в 2,0-2,5 раза. Очевидно, что изменится структура рынка электронной техники в связи с появлением новых перспективных и емких сегментов, таких как системы радиочастотной идентификации, в том числе электронные паспорта с биометрическими данными, средства навигационного и координатного обеспечения, цифровое радио и телевидение и т.д.

Очень важным обстоятельством является то, что в ближайшие годы в России открываются новые рыночные ниши, еще не занятые иностранным производителем. Наличие такого потенциального рынка создает реальные условия для быстрого развития электронного производства. Ниже приведены особенности развития некоторых сегментов рынка.


Обеспечение создания и производства средств радиочастотной идентификации


Одним из важнейших направлений применения радиочастотной идентификации является электронный паспорт. Работы в этом направлении активно ведутся в настоящее время и в Российской Федерации. Оценки показывают, что при населении около 150 млн. человек переход на электронный паспорт потребует как минимум такого же количества микросхем. К этому следует также добавить ежегодное пополнение состава взрослого населения, необходимость замены паспортов по семейным и другим обстоятельствам, а также плановое обновление паспортов один раз в пять лет.

Таким образом, перевод паспортно-визовых документов на электронную технологию потребует единовременно порядка 150 млн. и затем ежегодно по 50 млн. микросхем. Дополнительная потребность обеспечивается переводом на эту же технологию водительских удостоверений, смарт-карт платежных систем, SIM-карт мобильной связи.

С использованием подобных технологий можно выпускать менее сложные микросхемы, такие как электронные метки для товаров и грузов (оценки показывают, что потребность в них в 2007 году может достигнуть 250-400 млн.шт.). Немалые потребности в микросхемах возникнут и при формировании необходимой инфраструктуры пользователей. Экспертная оценка данного сегмента рынка микроэлектронных изделий составляет величину 200-300 млн. долларов в год.

Современное типовое микроэлектронное производство способно обрабатывать в год около 240 тыс. пластин диаметром 200 мм. С каждой пластины можно получить около 2000 микросхем. Итоговая мощность производства составит около 500 млн. микросхем в год. Таким образом, потребности внутреннего рынка в средствах радиочастотной идентификации могут быть полностью удовлетворены с помощью всего одной микроэлектронной фабрики.

Принципиально важным является решение об обязательном выборе отечественного разработчика и изготовителя микросхем для электронного паспорта. Положительное решение о передаче этого заказа отечественной электронной организации, с одной стороны, придаст новый импульс развитию электронной промышленности, с другой - будет направлено на обеспечение безопасности, т.к. это позволит сохранить криптографическое ядро, и устранит возможность несанкционированного доступа к составу информации в СБИС электронного паспорта. Проект создания электронного паспорта должен находиться под контролем государства, и его следует рассматривать как основной проект-катализатор для подъема микроэлектронной промышленности в целом.


Обеспечение создания и производства средств координатно-временного обеспечения


В настоящее время основным и наиболее точным средством навигационного обеспечения различных потребителей являются глобальные навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США). В Европе разворачивается навигационная система Галилео. Принятие решений об использовании диапазона точного координатного определения расширяет возможности гражданского применения специальной спутниковой системы и соответственно увеличивает объем рынка.

Оценки показывают, что объем российского рынка навигационной аппаратуры составляет порядка 5% от общего мирового рынка, что соответствует около 50 млн. навигационных приборов. Это обеспечивает еще 5-7% загрузки микроэлектронного производства. При решении этой задачи необходимо обеспечить сохранение за отечественным производителем не менее 50% рынка навигационной аппаратуры. Объем данного сектора рынка для микроэлектронной аппаратуры составит 50-70 млн. долларов в год.


Обеспечение создания и производства техники цифрового телевидения


В мае 2004 года распоряжением Правительства Российской Федерации принято решение о внедрении в стране европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB. Это решение позволяет рассчитывать на широкое использование отечественного высокотехнологичного оборудования при внедрении цифрового вещания и исключить "захват" российского рынка телевидения зарубежными фирмами, как это произошло при внедрении мобильной радиосвязи.

Оценки показывают, что объем рынка аппаратуры цифрового телевидения до 2015 года составит около 25 млрд. долларов, при этом уже сегодня не менее 60% аппаратуры может производиться российскими организациями.

Следует учитывать, что дополнительную потребность при этом создает производство приставок к обычным аналоговым телевизорам для возможности приема ими цифрового телевизионного сигнала. Учитывая большое количество аналоговых телевизоров, находящихся в пользовании у населения (не менее 80 млн. аппаратов), данный сегмент рынка представляется весьма существенным.

Кроме того, следует учитывать систему платного абонентского телевидения, в которой используются специальные схемы, обеспечивающие возможность платного просмотра. В целом, совокупный объем рынка ЭКБ для данного направления составит 200-300 млн. долларов в год.


Участие в реализации национальных проектов


Обеспечение создания и производства современного медицинского оборудования, в том числе мобильного типа.

Практически все современное медицинское оборудование основано на применении электроники (микропроцессорное управление, сенсоры и датчики, схемы формирования электрических сигналов, генерации лазерного и СВЧ-излучения и т.д.). И если не принять мер по развитию отечественного производства этого оборудования, значительная часть рынка будет отдана зарубежным компаниям.

В настоящее время совокупный рынок медицинской техники в России находится на уровне порядка 1,5 млрд. долларов. Около 1,0 млрд. долларов составляют импортные изделия, причем значительную долю импортных изделий составляют изделия с применением современной микроэлектроники - более 42%.

Одним из приоритетов в стратегии развития электроники следует считать разработки и освоение производства миниатюрных электронных медицинских систем, приборов и оборудования, рассчитанных на мобильное использование.

Средняя стоимость изделий м<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...