Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 5. Психические процессы и интеллект в управленческой деятельности.

5.1. Понятие интеллекта в психологии

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.

Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.

Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.

Интеллект в широком смысле — совокупность всех познавательных особенностей человека. Познавательные процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. История развития психологии интеллекта, а также его основные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей.

К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель назы-вается «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умст-венную энергию», собственно интеллект.

В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее суть заключается в том, что интеллект состоит из множества первичных умственных способностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» — пространственный фактор, 2) «Р» — восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» — вычислительный, 4) «V» — вербальный, 5) «F» — беглость речи, 6) «М» — память, 7) «R» — логическое рассуждение.

Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда).

Основная заслуга Гилфорда — выделение двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый — это показатель творческого начала, второй направлен на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.

Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом.

Впоследствии Л. Хамфрейс доказал, что оба эти типа интеллекта связаны друг с другом и входят в общий, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К. Спирмена. Общая психологическая закономерность при исследовании различных сторон интеллекта — отчетливое выделение G-фактора, что говорит о наличии общего интеллекта как неоспоримой психологической реальности.

Структура интеллекта очень сложна — она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к пониманию интеллекта рассматривает его как целостную систему «ментального» (умственного) опыта человека и психических механизмов, обеспечивающих его накопление, обработку и использование. В интеллекте (ментальном опыте) выделяются три уровня.

1. Когнитивный опыт — структуры, обеспечивающие хра

нение, систематизацию и использование информации; их пред

назначение — оперативная переработка текущей информации.

2. Метакогнитивный опыт — структуры, позволяющие че

ловеку осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной

активности; их предназначение — контроль интеллектуальных

ресурсов.

3. Интенциональный опыт — структуры, лежащие в основе

индивидуальных интеллектуальных способностей; их предна

значение — субъективное предпочтение определенной пред

метной области и направления поиска решений.

Специфические проявления интеллектуальной деятельности руководителя характеризуются следующими понятиями психологии интеллекта.

Метакогнитивная осведомленность — знание своих интеллектуальных качеств и умение их оценивать, способность к мобилизации своих интеллектуальных резервов для решения сложных проблем.

Открытая познавательная позиция — наличие легкой, эмоционально положительной восприимчивости явлений действительности.

Среди интеллектуальных стилей выделяются три основных, наиболее четко проявляющихся в управленческой деятельности.

Исполнительский стиль — действие по правилам и общепринятым нормам.

Законодательный стиль — разработка новых путей к решению проблем.

Оценочный стиль — работа с готовыми системами, которые «приводятся в порядок». Люди этого типа анализируют, критикуют и усовершенствуют проблемы.

Среди высших проявлений интеллектуальных способностей выделяют определенные типы интеллектуальной одаренности.

Сообразительные — с коэффициентом интеллекта больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма — 100—115 баллов).

Блестящие ученики — люди с высокими показателями учебных достижений.

Креативы — люди, порождающие творческие, оригинальные идеи в большом числе и испытывающие потребность в решении сложных проблем.

Компетентные — люди, имеющие большой объем профессиональных знаний и опыт практической работы.

Талантливые — люди с чрезвычайными интеллектуальными достижениями, нашедшие признание в общественно значимых формах.

Мудрые — люди с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом и предсказанием «обыденной» жизни.

В заключение характеристики природы и структуры интеллекта надо подчеркнуть, что интеллектуальные способности в психологии трактуются как одна из общих способностей лич-ности в целом. Но в эту категорию входят и иные, аналогичные «по рангу» степени обобщенности способности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с интеллектом, составляя основу для новых особенностей интеллектуальной деятельности. Для управленческой деятельности наиболее значима комплексность строения общих способностей. Поскольку интеллект является одной из общих способностей, последние влияют на него, что необходимо учитывать при характеристике прак-тического интеллекта руководителя.

 

5.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности

В начале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая зависимость (как считалось долгое время и что блокировало исследования в данной области), а криволинейная. Наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности. Неожиданность этих результатов стимулировала новые исследованияв этой области. Они подтвердили установленную зависимость, которая в настоящее время стала хре-стоматийной.

И все же эти результаты, несмотря на их многочисленность и убедительность, плохо согласуются с обыденным представлением о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель». Выявление причин противоречия научных и

эмпирических данных позволяет раскрыть суть связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности, сложность их взаимодействия. В концепции «промежуточных факторов» Ф. Фидлера и А. Лейстера описаны некоторые из этих причин. Она базируется на том, что связь интеллекта с успешностью управленческой деятельности является множественно опосредованной, а не прямой. На эффективность деятельности влияют многие причины, а не только интеллект, который оказывает на нее воздействие через множество промежуточных переменных: уровень мотивации руководителя, его опыт, отно-шения с начальством и управляемой группой.

Практически все тесты, при помощи которых диагностируются интеллектуальные способности, адресованы теоретическому, абстрактному интеллекту, а не его практическому компоненту. Требования к интеллектуальным функциям менеджера часто несопоставимы с требованиями, на которых построены существующие тесты. Поэтому результаты противоречивы.

Криволинейная зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется и другими причинами, установленными в последнее время, в частности:

1) наличие обратной связи между уровнем интеллекта и ста

жем управленческой деятельности;

2) наличие высокого интеллекта у людей с относительно

меньшим стажем управленческой деятельности.

Снижение интеллектуальных показателей при увеличении стажа имеет две основные причины: естественная возрастная инволюция психофизиологических функций, в том числе и ин-теллекта, и «забывание» академических знаний и навыков, на которых основано большинство интеллектуальных тестов. Интеллект руководителя становится в большей степени практическим, чем теоретическим. На общую эффективность управленческой деятельности большее влияние оказывают стаж и производный от него профессиональный и жизненный опыт, а не интеллект как таковой.

 

5.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Все положительные общечеловеческие качества, и в том числе интеллектуальные, полезны для деятельности руководителя. Какие же из них наиболее специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос определяется современными представлениями о структуре когнитивных процессов и строении интеллекта.

Понятие «интеллект» определяется как интеграция всех частных и общих познавательных способностей человека. Частные, познавательные способности связаны с конкретными психическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др., а общие способности характеризуют целостное функционирование этих процессов. Интеллектуальные способности в своем комплексном проявлении неразрывно связаны с другими общими способностями: креативностью, обучаемостью, саморегуляцией, активностью.

Интеллектуальная деятельность руководителя развертывается в условиях, специфичных по предмету деятельности (совокупность «социальных объектов») и по степени жесткости — режиму ответственности, требований и др. Это определяет исходную прагматичность позиции руководителя; на первый план выдвигаются практические компоненты интеллекта.

Интеллект руководителя под влиянием объекта и условий деятельности имеет практически-социальный характер, поэтому его частные и общие свойства приобретают определенное своеобразие.

Специфические особенности отдельных психических процессов одновременно являются специфическими характеристиками интеллекта руководителя в плане его частных познавательных способностей. Поэтому они выступают как катего-рии интеллектуальных качеств руководителя. Каждый процесс имеет специфические для управленческой деятельности черты и психологические особенности.

Главная особенность восприятия в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями, а поэтому выходят далеко за рамки восприятия как такового. На основе совершенствования навыков межличностного восприятия развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Она чрезвычайно важна для управленческой деятельности.

В процессах памяти особое место в обеспечении успешного управления принадлежит ее двум основным типам — оперативной и долговременной памяти. От процессов оперативной памяти специфика управленческой деятельности требует их особого качества — свойства мобилизационной готовности. Используя ресурсы долговременной памяти, управленческая деятельность формирует профессиональный опыт руководителя. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специ-фический регулятор интеллектуальной деятельности и является важнейшим качеством руководителя. Аналогичная закономерность существует и для процессов мышления. Под влиянием специфики управленческой деятельности его общие особенности предстают в форме практического мышления.

В своей основе любая из особенностей процесса практического мышления имеет какую-либо интеллектуальную способность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.

Наряду с частными познавательными способностями интеллект руководителя имеет обобщенные свойства и проявления, определяющие собой уровень его специальных, частных способностей.

Доминирующее место в структуре практически-социального интеллекта занимает вербальный интеллект. Он имеет обобщенные свойства и присущие ему в целом проявления. Характер направленности невербальной составляющей интеллекта на оперирование абстрактным, формальным материалом обусловливает ее подчиненное место по отношению к вербальному интеллекту.

В деятельности руководителя по аналогичным причинам относительно большая нагрузка ложится на конвергентное мышление (Дж. Гилфорд), так как этот тип наиболее соответствует практическим задачам как таковым в отличие от теоретических, требующих дивергентных способностей.

По отношению к управленческой деятельности фактор «связанного» интеллекта представляется более важным, чем «свободного», так как он непосредственно соотносится с профессиональным опытом руководителя, являясь основой его фор-мирования.

Большое значение в организации управленческой деятельности имеет интеллектуальное свойство метакогнитивнои ос-ведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также в умении скрывать его слабые стороны. Это — основной механизм высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. Он, однако, специфичен по отношению к деятельности руководителя.

1. Более выраженным он становится в связи со сложностью

и жесткостью условий управленческой деятельности, прояв

ляющих сильные и слабые стороны интеллекта руководителя.

2. Учет своих «плюсов» и «минусов» является главной при

чиной формирования стиля деятельности, наиболее соответ

ствующего личностным особенностям.

3. Главная «забота» руководителя — его имидж, репутация,

авторитет. Метакогнитивная осведомленность поэтому стано

вится регулятором внешнего поведения руководителя: выбира

ются способы воздействия на подчиненных, базирующиеся на

«сильных сторонах» и подчеркивающие их.

Открытая познавательная позиция — другое обобщенное интеллектуальное качество, которое также специфично для деятельности руководителя. На нем основываются важные особенности его поведения и такие качества, как «восприимчивость к новому», «готовность изменить взгляды» и др. Это качество — необходимое условие для проявления креативности и самообучаемости в деятельности руководителя.

Специфичны также проявления интеллектуального стиля в управленческой деятельности. Основные стили — исполнительский, законодательный, оценочный — не вполне отвечают комплексному характеру деятельности руководителя. Комбинированный интеллектуальный стиль является для нее опти-мальным.

Достаточно отчетливо среди основных типов интеллектуальной одаренности выделяются два — «компетентные» и «мудрые», наиболее отвечающие своеобразию управленческой деятельности.

Поскольку интеллект входит в целостную структуру общих способностей личности, испытывая на себе их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень важна его связь с такой общей способностью, как обучаемость.

В интеллектуальной деятельности руководителя многообразны и специфичны проявления такой общей способности, как креативность. Это нашло отражение в понятии «творческое отношение к делу» в «обыденной психологии управления». Различают в психологическом плане ряд основных направлений влияния этой способности на управленческую деятельность.

1. На креативности основано такое важное качество руково

дителя, как «умение видеть проблемы», что является важней

шим фактором эффективного управления.

2. Роль креативности еще более выражена в реализации

функции формулировки новых задач перед подчиненными.

3. Креативность проявляется и в решении уже существую

щих проблем. Руководитель должен уметь предложить нетра

диционное решение проблемы, это укрепляет его профессио

нальный и социальный авторитет.

4. Особое значение креативность имеет для реализации ин

новационной функции, являющейся одной из основных в

управленческой деятельности.

5. Креативность необходима для реализации экспертно-консультативной функции.

Аналогичную роль в организации управленческой деятельности играет способность к саморегуляции. Эта общая способность выступает основой для определенного симптомоком-плекса более частных познавательных и личностных свойств, влияющих на реализацию главных функций управления.

1. Произвольная саморегуляция выражается в основных опе

рациях и свойствах практического мышления (планирование,

прогнозирование, контроль, оценка).

2. Саморегуляция обеспечивает критичность мышления —

важное качество интеллектуальной деятельности руководите

ля.

3. Способность к саморегуляции дает возможность наилуч

шим образом распоряжаться своими интеллектуальными и

иными ресурсами.

4. На основе саморегуляции можно управлять собственным

состоянием и контролировать его, что очень важно в работе

руководителя. Это свойство также является одним из факторов

стрессустойчивости к негативным внешним воздействиям.

Рефлексивность как общая способность личности также проявляется в деятельности руководителя специфическим образом. Она придает его интеллектуальным функциям своеобразие.

Эта способность — психологическая основа для механизмов рефлексивного управления. «Управляющий» ожидает, что «управляемый» поведет себя в ситуации так же, как и он сам, т. е. правильно.

В психологии есть понятие «рефлексивная пауза», в результате которой в поведение включаются новые интеллектуальные операции. Важное доказательство интеллектуальной зрелости — умение держать паузу.

Управленческая деятельность предъявляет и противоположные требования к интеллектуальным способностям руководителя — необходимость скорости переработки информации, ее актуализация, скорость реакции на события и на принятие решений.

Со «скоростным фактором» связана еще одна общая способность — общая активность. Ее психологическая основа — определенный уровень общей активированности нервной системы, зависящий от особенностей нейрофизиологических структур мозга и всего организма в целом. От интеллектуальной активности зависит уровень развития таких важных управленческих качеств, как общительность, предприимчивость, доми-нантность, стремление к достижениям и др. В психологии управления понятием «общественная энергичность» обозначают симптомокомплекс качеств руководителя, производный от общего свойства активности.

Важное свойство для руководителя —устойчивость (толерантность) к неопределенности. Она имеет сложную психологическую структуру и включает в себя три основных компонента:

1. Способность когнитивной компенсации неопределенно

сти (восполнения недостающей информации).

2. Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя

и трудных, а не как психотравмирующих.

3. Комплекс собственно личностных качеств: экстравертиро-

ванность, эмоциональная стабильность, интернальность и др.

Свойства устойчивости и склонности к неопределенности независимы друг от друга. В зависимости от сочетания меры выраженности этих свойств существует типология личностей руко-водителей. Самая большая профессиональная эффективность принадлежит лицам, сочетающим в себе высокую устойчивость к неопределенности с еще одной интересной, но реже встречающейся способностью — склонностью к неопределенности.

 

ТЕМА 5. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

15.1. Понятие перцептивных процессов

Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ведущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зрительные, обонятельные, слуховые и др. В зависимости от формы существования материи отличают восприятие пространства, направления, величины, времени. Разделяют восприятие и в зависимости от развернутости его процесса и сложности: на симультанное (мгновенное) и сукцессивное (разделенное на этапы); по степени осознанности — на произвольное и непроизвольное. Восприятие имеет следующие свойства: предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, зависимость от прошлого опыта {апперцептивностъ), ограниченность объема.

Процесс восприятия состоит из ряда закономерно сменяющихся фаз перцепции: обнаружения, различения, идентификации, категоризации, узнавания, опознания. Эти виды, свойства, закономерности и фазы сохраняются и в управленческой деятельности. Они составляют механизмы формирования чувственного опыта руководителя.

Индивидуально-стилевые различия восприятия тоже играют определенную роль в управленческой деятельности. Известны два основных стиля — аналитический и синтетический и два дополнительных — аналитико-синтетический и эмоциональный. Для «синтетиков» характерна склонность к обобщенному отражению явлений, к определению их основного смысла. «Аналитики» же предпочитают выделять детали, части, подробности. Комбинация этих особенностей, но при меньшей выраженности, присуща аналитико-синтетическому типу. Эмоциональный тип отличается повышенной чувственной реакцией на ситуацию, что мешает ее адекватному восприятию.

Для управленческой деятельности лучше всего подходит третий, аналитико-синтетический, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый — противопоказан. Наблюдательность — очень важная индивидуальная особенность среди общих характеристик восприятия. Это — обобщающая характеристика восприятия, производная от всех иных его особенностей. «Изощренная наблюдательность» — важное качество для руководителя.

 

5.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Перцептивные процессы имеют следующую специфику.

1. Восприятие связано с другими когнитивными процессами (памятью, мышлением), что выражается в его апперцептивности, зависимости от профессионального управленческого опыта.

Управленческая деятельность комплексна, требует синтетического участия в ней всех познавательных процессов. Типичен подход, где восприятие определяется как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений.

2. Эти стимулы очень специфичны. Информацией восприятия являются субъекты — личности во всем их многообразии и противоречивости. В деятельности руководителя восприятие — прежде всего субъектное, межличностное, поэтому специфика перцептивных процессов в ней состоит в том, что они здесь выступают в особой форме — как социальная перцепция.

Этот термин предложил американский психолог Дж. Брунер в 1947 г., обозначив им восприятие «социальных объектов» (социальных групп и общностей).

Социальная перцепция имеет много разновидностей. Индивидуальная перцепция зависит от того, к какой группе принадлежит человек,— к той же, что и воспринимающий, или к другой (феномен «свое — чужое»). Групповая и межгрупповая перцепция — восприятие индивидом групп в целом (своя или чужая) и восприятие группами друг друга. Виды социальной перцепции пронизывают все содержание управленческой деятельности, составляют основу ее коммуникативной функции. Дополняются они таким важным фактором, как специфичность перцепции в зависимости от того, в какой «плоскости» они разворачиваются — по «вертикали» или по «горизонтали» (субординационной или координационной).

Наиболее важны для характеристики деятельности руководителя следующие данные.

1. Характеристика общей структуры процесса социальной перцепции и его компонентов: воспринимающий субъект (индивид, группа); воспринимаемый объект (другой субъект или группа); сам процесс перцепции; декодирование информации и создание образа «другого»; активные действия по поиску дополнительной информации об объекте восприятия; коррекция первоначального образа. В этом процессе участвуют сложные психологические механизмы: идентификация, эмпатия, рефлексия, эталонирование, стереотипизация.

2. Раскрытие связи точности социальной перцепции с эффективной деятельностью руководителя. Необходимым условием управленческой деятельности являются процессы межличностного восприятия. Существует нелинейная зависимость между точностью, дифференцированностью социальной перцепции и эффективностью групповой деятельности; между этими же параметрами перцепции и успешностью управленческой деятельности. Максимальна успешность на довольно высоком, но все же промежуточном значении точности перцепции. Эти закономерности характеризуют отношения оптимума.

Свойство маргинальности статуса руководителя влияет на процессы его социальной перцепции и на характер их связи с эффективностью его деятельности. Различаются две группы руководителей: ориентированные на требования начальства или на подчиненных. Второй тип отличается большей точностью перцепции и более сильным ее влиянием на эффективность деятельности. Также важен вопрос об адекватности восприятия самого руководителя его подчиненными. От того, насколько он «принят» своей группой, зависит эффективность совместной деятельности.

Область социальной перцепции, связанная с описанием ее основных эффектов и феноменов, наиболее богата фактическим материалом. Эти феномены и эффекты одновременно являются и ошибками, и закономерностями, причины которых лежат в фундаментальных особенностях психики.

«Эффект ореола» (галоэффект) наиболее известен среди всех ошибок межличностной перцепции. Суть его в том, что общее мнение о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт.

«Эффект первичности» — тенденция к переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и устойчивости по отношению к поступающей позже информации. В основе этого «эффекта знакомства» лежат неосознаваемые механизмы оценивания, в большинстве случаев первое впечатление не является ошибкой.

«Эффект новизны» относится к уже знакомому человеку, только последняя информация оказывается субъективно более значимой.

Последние два эффекта связаны с механизмом стереотипизации. Феномены, вызываемые им, выделяют в отдельную группу — «эффекты стереотипизации». Стереотип — устойчивый образ какого-либо явления, которым пользуются как схемой при взаимодействии с ним. Этот механизм нельзя оценивать с позиций «плохо — хорошо», стереотипизация двойственна: упрощая процесс восприятия, человек платит за это вероятностью ошибки. Разновидность этого явления — ошибки моделирования. Это — образ, складывающийся до начала межличностного общения, возникающий на основе стереотипов.

Частный вид ошибок моделирования — «технократическое восприятие» подчиненных. Руководитель моделирует подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности, а не личных качеств. Этот феномен — частное проявление технократического, манипулятивного стиля руководства. Правило гуманистического управления — руководить надо людьми, а не должностями.

«Эффект снисходительности» — необоснованно позитивное восприятие руководителем подчиненных. Его основа — не-желание конфликтов. Этот эффект наблюдается у руководителей демократического и попустительского стилей.

Следующий феномен, имеющий групповую обусловленность, более сложен — это «эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки» (ОАНС). Это типичный источник поведения руководителя, который ставит в пример подчиненным других лиц и другие группы, но недостаточно адекватно оценивает преимущества своей группы.

Есть и «зеркальный» вариант этого феномена: поляризация со знаком «плюс» оценок своей группы и со знаком «минус» — чужой.

Такая поляризация является частным случаем и одновременно причиной более общего явления — феномена «внутри-группового фаворитизма».

Феномен «презумпции взаимности» — тенденция человека воспринимать отношение к нему окружающих людей подобными собственному отношению к ним.

Феномен «предположения о сходстве» в своем предельном выражении может выходить за рамки перцепции и превращаться в явление навязывания мнений.

Феномен игнорирования информационной ценности «неслучившегося» — характерная «ошибка» восприятия, имеющая своей причиной не только межличностные, но и более общие факторы.

В деятельности руководителя большую роль играет еще одна категория явлений межличностного восприятия, связанная с интеллектуальными процессами. Эти явления характеризуют то, как люди пытаются объяснить причины поведения других. Данная категория явлений получила название каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Э. Джонс, Л. Росс и др.).

Исходный феномен каузальной атрибуции состоит в том, что людям свойственно объяснять свое поведение ситуационными факторами, а поведение других — личностными факторами.

На стиль руководства оказывает влияние специфическое личностное качество, которое связано с процессом атрибутирования,— локус контроля личности. Человек приписывает причины событий и своих поступков либо внешним, либо внутренним факторам, по-разному локализует эти причины — факторы, контролирующие те или иные явления. В зависимости от этого различают два типа личностей: интерналы, которые характеризуются внутренним локусом контроля, и экстерналы, характеризующиеся внешним локусом контроля.

Главная особенность информационной основы деятельности руководителя — огромный объем, что связано с ее принципиальной разнородностью, разнокачественностью содержания. Она включает в себя информацию о подчиненных, о технологии, о фактах, о мнениях, о состоянии организации, о прогнозах событий и др. Принципиальная гетерогенность информационной основы обусловлена социотехническим (комплексным) типом организационных систем управления — их основным свойством. Поэтому информационная основа деятельности руководителя предъявляет специфические требования к перцептивному процессу как средству получения информации. С одной стороны,— это требование «изощренной наблюдательности: руководитель должен видеть все и в деталях. С другой стороны, ограниченность объема восприятия не позволяет это сделать. Выход в том, что информационная основа деятельности руководителя подвергается специальной организации, трансформациям. Они происходят на основе целостности, структурированности, избирательности, предметности восприятия. Поэтому воспринимаемая информация организуется в соответствии с особенностями восприятия. Ведущая роль в этой организации принадлежит апперцептивности восприятия — мера точности и полноты восприятия зависит от профессионального опыта и знаний руководителя. Организованная информационная основа воспринимается быстрее и легче. В психологии описаны два основных средства обеспечения структурирования информационной основы профессиональной деятельности.

1. «Оперативные единицы восприятия информации» (ОЕВ).

Единицами считаются объекты, субъективно воспринимаемые как целостные и осмысленные. Это — блоки информации, структурные элементы, на которые расчленяется информационный поток. Оперативные единицы упорядочиваются, строится их иерархия, они уточняются и укрупняются. От их величины зависит общий объем информационной деятельности руководителя; они должны быть адекватны объективному содержанию внешней информации, динамичны. Система оперативных единиц позволяет видеть «и лес, и деревья».

2. «Оперативный образ» — организованная в целостность система оперативных единиц, где представлена обобщенная информация об основных особенностях организации. Это — особое психологическое образование, формирующееся на основных закономерностях перцепции. Рассмотрим его главные свойства.

Целостность. Оперативный образ — это обобщенный образ организации, его компоненты структурированы и синтезированы. Это свойство обеспечивает панорамность перцепции руководителя.

Схематизированность. Оперативный образ — это информация о структуре организации. Он включает в себя в наглядном виде структурные взаимосвязи в упрощенном виде, без деталей.

Лаконичность оперативного образа достигается за счет лучшей организации информации в нем.

Прагматичность. Формируясь под влиянием основных задач управления, оперативный образ изначально подстраивается под них, включая только соответствующую им информацию.

Функциональная деформация. Наиболее важные для достижения целей организации компоненты оперативного образа выходят на первый план.

Динамичность. При всей своей стабильности оперативный образ должен допускать возможность изменений в зависимости от внешних условий. Тем самым приобретается свойство адаптивности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...