Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие малого бизнеса с государством

      3.1. Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

ü создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

ü концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

ü формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

ü информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);

ü упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

ü формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

ü создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

       Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

ü производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

    Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

    Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

 

Система налогообложения

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизо­ванного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предприниматель­ства в системе налогообложения.

В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, об­щей коммерческой деятельности эти сферы малого пред­принимательства нуж­даются в государственной поддержке.

Отечественная налоговая система еще находится в стадии фор­мирования. Гражданский кодекс РФ не определяет и не может опре­делять содержание и формы регулирования малого предприниматель­ства, осуществляемого государ­ством через налоговое законодатель­ство. Между тем следует отметить, что сис­тема налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регу­лированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принци­пов свободного предпринимательства.

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактиче­ски текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегод­ня в выборе между политикой подавления либо стимулирования ма­лого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей представляется, однако, противоречащим конституцион­ным положениям о развитии конкуренции и свободе экономиче­ской деятельности. В равной мере подобными задачами не должна обосно­вы­ваться аналогичная направленность запретов и ограничений, вво­димых законо­дательством о лицензировании, таможенным законода­тельством, законодатель­ством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, по­шлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняш­ний законодатель­ный произвол.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-пер­вых, не допускается дифференциация налогов с це­лью ограничения или стиму­лирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установле­ние чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогопла­тельщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправ­данный обо­рот товаров, услуг и капиталов.

Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпри­ниматель­ства нашли отражение в принятом Законе РФ "О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в Законе "О6 упрощенной системе налого­обложения и учета для субъектов малого предпринимательства".

Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вво­дится параллельно с действующими условиями налогообло­жения и регулирова­ния деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуще­ствляется на добровольной основе самими субъектами малого пред­принимательства.

Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого пред­приниматель­ства, являющихся юридическими лицами, с численностью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сфе­рах рознич­ной торговли, бытового обслуживания населения, услуг до 10 человек. Не до­пускается переход на эту систему предприятий, занятых производством подак­цизной продукции.

Вводимая упрощенная система налогообложения и учета пред­полагает, что вся совокупность установленных законодательством для юридического лица - субъекта малого бизнеса - федеральных, регио­нальных и местных налогов, кон­троль за взиманием которых возло­жен на налоговые органы, а также платежей во внебюджетные фон­ды заменяется единым налогом на доход. Предусматривается сохра­нение для этой категории плательщиков платежей, контроль за взи­манием, которых возложен на таможенные органы, обязательных от­числений в социаль­ные внебюджетные фонды, уплаты государствен­ных пошлин и лицензионных сборов за занятие определенными вида­ми деятельности.

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и на­логообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налого­вой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом становится доход пред­приятия, ис­числяемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в про­изводстве сырья, материалов, топ­лива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду производ­ственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную стои­мость, уплачен­ных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы мест­ного само­управления, пытаются устанавливать произвольные нало­ги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет про­исходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов, которые не получали го­сударственную поддержку, к малым предприятиям и регионам, кото­рые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и "раскачива­ю­щихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенчес­кие настроения и не стимулирует легальное расширение производ­ства. Этот механизм не освобо­ждает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависи­мость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все но­вых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновре­менно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к одновре­менному сочетанию двух жизненных филосо­фий - честной и нечестной. (При этом человек и государство остают­ся как бы врагами.) Поэтому вопрос об отно­шении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно установить для малых предпри­ятий единый налог в размере 25-30%. Это позволит создать благоприят­ную среду для функцио­нирования предпринимателей, снизит степень социально-политической неста­бильности в обществе.

 

3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого        

  бизнеса

Финансирование малых предприятий в странах с развитой ры­ночной экономикой осуществ­ляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодатель­ству, в ка­честве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кре­диты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внут­ренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвесто­ра, то есть прибыль, а также амортиза­ционные отчисления, денеж­ные накопления и сбережения предпринимателей, средства от стра­хования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве не­устоек, штрафов и т.п. К не­формальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у род­ных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/6 предпри­нимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предприниматель­ства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфра­структуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд под­держки предпринимательства и развития конкуренции при Государ­ственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие воз­вратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, по­ручителем, гарантом по обяза­тельствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вна­чале производится отбор представленных в Фонд проектов и про­грамм. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальней­шем операции непо­средственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совме­стно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предостав­лять банковские гарантии малым предприятиям для получения кре­дитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для креди­това­ния малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой под­держки предпринимательства; получать ди­виденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвер­жденным в установленном порядке Фон­дом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансиро­вания проекта должен, как прави­ло, составлять 50% (но не более 70%). Осталь­ную часть средств изыс­кивает предприниматель за счет других источников, в первую оче­редь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализа­ции проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кре­дитных ре­сурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевре­менного возврата кре­дита и уплаты процентов запрещает использо­вать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления опера­ций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой ва­люты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные догово­ром. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства пре­достав­ляют соответствующие документы в региональные органы, ко­торые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесооб­разности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональ­ная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд яв­ляется ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей об­щественных объединений малых предприятий в лице Торгово-про­мышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных ми­нистерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значитель­ный дефи­цит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предприни­мательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кре­дита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды фи­нансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следу­ющем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оп­лачивает эту услугу, то есть 100% стоимости обо­рудования; предпри­ятие либо берет его у банка в аренду, либо использует ли­зинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строитель­ство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они пе­реуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требо­ваний. Таким образом, в данном случае происходит пе­реуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыноч­ной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки крите­риев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расче­тов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании дан­ных бухгал­терского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются сле­дующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности:

ü ко­эффициент финансо­вого покрытия - он характеризует общую креди­тоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам;

ü коэффициент текущей ликвидности - отношение де­нежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприя­тия к текущим обязательствам;

ü коэффициент абсолютной лик­виднос­ти - отношение денежных средств предприятия к текущим обязатель­ствам;

ü коэффициент соотношения собственных средств и привлечен­ного капи­тала - он характеризует финансовую устойчивость предпри­ятия;

ü коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопос­тавления значений финансовых коэффициентов, полученных на ос­нове показателей ба­ланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уров­ней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий ком­мерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирова­ния мелких и средних предприятий, устанавли­вая объем и сроки их кредитова­ния. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

ü составление досье клиента;

ü разработка плана финансирования;

ü сопоставление кредита с результатами деятельности предприя­тия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

ü определение класса кредитоспособности предприятия;

ü выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или пере­менной);

ü расчет срока окупаемости кредита;

ü принятие решения о сроке кредитования;

ü определение регулярности возмещения кредита;

ü составление контракта (договора о возврате);

ü проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

ü в случае задержки выполнения или невыполнения условий конт­ракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финан­сирования малых предприятий - одна из насущных проб­лем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процен­та в 1,5 раза согласно указу прези­дента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендо­вать полное или частичное освобождение от налогов при­были банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также опреде­лить совместно с Центральным банком России порядок компенсации ком­мерче­ским банкам льгот по целевым кредитам для предприятий ма­лого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предос­тавлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, по­мимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтере­сованная в результатах рабо­ты тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко­торые берут на себя риск конструкторской, технологической и про­ек­тной разработки принципиально новых технологий, опытного и про­мышлен­ного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стои­мости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро дос­тигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходит­ся списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распро­странения в российской предпринима­тельской практике, хотя отечественное законодательство предусматри­вает возможность участия в инвестиционной дея­тельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-право­вых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирова­ния малых предприятий может служить совместное инвестирование. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разра­ботки. В за­висимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем час­тичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финанси­рования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институ­тов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен­том самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между оте­чественными финансово-промышленными группами и ма­лым и средним бизне­сом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позво­лило бы соединить мобильность, гиб­кость, инициативу малого производства, а также мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредит­ные про­граммы и многочисленные региональные, городские, целе­вые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ори­ентирована главным образом на ме­стный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием мест­ных органов власти. Последние должны определить основные направления под­держки предпринимательства, разработать комплекс необходимых меропри­ятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ 18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государ­ственной поддержке малых предпри­ятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда под­держки малого предприни­мательства, преобразованного из Фонда поддержки предприниматель­ства и развития конкуренции и находящегося в ведении Госу­дарственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпри­ниматель­ства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня 1995 г.), государ­ственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотрен­ных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объе­динение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляет­ся право производить все краткосрочные банковские опера­ции, кро­ме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также да­вать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по креди­тованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансо­вого состояния. В этих случа­ях кредит может выдаваться без залога.

 

Заключение

 

   В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

     Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

    Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

       Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

 Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

Список литературы:

 

1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.

2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия.-М.:"Банки и биржи", 1998.

3. Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях старопромышленного района.-Екатеринбург.: «Нева»,1994.

4. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

5. Клейменов М.А., Дмитриев О. В. Рэкет в Сибири.// Социологические исследования. 1995, №3.

6. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

7. Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке).-М.:Фонд «Правовая культура»,1994.

8. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

9. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции.- г.Ижевск, 1996.

10. Полянский А. Выше "крыши".// Эксперт. 1996, № 2.

11. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики. 1996, № 7.

12. Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов.//Мир России.1994,№1.

13. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал.1996, № 2.

14. Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны взаимодействовать.// Бизнес для всех. 1998, № 6.

15. Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты.- М.: «Наука»,1995.

16. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...