Лимит. Квоты. Нормирование добычи
Лекция №5 Пропускная способность хозяйства. Охотхозяйственное соглашение, лимиты и квоты (2ч). Пропускная способность хозяйства Пропускная способность подразделяется на территориальную и фактическую. Под территориальной пропускной способностью понимается число охотников, которое может охотиться на территории хозяйства без нарушения принципов рационального пользования угодьями и правил техники безопасности на охоте. Под фактической пропускной способностью - понимается число охотников, которым может быть предоставлена возможность охоты в зависимости от численности дичи в хозяйстве. Фактическая пропускная способность — величина нестабильная. Это и понятно, поскольку теоретически каждый охотник мог бы добыть норму отстрела или закрыть имеющиеся у него лицензии на отстрел копытных зверей в первый же день охоты. При этом пропускная способность приравнивалась бы к величине, полученной в результате деления нормы добычи каждого вида для всего хозяйства на дневную норму охотника. На деле этого не происходит. Часто охотник возвращается без добычи, а значит, фактическая пропускная способность от посещения им хозяйства не сократилась. Таблица Фактическая пропускная способность хозяйства
Территориальная пропускная способность не зависит от численности дичи и не может быть превышена за счет увеличения ее числа. При расчете дневной территориальной пропускной способности хозяйства следует руководствоваться следующими максимально допустимыми нормами нагрузки охотников на единицу площади угодий при различных видах охот:
Таблица
Территориальная пропускная способность хозяйства по некоторым видам охот отражена в табл.
Территориальная пропускная способность хозяйства
*- в расчетах использована площадь, составляющая 60% от пригодной для охоты.
** - расчеты произведены с учетом продолжительности охоты на водоплавающую дичь 60 дней.
Для планирования охот рекомендуется пользоваться фактической пропускной способностью, корректируя ее, не допуская превышения сезонных норм добычи, устанавливаемых охотпользователем.
Лимит. Квоты. Нормирование добычи Лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Устанавливается для крупных территорий (район, регион, край). Квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья (устанавливается для охотпользователя на территории района с учетом необходимости регулирования численности) ФЗ №209 Статья 24. Лимит добычи охотничьих ресурсов и квота их добычи 1. Перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, за исключением охотничьих ресурсов, указанных в части 4 настоящей статьи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. Объем добычи охотничьих ресурсов, включенных в указанный в части 1 настоящей статьи перечень охотничьих ресурсов, определяется в соответствии с лимитом добычи охотничьих ресурсов. 3. Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года. 4. По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя. 5. При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
6. Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. 7. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья. 8. Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ГАЗЕТА С ЛИМИТОМ Нормативы изъятия охотничьих ресурсов, добыча которых, осуществляется в соответствии с определяемым лимитом добычи
Нормативы допустимой численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях
Нормативы изьятия охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без лимита и квот добычи
Квотирование согласно ФЗ №209 9. Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом. 10. В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия.
11. В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке. Хозяйству важно учитывать, что при определении квот добычи, контролирующая организация отслеживает динамику численности во времени и на конкретный момент, что в последствии может сказаться на величине квоты. За основу взяты условия изменения численности в зависимости, от которых может меняться и квота.
Условия изменения квот добычи охотничьих ресурсов
НОРмирование 12. Добыча охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, осуществляется в соответствии с нормативами и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. При проведении внутрихозяйственного охотустройства площадь водно-болотных угодий, пригодная для различных видов охот и площадь угодий для охоты на вальдшнепа весной на тяге уточняется, в связи с этим годовая фактическая пропускная способность должна корректироваться. Поскольку численность животных подвержена колебаниям по годам, план их добычи должен разрабатываться хозяйством в соответствии с условиями каждого года и тем регулировать фактическую пропускную способность. Разработанные в нашей стране нормы охотхозяйственного использования запасов различных видов дичи направлены, как правило, на поддержание численности зверей и птиц на определенном постоянном ypoвнe. Применение этих норм обеспечивает стабильность поголовья животных. Таковы нормы отстрела, предложенные П. Б. Юргенсоном (1966) в «Основах охотоустройства» и послужившие основой для составления соответствующих разделов в ряде охотоустроительных инструкций (Методическое руководство по внутрихозяйственному устройству охотничьих хозяйств Росохотрыболовсоюза», «Технические указания по проектированию охотничьих и лесоохотничьих хозяйств» и т. д.). Для интересующих нас видов мелкой дичи эти нормы при осенне-зимней oхотe в процентах от осенней численности до 2000г составляли: 3аяц-русак - 30 Рябчик - 25 Заяц-беляк - 40 Серая куропатка - 30 Глухарь - 15 Фазан - 30 Тетерев - 15 Водоплавающая дичь - 50 Однако в зависимости от условий, определяющих интенсивность размножения охотничьих животных и величину прироста их численности к началу охоты, возможно, а иногда и необходимо изменение указанных норм добычи. Как мы видели, количество молодых животных, приходящееся на пару взрослых к открытию сезона, значительно меняется по годам. Это соотношение в популяции молодых и взрослых особей определяет индекс прироста популяции. Экспериментально установлено, что при неизменных условиях охраны, охотхозяйственного использования и т. д. У водоплавающей дичи численность воспроизводственного поголовья остается постоянной при индексе 1,1: 1, т. е., когда к началу охоты на одну старую птицу приходится 1,1 молодой. Если индекс ниже (например 0,5:1), популяция числено уменьшается, если он выше (1,6: 1) - она увеличивается в численности. При этом американские и канадские специалисты, в частности для кряквы, исходят из следующих средних показателей: потомство дают 95% прилетевших весной на гнездовье уток, так как около 5% их гибнет в течение весны и лета прирост численности к началу охоты составляет 100%. Отстрел с учетом подранков составляет около 40% осенней численности; естественная смертность до весны следующего года 13% сохранившихся после охоты крякв. Указывается, что, поскольку индекс прироста популяции может меняться от 0,5:1 до 1,6:1 (что соответствует величине прироста от 50 до 160%), сохранение поголовья уток на каком-то постоянном уровне требуетизменения норм отстрела. Эти нормы должны уменьшаться при сокращении и могут увеличиваться при повышении величины ежегодного прироста. У нас с нормированием отстрела водоплавающей дичи дело обстоит иначе. Прежде всего мы очень мало знаем о том, какая часть уток, улетевших осенью на зимовку, возвращается к нам весной и приступает к размножению. Сопоставление показателей весенней, летней и осенней численности птиц помочь нам не может. Методы учета птиц по сезонам различны и дают разные данные. В одном случае учитываются и местные и пролетные особи, в другом (летом) - только местные экземпляры. Продолжительность и интенсивность вeceннeгo и осеннего пролета различны, а, кроме того, утки не всегда проходят одними и теми же путями. Поэтому есть водоемы, где количество учтенных на 10 км маршрута уток может быть либо весной гораздо больше, чем осенью, либо, наоборот, осенью больше, чем весной. В выяснении размеров ежегодной гибели водоплавающих может помочь анализ результатов кольцевания птиц. Установлено, что ежегодная гибель взрослых крякв, шилохвостей, чирков, широконосок, серых уток и свиязей колеблется по видам от 41 до 47%, что, по связано почти исключительно с отстрелом птиц охотниками. Но наряду с этим несомненна и смерть птиц от других причин (погодные условия болезни, хищники и т. д.). Поскольку мы знаем, что на протяжении последних лет почти повсеместно у нас наблюдается некоторое сокращение запасов водоплавающей дичи, можно предположить, что размер ее отхода за год по различным причинам, включая и охоту, сейчас несколько больше размеров годового прироста. Он близок, по-видимому, к 60-65% имеющегося к началу августа количества птиц. Если в процессе охот охотниками берется около 44% поднявшихся на крыло уток, то смертность от других причин колеблется где-то в пределах 16-20%', что очень близко к показателям, установленным зоологами для Канады и США. Для правильного расчета допустимых норм отстрела нам крайне важно знать, какая часть уток, попадающих под выстрелы охотников, берется в местах гнездовий и какая на зимовках, какая часть - в пределах нашей страны и какая - за рубежом. Такие данные мы находим у Л. Ю. Зыковой (1965). Подводя итоги кольцевания водоплавающих птиц, автор приходит к выводу, что за пределами Российской Федерации добывается только 18% общего количества окольцованных здесь уток и лишь 5% из них добывают за рубежом. Следовательно, чтобы обеспечить стабильность численности водоплавающей дичи, мы могли бы планировать отстрел 30% осеннего количества птиц. Предположим, что численность загнездившихся уток в каком-то месте равна 10000 особей. К началу охоты количество их увеличится с учетом индекса прироста популяции 1,5: 1) до 25 тыс. Взяв в местах гнездовья осенью 30% этого поголовья, мы сократим его до 17 500 голов. Из них еще около 4000 голов будут взяты, охотниками в местах зимовок и до 20%, т. е. 3500 особей, погибнет от каких-то не связанных с охотой причин. К весне следующего года сохранится 10000·экземпляров. Однако мы заинтересованы не в сохранении численности водоплавающей дичи на постоянном уровне, а в постепенном увеличении ее запасов. Поэтому отстрел 30% нужно считать завышенным и, целесообразно сократить его максимум до 20% осеннего поголовья уток. В годы, когда к началу охоты на одну самку в среднем будет приходиться меньше трех молодых или (что обычно тоже самое) в выводке будет менее пяти утят, эта норма отстрела должна быть еще уменьшена. Так обстоит дело с нормами отстрела водоплавающей дичи. Что касается птиц, постоянно живущих в наших угодьях, то смертность их в неохотничий сезон значительно выше и достигает (Юргенсон, 1966) примерно 50% зазимовавших птиц. Происходит это, несмотря на то, что в большинстве наиболее густонаселенных областей зимняя охота на глухаря, тетерева, рябчика и серую куропатку запрещена. Высокий процент зимнего отхода дичи вeдeт к тому, что, чтобы обеспечить возможность охоты в тех нормах, которые приведены выше, могут только достаточно высокие индексы годового прироста численности популяций птиц. Так, для большинства видов боровой и полевой дичи отстрел 15-20% осенней численности можно планировать при индексе не ниже 1,5: 1,т.е. если на пару взрослых птиц будет осенью приходиться не менее трех молодых птиц. Например, имея в каком-либо хозяйстве весной 1000 рябчиков, мы можем назначать к отстрелу 20% осеннего их количества, если индекс прироста популяции будет не ниже 1,5: 1, т. е. если на пару взрослых будет осенью приходиться не меньше трех молодых птиц. В этом случае осенняя численность будет равна 2500 рябчикам, и, взяв из нее 20 %, или 500 птиц, мы оставим на зимовку 2000 экземпляров. Около половины их к весне следующего года погибнет, и к периоду размножения, как и в предыдущем году, сохранится 1000 особей. Если же индекс прироста будет ниже и составит, к примеру, 1,2: 1, то осенью численность рябчика поднимется всего до 2200. После отстрела 20% останется 1760, а к весне – 800-900 птиц, т. е. популяция количественно уменьшится. Такое несоответствие между размерами прироста численности дичи и нормами ее добычи в течение ряда лет неизбежно приведет к резкому сокращению запасов рябчика. Необходимо помнить и о том, что, как мы видели, сейчас плотность большинства видов мелкой дичи значительно ниже оптимальной: зайцев, глухарей, тетеревов, рябчиков и серых куропаток, а также различных уток почти повсеместно имеется меньше, чем это возможно, если исходить из качества угодий. Следовательно, нормы отстрела, обеспечивающие стабильность численности этих животных по годам, не могут в.настоящее время быть признаны разумными. Запасы мелкой дичи необходимо увеличивать, а для этого нормативы ее добычи должны быть снижены не менее чем вдвое. Только при введении охотничьего хозяйства на зайцев, после годов интенсивного их размножения, может возникнуть необходимость отстрела 30-40% (а возможно, и более) осеннего поголовья, чем в какой-то мере можно будет предотвратить угрозу возникновения различных эпизоотии среди чрезмерно размножившихся зверьков. Нормы осенней добычи глухаря, тетерева, фазана и серой куропатки, не должны превышать 10-15% имеющегося запаса птиц. При планировании добычи животных совершенно необходимо также учитывать изменения, которые вносят в состав популяции зверей и птиц различные способы охоты. При всех способах охоты на тетерева, глухаря и фазана мы добываем преимущественно самцов этих птиц. Изменения, вносимые охотой в состав их популяций, в силу этого не вызывают опасений. Сокращение количества самцов, при котором соотношение полов в воспроизводственном поголовье изменяется до 1:2 в пользу самок, никакого отрицательного воздействия на темпы размножения птиц не оказывает.. Даже наоборот нeкотоpoe, а порой очень значительное, преобладание самок обеспечивает наивысший прирост популяции.
ОХОТХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ Статья 27. Охотхозяйственные соглашения 1. В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет. 2. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 Федерального закона №209. 4. Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия: 1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; 2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; 3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; 4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; 5) срок действия охотхозяйственного соглашения; 6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство; 7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов указанные в части 2 статьи 25 Федерального закона земельные участки и лесные участки; 8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; 9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения; 10) иные предусмотренные федеральными законами условия. 5. Охотхозяйственное соглашение прекращается: 1) по истечении срока его действия; 2) по соглашению сторон этого соглашения; 3) на основании решения суда. 6. Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контрольные вопросы 1. Дать определение фактической и территориальной пропускной способности. 2. Каковы основные факторы управления популяциями основных промысловых видов охотничьих животных? 3. Каковы примерные нормативы изъятия выдры, лося, оленя, медведя по вашему району? 4. Добыча каких видов птиц определена лимитом изъятия? 5. Что необходимо сделать для сохранения поголовья на каком-то постоянном уровне?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|