Специфика философского мировоззрения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте. Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Как уже было отмечено выше, философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений. Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. Мифологическое и религиозное мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований: v Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. v Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты. v Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности). И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира: Ø Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность. Ø Бог для философии является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог – не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры. Ø Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания. Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
Ø Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение. Ø Религия ориентирует человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов. Ø Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций. Ø Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность. Ø Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли. Подытоживая эти рассуждения, хотелось бы отметить, что мы не ставили задачу умалить или принизить религиозное сознание и "выпятить", возвеличить – философское. Полагаем, что здесь вернее оставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции "двойственной истины"), каждой – свой путь постижения истины. Пусть сам человек определяется: как и во что ему верить и по каким истинам выстраивать свой жизненный путь, не забывая, правда, при этом, что его окружают другие люди, точно такие же, как и он, желающие быть успешными и счастливыми. Заканчивая раздел "Введение в философию", подведем итог.
Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами: Ø Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме. Ø Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук. Ø Теоретическая философия, представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, познания и человека философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой. Ø Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность ценность и многие др. Ø Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом. Ø В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется: Во-первых, исторической обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент); Во-вторых, относительной субъективностью философских систем, их авторской индивидуальностью; В-третьих, философия – это знание, имеющее не только фактологически – информативное содержание и значение, но в большей степени, оно – ценностно-ориентирующее. Философия – это знание о ценностях, представленное тем или иным философом; В-четвертых, философия – ядро духовной культуры, "живая душа культуры" (Гегель), и в этом плане, ее главное выражение, ее квинтэссенция; В-пятых, философия имеет национальную окраску (арабская, индийская, китайская, русская и пр.); В-шестых, философия – многофункциональное знание, что определяет ее важную роль и глобальное значение в духовной жизни человека и общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|