II. «Декамерон» Боккаччо (1352-54 гг)
Жанр утопии в литературе Возрождения Утопия – место, которого нет, вымысел, сказка, неосуществимая мечта (с) Ленин Может показаться, что утопии – вообще не художественное произведение. Но это и не научный трактат – рассказ обычно напоминает чуть ли не мифы и течет вольно, нет научной системы изложения. Утопия – это особый жанр со своими особыми приметами, потом перерастающий в утопический роман XVIII века. Использовался немножко Пуришев и много Л. Воробьева, А. Дживелегова и Р. Хлодовского I. Томас Мор и его «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516 год) Что тогда происходило в Англии С конца XV века Англия начинает развивать промышленность дикими темпами, крестьян сгоняют с земли (нужны пастбища для овец), все больше вещей делают машины и все больше производится товаров, и мало кого волнует честность методов обогащения. В 1509 году к власти приходит Генрих VIII, который называет себя гуманистом, помогает ученым, поощряет рост мануфактур, провозглашает всеобщую амнистию и т. п., но ничего не может сделать с тем, что богатые живут очень и очень роскошно, а по дорогам ходят толпами бывшие крестьяне и безработные ремесленники. Собственно Утопия Внешне Утопия (особенно начало – к концу книги диалоги перерастают в повествование) напоминает платоновские диалоги, но если у Платона есть носитель высшей мудрости Сократ и есть все остальные, которых Сократ со своей колокольни поражает логикой, то в «Утопии» Гитлодей рассказывает, а Мор сомневается, и чтобы его убедить, Гитлодею приходится приводить конкретные факты. Сам Мор как бы и ни при чем – он и власть не осуждает, и вообще просто слушает, это все Гитлодей виноват. Кстати, за «Утопию» Мору ничего от власти не было, ее посчитали безобидной сказкой, зато за нелюбовь к Реформации ученому пришлось ответить – его казнили в 1535 году.
Итак, «Утопия» состоит из двух книг и некоего «предисловия», «Томас Мор шлет привет Петру Эгидию».В этом предисловии Мор пишет, что посылает свою книгу Петру Эгидию, чтобы тот «прочел ее и напомнил, если что ускользнуло» от самого Мора. Здесь же он жалуется на занятость – книгу. Которую не надо даже придумывать, а надо просто записать запомненный разговор, он писал почти год, потому что ему мешали общественные и семейные дела, а времени «себе, то есть литературе», он не оставлял. Также Мор говорит о споре со своим «питомцем» Иоганном Клементом по поводу ширины реки Анидр и длины моста через нее и о том, что никто не спросил у Гитлодея, «в какой части Нового Света расположена Утопия». Мор даже говорит, что туда собрался какой-то желающий стать епископом богослов, чтобы «подбодрить и развить» христианство. Еще Мор сомневается, издавать ли книгу, ведь большая часть читателей любят только старое/не любят юмор/неблагодарны, и вообще издавать книгу сложно и муторно. В первой книге речь идет об Англии, где, как описано выше, в то время проблем было выше крыши. Томас Мор встречается с Рафаилом Гитлодеем, который участвовал в путешествиях Америго Веспуччи, но в конце концов решил не возвращаться вместе с Америго домой. Вместо этого он объехал кучу стран, показал африканцам компас и изучил их государственные устройства. В разговоре с Мором и Петром Эгидием (тем самым, кому Мор писал письмо), Рафаил, периодически вспоминая Платона, говорит о том, что не стал бы служить королям, потому что короли предпочитают воевать и захватывать новые земли, а не править нормально старыми, а в этом Рафаил им не поможет.Также он пересказывает разговор с кардиналом Иоанном Мортоном и его гостями про воров, где доказывает, что у разбойников нет выбора – если они не начнут воровать, они умрут с голода. А почему так? А все то же – куча ничего не умеющих дворовых людей, калеки с войны, выгнанные с земли крестьяне («овцы… поедают даже людей») из-за «алчности немногих лиц», «неуместная роскошь» богатых. И вообще казнь – это плохо, особенно из-за денег, и воры так становятся убийцами – наказание-то одно. А надо воров заставлять работать. Приходит Рафаил к тому, что частная собственность – это зло, и надо ее хотя бы ограничить. Вот посмотрите на Утопию, там хорошо, мы талантливее их, зато они трудолюбивее и вообще устройство жизни у них правильное.
Во второй книге Рафаил об этой самой Утопии и рассказывает. Расположение острова идеальное: есть большая бухта, в которою без помощи утопийцов не заплыть из-за скал, с другой стороны остров тоже защищен. Городов 54 штуки, они все друг на друга похожи, есть некое подобие парламента – три старых мудрых гражданина собираются раз в год, все владения одинаковые, семьи большие (40 человек минимум) и патриархальные, работают по 2 года в деревне, а остальное время в городе, но хлеба все равно получается больше, чем надо – можно отдать соседям. Должности не покупаются и не продаются, так как нет частной собственности, поэтому драться за них никто не будет. Нравственность блюдут, брак священен и на всю жизнь, кроме отдельных случаев. Общее всё – еда, вода с вином, одежда не покупается, дома не запираются. То, что необычно в «Утопии» и выходит за пределы «требований плебейских масс» или даже общества «Декамерона» ((с) Л. Воробьев) - организация производства. Общество трудовое, работают все, кроме мыслителей-ученых и управляющих, да и то не всегда. Но производство – не самоцель, работают люди всего шесть часов в день, а все остальное время они самосовершенствуются кто как хочет. Помощь труду Мор видит у науки, но во всесилие ее не верит – появление инкубатора он предвидел, а вот грязную работу доверяет все же людям, рабам. Рабы – это преступники либо из Утопии (им живется похуже), либо осужденные на смерть в других странах (им лучше – мол, виновата в их преступлении еще и страна).
При этом Мор понимает, что в теории человеку сколько ни дай, все мало. Поэтому утопийцев призывают к скромности и единообразию (скажем, украшать одежду – не очень хорошо). Много Мор говорит и о религии. В Утопии религий много, и все равны, но христианство вот-вот станет основной, потому что оно крутое. Но еще Утоп запретил людям верить в то, что душа умирает вместе с телом (а кто в это верит, того за гражданина не считают). Еще есть секта тех, кто верит, что плохо в загробном мире только не желающим умирать, есть секта работяг. Священников не больше тринадцати в городе и они благочестивы. Храмы без изображений богов – каждый видит своего. II. «Декамерон» Боккаччо (1352-54 гг) Начну с того, что рама у «Декамерона» двойная – первый слой авторский, а второй про общество молодых людей и девушек, которые и являются рассказчиками новелл. И, собственно, в этом обществе и находятся черты утопии. Гуманистический индивидуализм Боккаччо был лишенным субъектизма и, кроме того, оптимистическим. Он верил, что гуманистическое мировоззрение – нормальное, обычное дело. Это иллюзия, но Боккаччо ей верил, поэтому и сделал два слоя в раме. Таким образом он поднял свой гуманистический индивидуализм на уровень общественного сознания; а рассказчики новелл – это именно общество. И это общество – республика гуманистов, интеллигентов. Здесь гармония и свобода человека противопоставляются ужасам чумы, символа распада. За пределами Флоренции герои создают именно государство с чем-то вроде конституции, основа которой – свобода, а цель – радостное наслаждение жизнью. Короли и королевы меняются каждый день, но сам распорядок дня не меняется. Развлекаясь и наслаждаясь, рассказчики продолжают жить слаженной общественной жизнью. Они живут в гармоническом согласии с природой, описания которой занимают много места и играют большое значение в этом слое рамы. Природа по-ренессансному идиллична, про благоуханный сад Боккаччо говорит: «Они сошлись на том, что если б был возможен рай на земле, то его надобно было бы устроить по образу этого сада». Герои, конечно, не работают, но их развлечения серьезны – в конце концов, новеллы, хоть и не дидактичны, но по-реннесансному назидательны. Сад рассказчиков «Декамерона» - первая гуманистическая утопия европейского Возрождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|