педагогика детерминирующий воспитание студент
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Принципы воспитания представляют собой исходные педагогические положения, выступающие для преподавателя руководящими нормами при организации и осуществлении им воспитательной деятельности. В этом отношении принципы - это некоторые общие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Эти требования заключаются в следующем. . Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного воплощения в педагогическую практику. . Комплексность - предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра - трудолюбие, послезавтра - чуткое и внимательное отношение к людям. .Равнозначность. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, которые требуют реализации в первую очередь и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Именно эта равнозначность и обеспечивает системность всей совокупности принципов воспитания. Так же, как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по своему содержанию, но субъективны по форме, поэтому знание требований, заключенных в принципах воспитания, знание закономерностей воспитательного процесса, которые отражают эти требования и принципы, и позволяет преподавателю сознательно и творчески решать задачи воспитания студентов. В то же время, принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми, преподаватели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства преподавателя-воспитателя.
Систему основных принципов воспитания студентов можно сгруппировать по различным основаниям. Так, целесообразно выделить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организация и руководство воспитанием. При этом группы принципов содержательного характера позволяют ответить на вопрос что следует делать в воспитательной работе. Организационные принципы указывают на то, как, каким образом осуществляется воспитание. Принципы же руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса и их взаимоотношения.
Выводы
Сложность и неоднозначность процесса воспитания и его результатов обусловлены противоречивостью его характера и зависимостью от множества разнообразных факторов внутренней (личностной) и внешней (средовой) природы. Поэтому воспитание как социальный феномен, с одной стороны, подчиняется определенным законам и закономерностям, а с другой, - многообразие конкретных проявлений этих закономерностей определяется индивидуальными особенностями личности воспитуемого и в существенной мере зависит от особенностей понимания этих закономерностей и их применения воспитателем. Совершенно аналогично, с одной стороны, педагогическая теория и практика выработали определенные принципы воспитания, а с другой, - практическая реализация этих принципов в каждом конкретном случае сталкивается с необходимостью учета особенностей реакции индивида на то или иное воспитательное воздействие. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения.
Список использованной литературы
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. 2. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3. . Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М., 1974. . Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4. . Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994. . Белянин В.П., Бутенко ИЛ. Живая речь. Словарь разговорных выражений. - М., 1994. . Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10. . Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. - Пенза, 1997. С. 55. . Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. - Л.: Знание, 1987. . Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 1990. . Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996. . Не стоит забывать, что вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф . - М., 1990. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Журавлева. М., 1988. . Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Приложение А
Рис. «Процесс воспитания как последовательность этапов»
Приложение Б
Рис. «Принципы организации воспитательного процесса»
Приложение В
Рис. «Основные направления содержания воспитания студентов» 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|