Конкуренция: понятие, условие, формы и методы.
Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Рынок совершенной конкуренции. В каких условиях конкурируют фирмы в данной отрасли? 1) На рынке присутствует одновременно множество фирм и покупателей. Действия одной фирмы не оказывают влияния на рыночную цену. 2) Конкурентная фирма является «ценополучателем», который не может повлиять на цену своего продукта. 3) Фирмы в данной отрасли производят однородную продукцию (стандартизированную). 4) Отсутствуют барьеры для входа фирм в отрасль и выхода из нее. 5) Все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, необходимых для производства. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара. Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства. Условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы. Тогда кривая спроса на продукцию отдельной фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, является при рыночной цене абсолютно эластичной (прямая P=const, параллельная оси абсцисс), хотя спрос на продукцию отрасли в целом имеет обычный отрицательный наклон. (Рис.1) отрасль
(Рис.2) фирма
Прибыль=TR-TC Прибыль увеличивается, если P>MC, и уменьшается, если P<MC. (Рис.3)
1.Фирма на (Рис.4)
имеет положительную экономическую прибыль, когда цена больше средних затрат, при оптимальном объеме выпуска. P>AC, π>0. 2. Фирма на (Рис.5)
имеет нормальную прибыль, то есть экономическая прибыль равна нулю, а цена равна средним издержкам. P=AC, π>0 3. Фирма на (Рис.6)
при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и часть постоянных затрат, и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена меньше средних издержек, но больше средних переменных.
AVC<P<AC, π<0 В этой ситуации убытки меньше, чем они могли быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции. 4. Фирма на (Рис.7)
при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена равна средним переменным издержкам. P=AVC, то есть TR=VC, убытки = FC 5. Прекращение производства для уменьшения убытков в краткосрочный период. Если цена опускается ниже средних переменных издержек, то в этом случае лучшим выходом для фирмы является временная приостановка производства. P<AVC, Q=0 Кривая предложения конкурентной фирмы. Кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции, совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных затрат. Монополия. Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок товара, не имеющего близких заменителей. 1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену. 2. Монополист осуществляет контроль над ценой. 3. Продукт монополии уникален. 4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль. Барьеры вступления фирм в отрасль: 1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. 2. Легальные барьеры: патенты и лицензии. 3. Владение уникальными природными ресурсами. 4. Директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции).
5. Высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть. Ограничения с которыми сталкивается монополист Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем покупателям. Условие максимизации прибыли для монополии. Рис. 10 Предельная выручка меньше цены при всех условиях выпуска. MR<P Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек. P>MC Рис. 11
Рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Основные характеристики данной рыночной структуры. 1. На рынке действует множество фирм. Каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находиться в существенной зависимости от действий других. 2. Барьеры для входа фирм в отрасль относительно невелики. 3. Товар дифференцированный, то есть товар одной фирмы несколько отличается от товара конкурентов. Олигополия. Наиболее важная черта олигополии состоит в том, что на рынке действует всего несколько фирм, поэтому специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов. Высокие барьеры затрудняют вход новых фирм. Можно выделить различные примеры поведения фирм на олигополическом рынке. 1. Сговор или картель фирм. Он предполагает явное или молчаливое соглашение между фирмами, чтобы установить цены и объемы выпуска. 2. Нескоординированная олигополия. При отсутствии сотрудничества между олигополистами поведение фирмы становится непредсказуемым. Рыночная цена будет колебаться между ее конкурентным и монопольным уровнями. Олигополистическая взаимозависимость может принимать различные формы. 3. Лидерство в ценах. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным правилам. Лидерство в ценах стоит в том, что все крупные изменения цен проводит одна фирма (обычно самая крупная), а остальные фирмы следуют за лидером.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|