Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов. Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона. Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.
Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации. Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации). Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней) Формы деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах: 1) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий, палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией.
Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы устанавливает такую форму деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, как совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако Конституция РФ в ст. 100 предусматривает, что палаты заседают раздельно. Совместные заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств не являются заседаниями палат Федерального Собрания; 2) участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов, 3) участие в парламентских слушаниях; 4) внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы); 5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания, принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов;
6) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания; 7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении. Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен. Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы). Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений: 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 2) принять законопроект во втором чтении; 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены). После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.
В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение. С момента принятия Государственной Думой законопроект считается принятым федеральным законом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|