Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей

В сурдопедагогике доказана значимость групповых форм деятельности, и особенно предметно-практической деятельности, для интенсификации речевого развития глухих школьников, начата разработка методики обучения глухих детей навыкам коллективной работы (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкая и др.). Общение, направленное на согласование, объединение энергий учителя и учащихся с целью достижения общего результата, является основой их совместной деятельности. Для формирования умения глухих школьников устанавливать взаимодействие на основе словесного общения требуется специальная организация педагогического процесса, что предусмотрено коммуникативно-деятельностной системой обучения глухих языку.

Деятельностный принцип отражает сущность данной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает, прежде всего, тесную связь развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность является средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении. Суть принципа состоит в неразрывной, немедленной связи речепродуцирования со всеми видами детской деятельности, иными словами – в постоянном речевом опосредовании личных действий учащегося: учебных, предметно-практических, игровых, трудовых, художественно-творческих, социальных.

Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.

Деятельностный принцип обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью. Для возникновения и развития потребности в общении организуется коллективная предметно-практическая деятельность (в дошкольный период это бытовая деятельность, игра, эстетическая деятельность, элементарная трудовая деятельность). В условиях школьного обучения принцип предметно-практической направленности обучения реализуется как на специальных уроках предметно-практического обучения, так и на других уроках, когда обеспечивается деятельностный коллективный подход к организации познавательной деятельности учеников (работа парами, бригадами, с «маленьким учителем», через распределение функций, ролей и обязанностей, планирование деятельности и реализацию ее в соответствии с намеченным планом и т.д.). В этом случае сам процесс речевого общения выступает как процесс речевой деятельности.

Обосновывая целесообразность широкого применения в обучении глухих предметно-практической деятельности, С.А. Зыков рассматривал ее как отправную точку и базу их разностороннего развития. Согласно его идеям, вызванное практической деятельностью общение, интериоризируясь, образует содержательную основу познавательных процессов. При этом и обучение языку, и овладение знаниями об окружающем мире приобретают закономерную последовательность, т.к. предметная деятельность в коллективе вызывает потребность в общении, способствует овладению словесными средствами, которые опосредуют социальные связи и интеллектуальные действия.

Опора на предметно-практическую деятельность пронизывает все стороны обучения глухих школьников, оказывает разностороннее коррекционно-компенсаторное влияние на развитие различных компонентов их деятельности, преобразует познавательную деятельность детей, влияя на формирование всех видов мышления. В таких условиях школьники сравнительно легко учатся устанавливать логические зависимости между явлениями и событиями окружающей жизни, непроизвольно запоминают названия действий, объектов, их свойств и качеств.

Реализация данного принципа находит отражение в учебном плане для школ 1 вида, где выделен курс «Предметно-практическое обучение» (подготовительный, I – IV классы). Кроме того, использование предметно-практической деятельности введено в содержание других учебных предметов, например, на уроках «Чтения и развития речи» рекомендуется уточнять содержание прочитанного в инсценировании, макетировании из готовых фигурок. Применение практических работ предусмотрено и при изучении общеобразовательных курсов «Математика», «Окружающий мир» и др. Также предметно-практическая деятельность используется как метод обучения глухих детей. На уроках математики выполняются задания по конструированию и преобразованию геометрических фигур из счетных палочек и нахождению соответствия этим фигурам в окружающих предметах. На уроках ознакомления с окружающим миром используется моделирование, что позволяет формировать четкие, дифференцированные представления о предметах и явлениях. Для более полного и осознанного усвоения существенных признаков географических понятий на уроке в сочетании со словесными средствами изготавливаются аппликации, макеты из песка, пластилина.

Предметно-практическая деятельность обеспечивает актуализацию потребности детей в словесном общении, создает мотивированные ситуации употребления вариативных предложений, способствуя формированию коммуникативных умений как основы диалога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...