Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности образовательного досуга

Семинар 6.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ДОСУГА

 

Образовательные возможности досуга взрослых

Содержание и структура свободного времени

Возрастные особенности образовательного досуга

 

 

Образовательные возможности досуга взрослых

 

Изучение сложившейся практики досуга взрослых позволяет выделить потенциально заложенные в его структуре образователь­но-просветительские возможности:

— отдых, служащий для восстановления жизненных сил, здоровья, психологического самочувствия (рекреация);

— просвещение как средство интеллекту­ального развития, повышения уровня функциональной грамот­ности, источник дополнительных знаний;

— творчество, отвечающее потребностям и интересам челове­ка как способ самореализации и самовыражения;

— созерцание, рефлексия, самоанализ, позволяющие углубить­ся в мир чувств и переживаний, переосмыслить имеющийся жиз­ненный опыт, возвыситься над обыденной жизнью.

Очевидно, что реализация указанных возможностей так или иначе сопряжена с приобретением дополнительных знаний, уме­ний, опыта деятельности и отношений, а значит, содержит обра­зовательный потенциал.

Соотношение досуговой и (само)образовательной деятельности может быть различным: 1) образование как одна из форм досуга; 2) образование и досуг как самостоятельные, независимые друг от друга виды деятельности; 3) образование и досуг, взаимно допол­няющие друг друга (процесс образования содержит элементы до­суга, имеющие рекреационное значение; досуг сопровождается па­раллельным внесением просветительской информации).

Досуг взрослых в современной Украине отличается:

— значительной дифференциацией населения (городского, сельского) по доступности для разных социальных слоев различ­ных рекреационных услуг;

— отсутствием социальных гарантий и стимулов для активного участия в сфере досуга;

— ростом влияния массовой культуры на содержание и струк­туру отдыха;

— снижением доли просветительских форм, предлагаемых со­циумом и СМИ;

— падением влияния традиционной и народной культуры на сферу досуга.

В этих условиях перед взрослым человеком встает проблема наполнения свободного времени смыслом, выбора досуговых пред­почтений. Во многом ее решение зависит от такого фактора, как доход семьи, причастность к разным по уровню обеспеченности социальным слоям.

Содержательное наполнение свободного времени взрослого во многом является андрагогической проблемой, которая связа­на с общей культурой личности. Результаты многочисленных ис­следований показывают, что свободное время представляется сегодня в равной мере значимой проблемой для людей с высо­кими и низкими доходами, хотя качество «оснащения» свобод­ного времени у богатых и бедных различно. Объективно напол­нение досуга богатых и бедных связано не столько с финансовой стороной, сколько с отношением к нему, навыками и «квали­фикацией» в использовании свободного времени. Именно по­этому качество досуга следует рассматривать в более широком контексте качества жизни.

 

Содержание и структура свободного времени

 

За последние годы в среде взрослого населения наблюдается сокращение свободного времени как на пассивный, так и на ак­тивный отдых (спорт, прогулки) при увеличении времени на просмотр телепередач (видео в более обеспеченных семьях). Все меньше свободного времени уделяется учебе и самообразованию. По-прежнему фиксируются более высокие показатели наличия свободного времени у городского населения по сравнению с сельским, а так­же у мужчин по сравнению с женщинами (предлагаемые выводы основываются на материалах рекреационных иссле­дований, проводимых крупными исследовательскими центрами в отдельных го­родах Украины (Киев, Харьков, Днепропетровск), лонгитюдных исследова­ний в сфере досуга взрослого населения (Крым), изучения проблем молодежного досуга (Западный и Восточный регионы), вопросов культурного возрождения Украины.

Досуг и отдых, как правило, трактуются независимо от воз­раста либо как «время, свободное от учебы, профессиональных и семейных обязанностей», либо как «время, направленное на развлечение». Столь узкое понимание возможностей досуга сви­детельствует о том, что не только молодежь, но и люди старше­го возраста ориентированы преимущественно на его рекреатив­но-развлекательные виды, а познавательные и творческие функ­ции зачастую остаются нереализованными. Таким образом, воз­никает андрагогическая проблема осознания развивающего по­тенциала досуга самим человеком. Умение сделать целесообраз­ный для себя выбор занятий предполагает возможность доступа к информации о содержании и формах доступной досуговой де­ятельности. В этом отношении андрагог может выступить в каче­стве организатора досуга, популяризатора его традиционных и новых форм.

В каждый из возрастных периодов у человека возникают специ­фические запросы в сфере реализации досуговых интересов.

 

Возрастные особенности образовательного досуга

 

Как показывают мониторинговые исследования, учащиеся старших классов считают себя вполне подготовленными к проведению свободного времени. Однако именно в сфере досуга молодежь ожидает множество социальных рисков (приобщение к алкоголю, нар­котикам, отход от принятых стереотипов и норм поведения, влия­ние массовой культуры и др.). Отмечается, что в период соци­альных перемен для молодых людей приоритетными становятся компенсаторная и развлекательная функции досуга. В силу этого на ведущих молодежных передач, диск-жокеев ложится во мно­гом андрагогическая функция развития вкуса и эстетических по­требностей молодежи, формирования культуры общения полов, предъявления образцов цивилизованного поведения в местах до­суга. К сожалению, представителями данных профессий эта функ­ция сегодня не принимается во внимание. Поэтому на миллион­ные аудитории с помощью средств массовой информации тира­жируются сомнительные западные модели поведения и отноше­ний, образцы низкой речевой культуры,

В рамках существующего опыта организации досуга молодежи реализуются также формы гражданского воспитания (деятельность общественно-политических организаций и объединений, участие в акциях, имеющих гражданскую направленность); приобщения к достижениям современной науки и техники (особенно для мо­лодежи, имеющей низкий образовательный ценз); обучения со­временным технологиям (компьютерные коммуникации); освое­ния практических навыков военно-спортивного плана (вождение автомобиля, владение оружием и др.); знакомства с ценностями мирового и национального искусства.

Важнейшей социально-андрагогической миссией в сфере до­суга сегодня становятся поиск и социальная поддержка талантли­вой молодежи, а также поднятие престижа национальной науки и народного искусства.

Организаторами работы с одаренной молодежью в различных регио­нах Украины выступают филиалы общества «Знание», культурные цент­ры, музеи и библиотеки. В России, например, в рамках гуманитарного фонда «Знание» осуще­ствляются ежегодные программы «Молодые дарования» и «Стипендиа­ты» с выдачей дипломов, денежных премий и правом публикаций и эк­спонирования лучших работ. Фондом «Знание» совместно с РАО «Газ­пром», ассоциацией «Народные художественные промыслы России» и Политехническим музеем проводятся выставки-конкурсы молодых мас­теров художественных промыслов.

Эффективности работы в этом направлении способствует спе­циальная андрагогическая подготовка. Она должна обеспечивать понимание реалий жизни молодежи, использование форм ра­боты, отвечающих ее ожиданиям; преодоление стереотипов до­суговой деятельности; творческое использование национальных моделей организации свободного времени. Специалистам пред­стоит поиск новых образовательных и просветительских форм досуга, в том числе использующих возможности сетевого об­щения.

В организации досуга взрослых средних возрастных групп доми­нанта смещается на возможность решения за счет рационального использования свободного времени задач социального развития, адаптации, поддержки. Досуг данной возрастной группы более ин­дивидуализирован и личностно обособлен. Он в значительной сте­пени обусловлен социально-экономическими мотивами (социаль­ное продвижение, изменение социального статуса, повышение экономического благополучия и т.д.). Поэтому образовательно-статусные функции досуга для лиц среднего возраста нередко вы­ступают на первый план.

Для большинства представителей среднего возраста досуговая сфера становится пространством социальной поддержки и адап­тации. Именно в этой сфере заложен большой потенциал для по­вышения уровня культуры. Сельские жители, например, в сво­бодное время могут приобщиться к городской культуре, новым моделям общения, повысить уровень функциональной грамотно­сти. Справедливости ради надо отметить, что жителями российс­кой глубинки традиционно сохраняются и возрождаются нацио­нальные формы отдыха (праздники календарного обрядового круга, традиционное народное искусство). Работа в сфере организации досуга сельских жителей охватывает в основном такие сферы, как ремесла, искусство, кулинария, сельское хозяйство, здоровье, спорт, иностранные и родные языки.

Массовые досуговые действа, такие, как народные гуляния, карнавалы, праздники улиц, города, концертные и спортивные шоу, могут и должны служить источником просвещения, поскольку по определению способны транслировать множеству людей идеи, ценности, традиции, отвечающие высоким эстетическим и эти­ческим критериям.

Пожилые люди, особенно одинокие, сталкиваясь с проблемой обилия свободного времени на новом этапе своей жизни, часто не знают, чем его заполнить. Одни не могут в полной мере участвовать в активных формах досуговой деятельности в силу отсутствия эко­номических возможностей или физических сил. У других, всю жизнь посвятивших работе, не накоплен опыт полноценного отдыха.

Пожилые люди, как правило, не ориентированы на участие в массовых, шумных мероприятиях и развлечениях. У них уже сло­жился привычный круг общения, стали любимыми определен­ные формы досуга. Большое значение для этой возрастной катего­рии имеет внутренняя, эмоциональная и интеллектуальная, жизнь совместно с близкими по духу сверстниками или родственниками. Организаторы работы с пожилыми отмечают, что в этом возрасте ощущается потребность не столько в новом содержательном досу­ге, сколько в теплоте, внимании, возможности выразить свои переживания и поделиться жизненным опытом.

Организаторами работы в сфере досуга и образования пожи­лых выступают народные университеты и университеты третьего возраста, филиалы организации общества «Знание», культурно-информационные центры, а также музеи, дома культуры, обще­ственные и социальные организации, спортивные клубы. Геогра­фия распространения опыта организации досуга для пожилых до­статочно широка. В основном это Центральный регион и крупные города Украины.

Содержание работы с пожилыми включает направления:

социально-психологическое (психологическая помощь и реаби­литация, «телефоны доверия», консультации психологов, семи­нары на тему «Искусство победить старость» и т.д.);

медико-психологическое (лекции по валеологии, семинары на тему «Здоровье в твоих руках», работа в группах «Здоровье», встречи с врачами-специалистами, консультации специалистов и т.д.);

правовое (встречи с юристами, работниками отделов социаль­ного обеспечения, юридические консультации);

историко-культурное (изучение истории Украины, истории род­ного города, края, экскурсии, коллективное посещение театров и концертных залов, встречи с писателями и артистами, семина­ры на темы: «Родной город: история и культура», «Народ­ное творчество», «Народный костюм» и т.д.);

гражданское (цикл лекций и семинаров «Я — гражданин», встре­чи с депутатами и т.д.);

садоводческое (лекции, консультации специалистов по вопро­сам ведения приусадебного хозяйства, работа в Ботаническом саду и на природе и т.д.);

художественно-эстетическое (лекции, посещение музеев, те­атров, концертов, экскурсии, тематические вечера и т.д.).

В досуговой работе с лицами третьего возраста широко исполь­зуются групповые и коллективные формы деятельности, направ­ленные на расширение и обогащение круга социальных связей; индивидуальный подход, обусловленный богатством и разнооб­разием опыта пожилых людей; автобиографический метод, ори­ентированный на то, чтобы пожилой человек, обращаясь к своей биографии, будучи представителем определенного поколения, по­пытался осмыслить пройденный жизненный путь, его уникаль­ность и общественную значимость.

Расширение практики работы в сфере досуга пожилых людей порождает проблему подготовки специалистов для данного вида деятельности. В этой связи центрами работы с пожилыми людьми предпринимаются попытки организовать совместную работу со сту­дентами институтов культуры, с будущими специалистами куль­турно-просветительской и социальной работы. Очевидна необхо­димость совершенствовать содержание образовательной работы с пожилыми, творчески использовать такие формы обучения, кото­рые позволяют организовать диалоговое общение, дают возмож­ность для обсуждения проблем на высоком профессиональном уров­не, открывают возможности для передачи жизненного опыта.

Результативность работы в досуговой сфере взрослых должна измеряться степенью целостности, самодостаточности досуга как вида деятельности, позволяющего противостоять духовным кри­зисам и разрушению личности. Серьезными андрагогическими задачами являются подготовка человека любого возраста к твор­ческой самореализации в сфере досуга; обучение рекреационным технологиям, способствующим успешной самореализации и ре-социализации; помощь в конструировании индивидуального рек­реационного пространства; ориентация в существующих видах до­суга, доступных соответствующим возрастным и социальным ка­тегориям.

Задания и вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте структуру своего свободного времени. Какое ме­сто в ней занимает образовательная (просветительская) деятельность?

2. Какими формами самообразовательной деятельности вы владеете?

3. Как вам кажется, из каких источников в свободное время вы чер­паете наибольшее количество общекультурной информации (радио, те­левидение, видео, театр, музеи, общение с друзьями и знакомыми, пу­тешествия и др.)? Обсудите в учебной группе, чем и как обогащают вашу жизнь занятия в свободное время.

4. Как вы думаете, что сегодня больше всего мешает взрослым людям культурно проводить свой досуг?

Рекомендуемая литература

Бутенко И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. — 1998. — № 7.

Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об организации досуга молодежи. — М., 1988.

Орлов А. С. Социология рекреации. — М., 1995.

Орлов А. С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. — 1990. — № 9.

Орлов А. С. Труд и рекреация // Социологические исследования. — 1991.-№ 10.

Раниш И. Е,, Зюзина Т. А. Раздумья о педагогике культурного досуга // Советская педагогика. — 1990. — № 7.

Стеббинс Р. А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. — 2000. — № 7.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...