Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференцированный подход в преподавании художественных дисциплин.

Суть дифференцированного подхода к образованию заключается в создании оптимальных для каждого ребенка форм, методов, содержания и условий обучения с учетом возрастных, умственных и других индивидуальных особенностей. Такая методика призвана сломать стереотипы, избавиться от уравниловки и равнения на среднестатистические показатели и позволяет глубже и ярче развить способности всех детей, в том числе и творческие.

Значение занятий художественным творчеством для целостного и гармоничного развития дошкольников трудно переоценить. Рисование и прикладные искусства не только способствуют развитию мелкой моторики и сенсорных чувств, но и позволяет детям выражать свои эмоции и мироощущение.Художественные занятия развивают в ребенке потребность доводить до конца начатое, умение организовывать рабочий процесс, ставить перед собой определенные цели и стремиться к их достижению, а также помогать товарищам, взаимодействовать и общаться с другими детьми и педагогом, органично чувствовать себя в коллективе. Рисование, как и другие творческие занятия, помогает привить малышам такие чувства, как доброта и справедливость, развить у них фантазию, воображение, пространственное восприятие.

Однако формирование все этих полезных навыков и умений в условиях традиционной формы обучения возможно лишь у отдельных групп детей, поэтому дифференцированный подход к системе образования в части художественного представляется актуальным и целесообразным.

Следует разработать программу с учетом индивидуальности каждого ребенка, обеспечить благоприятную атмосферу для развития и личностного роста детей, развивать и поощрять проявление инициативы и принятие самостоятельных решений. Программа обучения должна быть основана на тесном взаимодействии ребенка и педагога на равных началах, также рекомендуется привлечение родителей для участия в совместном с детьми творческом процессе.

Можно выделить несколько основных признаков, по которым осуществляется градация на обособленные группы для творческих и художественных занятий. Так, разделение можно производить:

· по гендерному признаку;

· по уровню умственного развития;

· по области интересов;

· по имеющимся навыкам;

· по личностным и психологическим типам;

· по состоянию здоровья.

Принцип гендерного разделения не зря занимает в этом списке первое место. Научно доказано, что мальчики и девочки одного возраста имеют различные типы мышления, поведенческие, физические и умственные характеристики. Очень часто можно услышать, что девочки быстрее схватывают, быстрее учатся ходить, говорить, активнее проявляют себя на занятиях и в играх. Этот весьма распространенный и в корне неверный стереотип сложился благодаря тому, что в воспитании мальчиков наиболее активное участие принимают женщины – мамы, бабушки, педагоги. Мальчики склонны к глубоким размышлениям, серьезному осмыслению происходящего, им надо больше времени, чтобы ответить на простые, поверхностные вопросы, на которые с легкостью отвечают девочки Потому мальчики и обдумывают ответы дольше, к тому же у них хуже развито слуховое восприятие, даже кисти рук у мальчиков развиты меньше, чем у девочек того же возраста. И, как следствие, уже в самом нежном возрасте начинает закладываться недопонимание между будущими мужчинами и женщинами. Девочек больше хвалят, они прилежны и аккуратны, а у мальчиков падает самооценка и появляется ощущение несправедливого к ним отношения.

Претворение в жизнь принципов дифференцированного подхода осуществляется на основании различных форм обучения, разного содержания работы и нескольких возможных способов оказания педагогической поддержки. Формы обучения могут быть следующими:

· фронтальными (общая группа);

· объединение в малые группы по общим признакам, имеющим значение для образовательного процесса;

· разделение на пары (где каждый из участников попеременно выступает то учеником, то учителем).

По содержанию работы выделяют:

· задания разной степени трудности;

· задания, различные по содержанию и мотивации;

· сложные программы, сочетающие в себе разные элементы.

Варианты педагогической поддержки в процессе творческой работы также могут отличаться. Так, различают:

· совместное выполнение;

· выполнение работы по заданному образцу;

· вопросы-подсказки;

· инструкцию по выполнению задания;

· предписанный порядок работы;

· вспомогательные занятия.

Разбиение детей на подгруппы на основе имеющихся у них навыков и знаний позволяет поддерживать равный уровень заинтересованности процессом обучения как у детей, идущих с опережением, так и у тех, кто отличается чуть более низким уровнем развития. Первым даются задания более сложные, вторым – упрощенная программа. В первом случае делается упор на творческую активность и проявления самостоятельности, во втором – на надежную педагогическую поддержку и постоянное закрепление материала.

Фронтальная форма работы имеет свои неоспоримые преимущества – она необходима для создания общей базы знаний и навыков в соответствии с имеющейся программой обучения. После закрепления базовых знаний идет дальнейшее выявление индивидуальных способностей каждого воспитанника, а на основе полученных данных проводится разработка соответствующих методов обучения, направленных на углубление знаний и навыков детям с высоким уровнем развития и на закрепление пройденного всем остальным.

Однако количество подгрупп не ограничивается делением на отстающих и идущих с опережением. Необходимо создать гибкую систему из многоуровневых и подвижных подгрупп, при которой каждый ребенок сможет взаимодействовать с другими членами коллектива и перемещаться из одной подгруппы в другую в зависимости от поставленных педагогом целей и собственных способностей.

Работа в парах тоже является весьма продуктивной методикой обучения в рамках дифференцированного подхода. Так, педагог может расставлять детей попарно для выполнения общего задания «на равных условиях», когда два примерно одинаковых по уровню развития ребенка с интересом стараются выполнить посильную работу. Если же поставить более сильного воспитанника в пару с отстающим, то такой вариант тоже имеет право на существование. Детям часто легче понять объяснения сверстников, нежели преподавателей, к тому такое сотрудничество развивает чувство взаимовыручки, способствует дружеским отношениям между детьми, а главная задача педагога в этой ситуации – нацелить сильного ребенка на оказание помощи товарищу. Можно поручить сложную, начальную или основную часть работы сильному, а более простую, завершающую стадию – тому, кто слабее.

Наиболее сложно определить форму педагогической помощи, которая может быть различной при работе с каждым отдельно взятым ребенком. Здесь пригодится весь его такт, чуткость и знание детской психологии. Неусидчивому и неорганизованному ребенку подойдет четкая инструкция или даже алгоритм выполнения задания, который позволит ему не сбиться и не забыть о поставленной перед ним задаче. Самостоятельным, активным и творчески развитым детям будет достаточно парочки указаний. Неуверенному в своих силах и знаниях понадобится совместная работа с педагогом, а тем, кто что-то пропустил или не усвоил, помогут вспомогательные вопросы и занятия.

К наиболее действенным методам обучения, применяемым на творческих занятиях, относятся:

· игровой метод;

· методика наглядных пособий;

· словесный метод;

· исследовательский метод;

· проблемно-мотивационный метод;

· эвристический метод;

· метод сотворчества и взаимодействия.

Дифференцированный подход к обучению в общем и к художественному творчеству в частности имеет огромное социальное значение. Именно этот метод способствует выявлению у ребенка особенных задатков и предпосылок, а также талантов и одаренности в той или иной сфере творчества.В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях детей, уровне развития их способностей к обучению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...