Меры по предупреждению фальсификации
Тема 3. Исторические аспекты и современное состояние проблемы фальсификации товаров. 1. История развитие фальсификации 2. Современное состояние проблемы фальсификации 3. Законы, направленные на защиту прав потребителей. 4. Меры по предупреждению фальсификации
История развитие фальсификации Законы о фальсификации пищевых продуктов были приняты в XIX веке во многих развитых европейских странах - во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. Меры наказания: 1. Штрафы 2. Лишения гражданских прав 3. Лишения почетных званий 4. Арест и тюремное заключение Германия 1879 год (самые строгие меры наказания): 1. Штраф 150 марок и арест за нарушения правил торговли 2. Штраф да 1500 марок и тюремное заключение до 6 месяцев за подделку пищевых продуктов, их хранение и реализацию В России еще во времена Петра I вопрос о фальсификации поднимался и принимались различные указы. Еще с 1713 года не допускалось использовать для производства мяса больных животных. Указ 1713 года запрещал реализацию не свежих продовольственных товаров и мертвечину. Меры наказания: - 1 раз – били кнутом - 2 раз – сослан на каторгу - 3 раз – смертельная казнь 1855 год. Указ предписывал штраф до 100 рублей или арест до 1 месяца за «приготовление и продажу пищевых продуктов вредных для здоровья или испортившихся, а также за подделку посуды» 1890 год Наказание ужесточено – штраф 300 рублей и арест на 3 месяца Чаше всего в то время фальсификации подвергалось: - хлеб - мясо - коровье масло - маргарин - пчелиный мед - кофе - молоко - чай - мука - пиво 2. Современное состояние проблемы фальсификации Причины распространения фальсифицированной продукции (1990г.)
1. Подделка заполняет нищу дефицита 2. Быстрое накопление капитала при производстве и реализации фальсифицированной продукции 3. Были разрушены в первую очередь контролирующие организации и службы 4. Отсутствие конкурентной среды и государственная монополия на производство 5. Отсутствие штрафных санкций за выпуск и реализацию фальсифицированной продукции 6. Слабая активность принудительных органов 7. Низкая законопослушность продавцов, производителей, покупателей 8. Отсутствие четких критериев идентификации фальсифицированной продукции Факторы производства фальсифицированной продукции: - социальные - экономические - маркетинговые - правовые Социальные факторы: - низкая платежеспособность граждан - наличие большого потенциала грамотных специалистов, готовых производить фальсифицированную продукцию Экономические факторы: - производство фальсифицированной продукции экономически выгодно (производство нелегально, все доходы остаются и производителя) - цены на фальсифицированную продукцию ниже, чем на натуральный товар, что способствует его продаже Маркетинговые факторы: - высокий имидж импортных товаров, оставшийся в сознании с советских времен Правовые факторы: - отсутствие практики ведения дел по незаконному занятию предпринимательской деятельности и незаконному использованию товарного знака
3. Законы, направленные на защиту прав потребителей. 1. США – «О безопасности потребительских товаров» 1972 год (более 150 законов о качестве и безопасности) 2. Великобритания – «О защите интересов потребителей» 1987 год 3. Германия – «О продуктах питания и товаров массового потребления» 1974 год и «Об охране окружающей среды» 1978 год. 4. Австрия – «Об ответственности за качество продукции» 1988 год 5. Япония – «О безопасности потребительских товаров» 1973 год и основной закон «Об охране интересов потребителей» 1968 год
6. Канада – «О защите потребителей» 1978 год Россия: 1. «О защите прав потребителей» 1992 год 2. «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» 1992 год 3. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 2000 год В законе «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается санкция за выпуск и реализацию товаров ненадлежащего качества по показателям безопасности в виде денежных штрафов. Привлечение к уголовной ответственности за совершение санитарных правонарушений повлекших за собой возникновения массовых заболеваний, отравления или смерть людей. В законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» изготовление и торговля фальсифицированными товарами влечет за собой наложения предупреждения или штрафа: для граждан 5-15 МРОТ на индивидуальных предпринимателей 15-40 МРОТ или наложением штрафа на должностных лиц 10-40 МРОТ, если возникают массовые заболевания, отравления или смерть, уголовная ответственность. В уголовном кодексе количественная фальсификация путем обсчета, обвеса и обмера карается наложением штрафа 50-300 МРОТ и тоже самое введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества товара.
Меры по предупреждению фальсификации Поскольку фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями. Последствия фальсификации для изготовителя и продавца: 1. Могут подвергаться штрафом 2. Привлекаться к уголовной ответственности 3. Продукция может быть конфискована или уничтожена 4. Маркетинговые потери (утрата доверия покупателя, сегмента рынка, имиджа фирма) 5. Материальный или моральный ущерб Конечно, потребители подвергаются наибольшему риску и несут от фальсификации самые большие потери. При этом риски потребителя можно подразделить на следующие группы: 1. Экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара; покупка продукта непригодного к употреблению и т.п.);
2. Причинение физиологического вреда организму (отравление; появлению нового заболевания; обострение имеющегося заболевания; генетические нарушения; формирование онкозаболеваний; смерть и т.п.); 3. Моральный вред человеку (подавленное состояние; стресс; потеря веры в доброе; потеря веры в государство и т.п.). Значительные потери вследствие фальсификации несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные для человека продукты, возникают: 1. Риск утраты здоровья многими членами общества; 2. Снижается продолжительность жизни в обществе; 3. Увеличивается смертность от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.); 4. Ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что к конечном счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом; 5. Происходит моральная деградация как отдельных людей, так и общества в целом; 6. Снижается уровень доверия других государств и народов к обществу, где процветает фальсификация всего и вся. При фальсификации товаров в государстве нерационально используются природные, сырьевые и трудовые ресурсы, так как на производство некачественных продуктов также затрачиваются сырье, топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей. Широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи является свидетельством падения морально-нравственных устоев отдельных граждан, так и общества в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|