по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»
Итоговое контрольное задание
1. Перечислите важнейшие конкретные показатели физически совершенного человека современности
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям;
2) высокая общая физическая и умственная работоспособность;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;
4) владение широким кругом двигательных навыков и рациональной техникой основных жизненно важных движений;
5) всесторонне и гармонично развитые физические и психологические качества;
6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
2. Перечислите законы, которыми определяется и которым подчиняется процесс физического развития человека
1) закон наследственности;
2) закон возрастной ступенчатости;
3) закон единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов);
4) закон упражняемости;
5) закон единства форм и функций организма.
3. Перечислите виды (составные части) физического воспитания:
1) Упражнения
2) Игры на месте
3) Упражнения с предметами
4) Подвижные игры
5) Спортивные игры
4. Перечислите традиционные методы физического воспитания:
1) Наглядный метод
2) Словесный метод
3) Проблемные методы
4) Метод упражнения
5) Метод проекта
5. Заполните таблицу «Оздоровительное значение, образовательная роль, влияние на личность физических упражнений»
Оздоровительное значение физических упражнений
| Образовательная роль физических упражнений
| Влияние физических упражнений на личность
|
Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В результате недостатка двигательной активности у современного человека, значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные занятия физической культурой способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности.
| Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками, что позволяет осваивать более сложные двигательные действия. Обладая большим объемом двигательных умений и навыков, человек легче приспосабливается к условиям окружающей среды и легче осваивает новые формы движений.
| Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.
|
6. Заполните таблицу «Внутренняя и внешняя структура физического упражнения»
Внутренняя структура физического упражнения
| Внешняя структура физического упражнения
|
Внутренняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они взаимодействуют и согласуются друг с другом.
| Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.
|
7. В зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия физическими упражнениями, выделяют следующие фазы изменения эффекта физических упражнений: 1) фаза относительной нормализации; 2) суперкомпенсаторная фаза; 3) редукционная фаза. Впишите в таблицу характерные признаки для каждой из перечисленных фаз
Фазы изменения эффекта физических упражнений
|
Фаза относительной нормализации
| Суперкомпенсаторная фаза
| Редукционная фаза
|
Следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
| Следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
| Следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе.
|
8. Перечислите критерии (показатели), по которым определяется доступность нагрузок и двигательных заданий в физическом воспитании
Объективные показатели
| Субъективные показатели
|
- показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
- показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ — жизненная емкость легких и др.);
2)субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).
|
сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).
|
9. Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»
Этапы обучения
(названия
| Цель этапа
обучения
| Основные педагогические задачи этапа
|
Ознакомление, первоначальное
разучивание движения.
| обучить основам техники двигательного действия,
добиться выполнения его хотя бы в
приближенной форме
| 1. Создать общее представление о двигательном действии
|
2.Научить частям (элементам) техники этого действия.
|
3. Сформировать общий ритм двигательного акта.
|
4. Предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
|
Углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного
умения.
| Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе
разучиваемого двигательного
действия, сформированного
на первом этапе обучения
| 1. Углубленно понять закономерности движений действия.
усовершенствовать ритм выполнения движения.
|
2. Уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого.
|
3. Создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
|
Формирование двигательного
навыка, достижение
двигательного мастерства.
| добиться совершенного владения двигательным
действием в разнообразных
условиях его применения, необходимо применять методы
как для закрепления разучиваемого упражнения, так и
для его возможного варьирования.
| 1. Закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат)..
|
2. Избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии.
|
3. Совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
|
4. Облегчить технику движения.
|
10. Заполните таблицу «Требования к планированию в физическом воспитании»
Требования к планированию
| Сущность требования
|
1. Целевая направленность педагогического процесса.
| Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению
поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.
|
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.
| Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
|
3. Учет закономерностей физического воспитания.
| Планирование эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.).
|
4. Конкретность планирования.
| Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: