Финансовые инструменты оценки затрат
На базе системы учета затрат " Директ-костинг " проводится анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" В различной литературе встречаются названия CVP-метод, анализ безубыточности, анализ ВЕР. Главной целью проведения такого анализа является исследование поведения затрат и финансовых результатов при различных уровнях деловой активности организации. В основе CVP-метода лежит принцип безубыточности. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным. Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка. На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты –объем –прибыль»: · на график наносят линию постоянных затрат, для чего проводят прямую, параллельную оси абсцисс; · выбирают какую-либо точку на оси абсцисс (какую-либо величину объема). Для нахождения точки безубыточности рассчитывают величину совокупных затрат (постоянных и переменных). На графике строят прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и выручки от реализации. Рис. 5.1. Нахождение точки безубыточности В точке безубыточности выручка равна совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой.
Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым. Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, она терпит убытки, если больше – получает прибыль. Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли организации по формуле:
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Цена за ед.× Количество единиц) – (Переменные затраты на ед. × Количество единиц) – Постоянные затраты = Прибыль
Термин маржинальный доход (МД), от англ. marginal revenue, используется в двух значениях: · Предельный доход – дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. · Доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару. Суммой покрытия ( маржинальным доходом ) называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат. Сумму покрытия можно рассчитать и по-другому – как сумму постоянных затрат и прибыли. МД= Выручка-Зпер = Зпост+Прибыль
Часто вместо МД используется термин «вклад на покрытие»: маржинальный доход — это вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли. Расчет суммы покрытия позволяет определить средства организации от реализации выпускаемой продукции, чтобы возместить постоянные затраты и получить прибыль. Таким образом, сумма покрытия показывает уровень рентабельности, как всего производства, так и отдельных видов работ. Чем выше разница между продажной ценой изделия и суммой переменных затрат, тем выше сумма его покрытия и уровень рентабельности.
Маржинальный доход равен постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает постоянные затраты. Коэффициент покрытия определяется как отношение суммы покрытия к сумме выручки от реализации (объему продаж).
Чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос, до какого уровня должна упасть выручка, чтобы прибыль стала нулевой? При этом нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении объемов производства переменные затраты также снижаются. Для решения этой задачи можно воспользоваться формулой точки безубыточности:
Чтобы оценить, насколько фактическая выручка превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас прочности (процентное отклонение фактической выручки от пороговой):
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Например, маржинальный запас прочности составляет 36%. Он показывает, что если при изменении рыночной ситуации (сокращении спроса, ухудшении конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 36%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 36%, - окажется в убытке. Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой: Для определения воздействия изменения выручки на изменение прибыли рассчитывают эффект производственного рычага (производственный левередж):
или Чем выше эффект производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения уменьшения прибыли является положение организации. Производственный рычаг – это показатель, помогающий менеджерам выбрать оптимальную стратегию в управлении затратами и прибылью. Его величина может изменяться под влиянием цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат или комбинации перечисленных факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|