Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема социального иждивенчества в России




 

Советская социальная система создала условия, в которых подавляющее большинство населения предпочитало придерживаться единой, универсальной на все случаи жизни стратегии поведения. Уровень личного благосостояния мало зависел от собственных усилий людей и складывался главным образом под влиянием специальных государственных мероприятий. Границы оплаты труда не определялись стоимостью выпущенной продукции и экономической эффективностью производства. В порядке вещей были периодические единовременные пересмотры ставок и окладов в отдельных отраслях производства и по категориям работников. Различия в оплате труда устанавливались плановыми актами властей, вне какой бы то ни было связи с реальными ценовыми соотношения и производимой продукции. Приобретение основных жизненных благ осуществлялось в форме наделения, государственного благодеяния, как награда за соблюдение формальных правил (проживание на одном месте в течение длительного срока, стаж работы на одном предприятии и т.д.) и в зависимости от возможностей, которыми располагало государство (предприятие), то есть благодетель. Собственные силы для значительного изменения своего материально-вещественного состояния реализовать было практически невозможно (1.28 стр.).

В русском языке для выражения смысла рассматриваемого социального явления используются несколько близких по произношению понятий, тем не менее характеризующих существенное различие в его оценках обществом. Под термином «иждивение» понимается «обеспечение неработающего (как правило, неработоспособного: больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования». При этом в официальной речи применяется термин «иждивенство» в значении «состояние на чьем-нибудь иждивении»; то есть отнюдь не исключается, что в данном состоянии индивид может оказаться, в том числе по объективным, социально значимым причинам. Напротив, термин «иждивенчество» носит неодобрительную окраску и означает «стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы», чем подчеркивается умышленный (сознательный) характер такого поведения (7. 153 стр.).

Таким образом, социальное иждивенчество в целом представляет собой такой образ жизни (социального поведения) индивида, когда он умышленно (сознательно) стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества. Иждивенчество нельзя считать нормальным общественным явлением. Оно закономерно для данного общества, так как является следствием условий его существования, но совсем не нормально, так как является унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов. То есть является своего рода девиацией.

Кроме того, иждивенчество, даже если бы оно не было социально опасным само по себе, влечет также другие формы девиации. Иждивенец, ради поддержания своего (пусть удовлетворяющего лишь минимальные потребности) благосостояния, зачастую вынужден совершать противоправные поступки. Система уголовного правосудия, например, назначая наказание иждивенцу, осуждает его только за те деяния, которые являются лишь следствием его антиобщественного образа жизни. Паразитирующее поведение (образ жизни) свойственно многим живым существам, начиная от микроорганизмов до животных. При этом следует различать паразитизм на внешних объектах (не членах данного сообщества) как у бактерий. Например, для которых живые организмы служат средой обитания, и социальное иждивенчество как способ самореализации и утверждения в родовой группе (люди, некоторые насекомые, животные, прежде всего молодые и престарелые особи). Нормально, когда иждивенство является следствием объективных факторов (слабости, незащищенности, уязвимости данного индивида) и ненормально, когда слабость имитируется, является мнимой, а индивид приспосабливается к подобному существованию и стремится поддерживать условия такого существования (ему это удобно, выгодно, он нашел свое место в жизни, принял ее правила и играет свою роль, даже, несмотря на негативную реакцию окружающих).

Социальное иждивенчество - один из психологических феноменов, являющихся следствием существования в трудовом коллективе неформальных рабочих групп. Суть его заключается в том, что члены группы работают менее напряженно, чем люди, работающие в одиночку. Одно из объяснений социального иждивенчества заключается в том, что члены групп рассчитывают «затеряться в толпе» таким образом, чтобы их не слишком активный труд остался незамеченным. Кроме того, исходя из своего предшествующего опыта, люди склонны считать других не слишком трудолюбивыми, а потому и сами не спешат «выкладываться».

Когда работники уверены, что руководители осведомлены об их добросовестной работе, возникновение социального иждивенчества менее вероятно, но оно наверняка проявится, если работники убеждены в том, что руководители не замечают или не хотят замечать их индивидуальных усилий. Мужчины более склонны к социальному иждивенчеству, нежели женщины. Жители стран Востока - представители культуры, для которой характерны коллективизм и ориентированность на группу, - менее склонны к нему, нежели носители традиций западных, более индивидуалистичных культур.

Существует ряд условий, благоприятствующих тому, кто хочет «затеряться в толпе» (10. 95 стр.):

1) невозможность оценить результаты индивидуального труда;

2) выполнение не очень значимых заданий или заданий, не требующих непременного участия всех членов коллектива;

3) работа с незнакомыми людьми;

4) уверенность в том, что коллеги хорошо справятся с работой и без тебя.

Кроме того, доказано, что чем выше сплоченность группы (т.е. степень близости между ее членами), тем менее вероятно проявление в ней социального иждивенчества.

Вероятной причиной иждивенчества у людей может выступать естественное психологическое стремление к самоутверждению в коллективе, социальному комфорту (удобству и спокойствию). Человек способен привыкнуть к такому образу жизни и не испытывать существенного стеснения и неудобства (5. 147 стр.).

Таким образом, закономерным способом борьбы с данным явлением является социальная политика, направленная на создание дискомфортных условий (причинение максимального неудобства) для подобного существования, в том числе осуждение поведения, доведение человека если не до отчаяния, то до состояния, когда он должен будет осознать неправильность своего образа жизни и предпринять усилия по его исправлению.

В конечном счете, несмотря на то, что паразитическое поведение в среде себе подобных весьма характерно для людей, они, в отличие от других живых существ, в состоянии осознать его пагубность и предпринять усилия для его пресечения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...