Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как научиться правильно списывать.

Формирование навыка списывания

У умственно отсталых учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

 

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. В первые годы обучения языковой и речевой материал в значительной мере усваивается в процессе упражнений: списывание, работа со словарём, подбор примеров по заданию учителя, составление предложений, ответы на вопросы, диктанты, грамматический разбор. Основными видами упражнений в начальной школе являются списывание и диктант. Не случайно большая часть упражнений, помещённых в учебниках «Русский язык» для коррекционных образовательных учреждений VIII вида представляет собой различные варианты списывания.

Большое значение обучению списыванию, формированию этого навыка придают методисты коррекционной педагогики В. В. Воронкова, А. К. Аксёнова, М. Ф. Гнездилов, И.В. Коломыткина. Исследования свидетельствуют, что процесс списывания требует достаточной сформированности зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Кроме того, большое значение в акте списывания имеет умение сохранять внимание на протяжении длительного времени. Диффузное поражение коры головного мозга у умственно отсталого ребёнка приводит к недоразвитию всей системы анализаторов, участвующих в формировании навыка списывания. Следовательно, встаёт вопрос о важности специальной работы по формированию навыка списывания у умственно отсталых учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Исходя из программных требований к видам списывания и умений, которыми должны овладеть ученики, была разработана система упражнений для формирования навыка списывания у умственно отсталых учащихся младших классов. Данная система построена на следующих принципах:

· наличие подготовительных упражнений для формирования навыка списывания;

· расположение упражнений по возрастающей трудности (от простого к сложному);

· концентрическое расположение учебного материала;

· дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости списыванию;

· вариативность упражнений;

· систематичность обучения списыванию;

· коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся.

Методически целесообразно представить работу по формированию навыка списывания в три этапа:

I этап. Подготовительная работа к формированию навыка списывания.

II этап. Формирование навыка списывания в период обучения грамоте.

III этап. Формирование навыка списывания на уроках русского языка.

На первом этапе проводится подготовительная работа к формированию навыка списывания (подготовительный этап обучения грамоте). Нужно учитывать, что на начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. Поэтому, в подготовительный период обучения грамоте уделяется большое внимание упражнениям по развитию зрительного и слухового восприятия, речедвигательного контроля.

Такими упражнениями могут быть:

· Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, где нарисованы сом-дом; повторить цепочку слогов; назвать предметы, находящиеся на столе; воспроизвести звуки вслед за учителем и другие).

· Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).

· Упражнения для развития речедвигательного контроля (сопровождение своих действий словом).

Второй этап направлен на обучение списыванию на уроках обучения грамоте в первом классе.

Система упражнений по формированию навыка списывания выглядит следующим образом:

· Списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов после их звуко - буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки.

· Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

· Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.

· Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.

· Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.

Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.

Группа. Простое списывание.

Это осмысленное списывание предлагаемого текста.

Группа. Списывание с заданием.

Учащимся предлагается не просто списать текст, а также выполнить задание к нему. Задания к тексту могут быть самые разнообразные.

ü Списать слова. Вставить пропущенные буквы.

ü Списать предложения. Вставить пропущенные буквы (слова).

ü Списать текст. Вставить пропущенные буквы или слова.

ü Дописать предложения. Вместо картинок написать слова.

ü Выписать слова, начинающиеся с определённой буквы, слога.

ü Выборочное списывание по заданию учителя.

ü Списывание с постановкой вопросов к словам.

Для предупреждения ошибок при списывании рекомендуются следующие приёмы.

§ Анализ текста для списывания.

Выполнение всех без исключения упражнений обязательно должно сочетаться с прочитыванием и анализом слов, как подлежащих написанию, так и уже написанных детьми. Некоторые из них, особенно в начале обучения, предварительно выполняются с детьми на доске и лишь только после этого учащиеся записывают в тетрадь. При всех вариантах работы принципиально важным является то, что списывание основывается на звуковом анализе слов и само способствует развитию фонематического слуха детей.

§ Использование учащимися алгоритма при списывании. Работа с памяткой «Как правильно списывать».

Памятка.

Как научиться правильно списывать.

1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.

2.Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Пиши, диктуя себе по слогам.

4.Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.

 

Наиболее сложными для детей являются третья и четвёртая операции. Для отработки умения записывать слова с проговариванием можно сохранить на некоторое время шёпотное произнесение, постепенно заменяя его на проговаривание про себя.

§ Орфографическое проговаривание слов по слогам.

Необходимо учить детей орфографически проговаривать текст не только до начала письма, но и во время записи текста.

Во время орфографического чтения обращается внимание детей на слова, произношение которых расходится с написанием. С этой целью используются следующие приёмы: 1) выделяются слова другим цветом, если текст написан на доске; 2) подчёркивание слова; 3) выделение в слове букв, на чёткое произнесение которых надо обратить внимание; 4) подчеркивание этих букв.

Собственное проговаривание слов при их записи даёт значительный эффект в случае отсутствия у учеников грубых нарушений фонематического слуха или звукопроизношения. При нарушении звукопроизношения необходимо проговорить слова вместе с учеником.

§ Развитие самоконтроля при письме.

Считается важным - научить учащихся контролировать своё письмо. Для этого используются такие приёмы, как «Проверь работу товарища», «Проверь свою работу». В этих случаях ученики самостоятельно сверяют запись на доске с написанным в тетрадке.

Выполнение вышеперечисленных приёмов работы направлено на формирование у школьников навыка списывания. Развитие навыка - залог того, что ученики в дальнейшем смогут грамотно писать как под диктовку, так и самостоятельно. Если списывание происходит правильно, то в памяти учащихся остаются зрительные и моторные образы слов. Кроме того, сам механизм правильного списывания должен привести к реализации самодиктовки, которая лежит в основе любого письма.

 

Рассмотрим основные трудности при формировании навыка списывания и пути их преодоления на уроках обучения грамоте.

Анализ литературы и наблюдения учителей отмечают большое количество ошибок у первоклассников, которые они допускают при списывании. Поскольку у детей основные затруднения возникают в связи с несовершенством аналитико-синтетической деятельности в области зрительного, фонематического восприятий и речедвигательного контроля за процессом работы, то при формировании навыка списывания и грамотного письма у учащихся первого класса проводится следующая коррекционно-развивающая работа. (Таблица 1)

Таблица 1

Основные трудности Причина Коррекционно – развивающая работа
Искажения при списывании с рукописного текста Неточность зрительного восприятия образца. · Звуковой и зрительный анализ слова; · Наблюдение учеников за процессом написания слов учителем; · Предварительное обведение контура списываемого слова
Пропуск букв, перестановка, и т.п. Недоразвитие фонематического восприятия. · Звуко-буквенный анализ слова; · Деление слов на слоги; · Проговаривание слов при их записи.
Перевод печатных букв в рукописные Несформированность зрительно- пространственных образов букв. Упражнения в подборе к печатным буквам и слогам их дубликатов в рукописном начертании.
Неряшливое письмо, грязь. Несформированность личностных качеств, аккуратности. Выработка соответствующих качеств.

 

В зависимости от усвоения учебного материала по обучению грамоте можно выделить следующие группы учащихся.

1 группа (сильные). Ученики достаточно легко овладевают звуко- буквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения. Не испытывают больших затруднений при списывании текста, легко переводят печатный шрифт в рукописный, задания выполняют безошибочно; наблюдается аккуратное ведение тетрадей.

2 группа (средние). Учащиеся достаточно успешно обучаются. Но испытывают трудности в звуко - буквенном анализе слов. Допускают ошибки при списывании, самостоятельно найти и исправить их затрудняются.

3 группа (слабые). С трудом усваивают материал, нуждаются в различных видах помощи. При списывании допускают большое количество ошибок. Забывают рукописное начертание букв, испытывают трудности в переводе печатного шрифта в рукописный.

Учитывая всё это, покажем фрагмент урока по формированию навыка списывания с печатного и рукописного шрифта на уроке обучения грамоте.

Тема: Звук [б], буква Б. Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур.

Цель: учить учащихся составлять и записывать слова из усвоенных слоговых структур; формировать навык списывания с рукописного и печатного текста;

корригировать речь через ответы на вопросы, мелкую моторику рук через специальные упражнения, развивать приёмы анализа и синтеза посредством звуко - буквенного анализа слов;

воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1. Списывание с рукописного текста.

Прочитайте предложение на доске.

- Борис рыбак.

О ком говорится в предложении? Кого называют рыбаком?

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Как оно пишется. Прочитаем его по слогам.

Назовите второе слово? Сколько в нём слогов? Какой первый слог? Какой второй? Прочитайте слово.

Прочитайте предложение. Запомните его. Повторите, закрыв глаза. Внимательно спишите предложение в тетрадь.

Прочитайте предложение в тетрадке.

2. Списывание с печатного текста.

- Прочитайте предложение, написанное на карточке (текст написан на карточках 1-2 вариант- печатным шрифтом, 3 вариант- рукописным).

О ком говорится в предложении? Что делал Борис?

Сколько слов в предложении?

С какой буквы начинаем писать предложение?

Что нужно поставить в конце предложения?

- Давайте хором прочитаем предложение. Постарайтесь запомнить его. Закройте глазки, повторите предложение.

Запишите предложение.

- Прочитайте, какое предложение вы записали.

Анализ работ учащихся в конце первого класса показал, что обучение списыванию способствует повышению уровня грамотности первоклассников. Об этом свидетельствуют качественные показатели опытного обучения. Остается только надеяться, что сформированное умение при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у детей, а еще и укрепится.

Таким образом, при формировании навыка списывания у учащихся младших классов идёт целенаправленная работа по преодолению недостатков, препятствующих активному развитию навыков грамотного письма умственно отсталых учащихся. Система упражнений по формированию навыка списывания оказывает положительное воздействие на грамотность учащихся, аккуратность выполнения письменных упражнений, овладение анализом записываемого слова, на усвоение основных грамматических и орфографических понятий.

 

Список литературы.

Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в I - IV классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. - Москва «Школа- Пресс», 1995-128 с.

Коломыткина, И.В. Развитие способов списывания у умственно отсталых школьников [Текст] / И.В. Коломыткина // - Дефектология – 1984. - № 6.

Янова, В.А. Обучение умственно отсталых первоклассников списыванию с печатного и рукописного шрифтов [Текст] / В.А. Янова // - Дефектология.- 1994.- № 2. - С.28-32.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...