Значение синтаксиса для стилистики. Средства экспрессивного синтаксиса.
Типичные ошибки в сложных предложениях.
Значение синтаксиса для стилистики. Средства экспрессивного синтаксиса.
Исключительное значение синтаксиса для стилистики определяется тем, что, во-первых, предложения являются основной единицей речи, обслуживающей мышление и общение; во-вторых, тем, что предложения в русском языке отличаются необычайным разнообразием построения. Уже простое расположение слов в предложении допускает множество вариантов, обычно связанных с разными оттенками значения или экспрессии. Недаром, по выражению Л. Н. Толстого, мастерство художника слова заключается в том, чтобы находить "единственное нужное размещение единственно нужных слов" ("Что такое искусство?", глава XII). Даже отдельные слова получают вполне определенное значение только в связной речи; при этом их стилистическая роль чрезвычайно разнообразится в зависимости от их сочетаний с другими словами. Особенно большое значение имеет то, формируется ли речь из стилистически однородных слов, или в ней сталкиваются слова разной стилистической окраски, которые в таком случае создают своеобразную игру стилистическими оттенками. В основном же синтаксис приобретает для стилистики первостепенное значение потому, что русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, т. е. параллельных оборотов речи, которые различаются только тонкими оттенками в значениях и поэтому во многих случаях могут заменять один другой. Средства экспрессивного синтаксиса: I. Фигуры убавления – всевозможные недоговорки, обрыв предложений. 1) Эллипсис – намеренный пропуск (Кто куда – а я в сберкассу) 2) Умолчание – сознательная незавершенность, внезапный обрыв (Власть же столько своих обещаний не выполнила…) 3) Пропуск начального отрезка речи (… + хорошее качество)
4) Бессоюзие (постараюсь кратко, тезисно рассказать) II. Фигуры прибавления – повторение в речевой цепи единиц плана выражения. Эти фигуры работают на внушение и выражают стабильность и сильность чувств. 1) Упорядоченный повтор: А) Анафора – повтор слов в начале смежных отрезков (придает оптимистическую ноту). Цвет роскоши, цвет каштана. Б) Эпифора – повтор слов в конце смежных отрезков (пессимистическая нота). Исчезни мы – миру хоть бы что, исчезни свет – миру хоть бы что. Не просто чисто – безупречно чисто! В) Стык –повтор слов на границе смежных отрезков (причинно-следственная связь). О, весна без конца и края, без конца и края весна. Г) Кольцо- одинаковое начало и конец (неизбежность). Никогда не говори никогда. Д) Хиазм – повтор в обратном порядке. Мы не живем, чтобы есть – мы едим, чтобы жить. Е) Многосоюзие (замедляет речь и подчеркивает каждое слово). И звук, и свет, и качество экранов. Ж) Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Дети строят для удовольствия, вы строите для них. По-новому динамично. По-прежнему безупречно. З) Период – двухчастная конструкция (протазис – несколько синтаксически параллельных конструкций, сопровождающихся информацией и повышением интонации; аподозис – общий член ко всем частям протазиса, сопровождается понижением интонации и состоит из 1 части). Властолюбие: перед взором его человек пресмыкается и ползает, раболепствует и становится ниже змеи и свиньи, пока, наконец, не вырвется у него крик великого презрения. … Властолюбие: но кто сказал, что нездорова такая страсть, когда высокое стремится к власти над низшим! И) Конструкции с двойным обозначением. Чувство времени: оно дает возможность жить активно. 2) Неупорядоченный повтор: А) Двухкратный повтор. Натуральная обувь по натуральной цене. Б) Повтор в разной форме. Политика опережает экономику, диктует экономике, давит экономику. Не теряя времени – не теряй годы. III. Фигуры перестановки и перемещения (размещения) отражают нестабильность, внутренние колебания, тревожность, неуверенность, смену настроений, нерешительность.
1) Инверсия – нарушение привычного порядка слов (интрига). Ваш восторг обеспечен. 2) Парцелляция – разделение на несколько интонационно-обособленных предложения (посредством точки, восклицательного или вопросительного знаков). На хлебозавод пришел новый директор. Третий за год. Процесс пошел. Вспять? 3) Вставная конструкция, разрывающая предложение (парентеза). Я полагаю (и неоднократно заявляла об этом прежде), что власть не может противостоять коррупции. 4) Присоединительная конструкция. Нужно решать эти вопросы, и немедленно. 5) Цепочки односоставных предложений. Никакой суеты. Никакой усталости. Расслабься. Сделай заказ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|