Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способности к управленческой деятельности

ТЕМА 5

5.1. Понятие способностей в психологии

Управленческая деятельность характеризуется различным уровнем качественных параметров, выполняется с большей или меньшей эффективностью. В первую очередь это зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя.

Главными факторами эффективности управленческой деятельности выступают специфические управленческие способности. При изучении управленческой деятельности особую роль играет понятие «способности».

В настоящее время из-за сложности управленческой деятельности эта проблема недостаточно изучена и вопрос о составе и структуре управленческих способностей не решен в должной мере. Существует лишь ряд подходов к ее разработке.

В психологии категория способностей является одной из самых сложных, растворяясь в таких психологических понятиях, как знания, умения, интеллект, личностные качества, психические процессы и др. Основные положения общепсихологической характеристики способностей заключаются в следующем.

Способности отличают от других психических явлений по трем основным признакам.

1. Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Это только те особенности, от которых зависит эффективность деятельности.

3. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, уже выработанным у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Характеризуются способности качественным и количественным аспектами. В качественном аспекте они рассматриваются как симптомокомплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успешность его деятельности. Количественная характеристика предполагает определение уровня способностей.

В структуре способностей выделяют две их основные категории — общие и специальные способности. Формируются и развиваются они на основе задатков. Это — морфологические и функциональные особенности нервной системы и всего организма, выступающие в качестве врожденных предпосылок для развития способностей.

Еще одно общее положение психологии способностей — выделение трех качественно различных уровней их представ-ленности: собственно способности, одаренность (талант) и гениальность. Вопрос о степени наследуемости способностей в теории способностей очень важен, но еще не решен. Развитие способностей неотделимо от развития личности в целом. Влияя на характер формирования личностных качеств, они сами испытывают на себе воздействия со стороны формирующейся личности; это — двуединый процесс. Понятие «способности» в общей структуре психологических понятий занимает «промежуточное место» между категориями деятельности и личности.

25.2. Определение состава управленческих способностей

Трудности изучения собственно управленческих способностей обусловливает предельно общий статус понятия «способности» и их тесная связь с деятельностью и личностью. Успешность управления зависит от того, насколько руководитель может обеспечить и согласовать между собой три основных «измерения» управленческой деятельности:

1) собственно деятельностное, организационно-административное измерение требует развитых общеуправленческих навыков, способностей и умений;

2) кадровое, «личностное» — требует других способностей, обеспечивающих эффективные межличностные взаимодействия, управление людьми; в роли таких способностей выступают основные личностные качества, что отличает управленческую деятельность от иных видов деятельности;

3) производственно-технологическое «измерение» требует специальных способностей, собственно профессиональных качеств руководителя.

Согласование в процессе управления этих трех «измерений» требует наличия координационных способностей, которые тоже связаны с ведущими личностными качествами. Управленческие способности поэтому рассматриваются в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда и подменяются ею. Такой подход предполагает обширный перечень управленческих способностей, включающий в себя различные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности.

Из общей совокупности управленческих качеств выделяют ряд категорий, которые либо являются управленческими способностями, либо выступают в функции способностей.

1. Категория основных личностных характеристик руководителя, обозначаемая понятием «менеджерские характеристики». Они необходимы, так как обеспечивают высокую эффективность управленческой деятельности. Это фактор, обусловливающий склонность личности к управленческой деятельности.

Эти характеристики делятся на две группы: общесоциальные, биографические и собственно личностные качества эффективного менеджера.

2. Категория собственно управленческих способностей, рассматриваемая как управленческие способности в узком смысле. Она делится на две группы: общеуправленческие способности, определяющие эффективность данного типа деятельности в целом, и частные управленческие способности, помогающие успешному выполнению ее отдельных функций.

Две эти категории выделяются по деятельностно-функциональному критерию, но в психологии управления есть еще один критерий выделения способностей — структурно-психологический. Его основа — структура психики. В управленческой деятельности по этому критерию различают общие и специальные способности. Способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, коммуникативным, регулятивным, волевым, мотивационным.

 

5.3. Менеджерские характеристики

Менеджерские характеристики являются свойствами индивида, выступающими в функции способностей, но не являющимися ими. Основными из них являются следующие:

1. Возрастной фактор. Существует связь между возрастом и иерархическим уровнем руководителя. Богатство профессионального опыта является функцией зрелого возраста. Карьеровое продвижение пропорционально возрасту. С возрастом усиливаются продуктивные методы управления, а репродуктивные— наоборот. Стиль руководства ужесточается. Общая тенденция динамики эффективности управленческой деятельности — позитивна.

2. Фактор пола. Современная психология управления — это «психология мужчин-руководителей», но руководитель-женщина привлекает внимание исследователей в последнее время все больше. Мужчины лучше решают одни задачи управления, женщины — другие, хотя в общем случае мужчины имеют преимущества.

3. Фактор культурно-образовательного уровня имеет прямую позитивную связь с эффективностью управленческой деятельности.

4. Фактор социально-экономического статуса. Если человек родился в семье, владеющей компанией,— это самый надежный способ стать ее президентом, как заметил Ф. Фидлер.

Вторая группа характеристик эффективного менеджера — личностные качества, выступающие в функции способностей. Наиболее известна работа Р. Стогдилла, обобщающая данные более 3500 исследований характеристик этих качеств. Он выделяет следующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивостъ, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость личности, общительность, социабельность (умение строить межличностные контакты и потребность к установлению широких социальных контактов).

Все эти характеристики и качества не исчерпывают собой всего перечня способностей, необходимых для обеспечения успешной управленческой деятельности. В теории управления существует много перечней такого рода. Одно из исследований приводит следующий набор менеджерских характеристик:

А. Концептуальные способности и стандарты поведения.

1. Широта взглядов, глобальный подход.

2. Долгосрочное предвидение, гибкость.

3. Энергичность, инициативность и решительность (в условиях риска — в том числе).

4. Упорная работа и постоянная учеба.

Б. Личностные качества.

5. Четкая формулировка целей и установок.

6. Готовность выслушать чужое мнение.

7. Бескорыстие, беспристрастность, лояльность.

8. Правильная расстановка сотрудников, справедливые санкции.

9. Личное обаяние.

10. Умение создать коллектив и атмосферу гармонии в нем.

11. Здоровье.

Правило «7 М» американского менеджмента гласит: руководитель отвечает за семь «М». Это men (люди), method (методы), money (деньги), mashines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление).

Синтетичность управленческих способностей проявляется еще сильнее при анализе их второй категории.

 

5.4. Общеорганизационные способности

Эта категория управленческих способностей включает в себя две подгруппы: общеуправленческие способности и способности более локального характера, обусловленные какой-либо основной управленческой функцией.

В работе Л. И. Уманского наиболее полно раскрыты способности первой группы. Основными среди них он считает следующие.

Психологическая избирательность, проявляющаяся в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах:

1) повторяющиеся факторы быстрого и точного (часто не

осознанного) отражения психологических особенностей со

стояния других людей;

2) эмоциональная синхронность (сопереживание того, что

чувствуют другие люди);

3) высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей, их адекватные характеристики;

4) избирательно-психологическая память и наблюдательность;

5) умение поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.

Практический психологический ум имеет, как считает Л. И. Уманский, следующие проявления:

1) адекватное распределение обязанностей, учитывая индивидуальные особенности людей;

2) быструю ориентацию в ситуациях, которые требуют применения знаний людей;

3) умение находить стимулирующие мотивы деятельности, заинтересовать людей делом;

4) учет личных симпатий и антипатий при группировке людей для выполнения коллективной деятельности;

5) высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний и умений;

6) решение практических вопросов с учетом имеющихся человеческих возможностей.

Психологический такт проявляется:

1) в чувстве меры в отношениях с людьми;

2) в речевой адаптации к разным людям;

3) в индивидуализации общения с людьми;

4) в чувстве ситуации;

5) в чуткости в отношении к людям;

6) в простоте и естественности общения;

7) в чувстве справедливости, объективности подхода к людям.

Общественная энергичность предполагает следующее:

1) эмоциональное и волевое речевое воздействие — акцентное членение фраз, ударения, паузы, мимика и пантомима;

2) логическую убедительность воздействия словом и делом;

3) уверенность в своих силах, бодрость духа;

4) способность пойти на риск.

Требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности — все это тоже общеорганизаторские способности, которые дополняются и конкретизируются более локальными способностями, обусловливающими успешное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них являются следующие способности:

1. Способность к целеполаганию, включающая в себя два основных аспекта: формулировку целей и выделение наиболее существенных из них, способность формулировать эти цели перед подчиненными так, чтобы они их приняли.

2. Способность к прогнозированию — умение «заглянуть в будущее», построение управления на основе активно-прогностической стратегии (важнейшая способность руководителя).

3. Способность к планированию своих действий и действий подчиненных, а также всей организации. Данная способность — синтез когнитивных и личностных способностей.

4. Способность к принятию управленческих решений некомпенсируема со стороны других способностей.

5. Коммуникативные способности базируются на таких личностных качествах, как общительность, социабельность, эмпатичность, рефлексивность, экспрессивность.

6. Мотивирующие способности тоже являются интегративными образованиями. Сюда относится весь комплекс мотивационных средств воздействия руководителя на подчиненных.

7. Способности контроля. Главное — сопоставление результата труда с индивидуальными возможностями исполнителя. Контроль используется как средство повышения эффективности труда.

Отмечаются еще две интегративные способности, важные с практической точки зрения: способность подбирать кадры и профессиональная компетентность руководителя.

 

5.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности

Третья категория управленческих способностей выделяется по структурно-психологическому критерию, отражая принятое в психологии разделение способностей на общие и специальные. Понятие специальных способностей рассматривается в двух планах.

К общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности, относятся интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт экспериментально доказан в отношении интеллекта, рефлексивности и креативности. Относительно способности к обучаемости данных пока нет. Но ситуация здесь должна быть аналогичной. Слабая обучаемость является негативным фактором управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благоприятствует эффективности управления. Усиливаются репродуктивные стратегии управленческой деятельности. Обеспечивая ее высокую надежность, они, в отличие от продуктивного стиля, не дают максимальных результатов. Кроме того, слишком высокая обучаемость повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели, являясь предпосылкой для постоянного экспериментирования, стремления сразу апробировать то, чему научился.

Специальные способности связаны прямой зависимостью с успешностью управленческой деятельности. Чем выше развиты специальные способности, тем выше при прочих равных условиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память (психологическая основа профессионального опыта) и оперативная память (основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управленческой деятельностью мыслительных способностей. Такую же роль играют перцептивные, волевые, аттенционные (развитие внимания), имажинативные (развитие воображения) способности.

Необходимо учесть следующее обстоятельство. Основные психические процессы и функции приобретают в управленческой деятельности специфику, выступая в ней своеобразными проявлениями и гранями. Для процессов восприятия — это особая роль в них социальной перцепции, для мыслительных процессов — это практическое мышление. Значит, в управленческой деятельности и частные способности выступают в двух своих основных аспектах: как уровень развития каких-либо психических процессов и функций и как качественно своеобразные — насыщенные наиболее специфичными именно для управленческой деятельности компонентами. Руководителю лучше обладать не высокоразвитым, но абстрактным теоретическим мышлением, а средним практическим мышлением и способностью социальной перцепции, развитым социальным восприятием, а не «острым и развитым».

Психика включает в себя три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Отдельные способности, которые проявляются в управленческой деятельности, соответственно подразделяются на три класса: когнитивные, регулятивные и коммуникативные. Когнитивные — это свойства отдельных основных психических процессов и функций. Все процессы, которые принадлежат к регулятивной подсистеме, имеют индивидуальную меру выраженности. Поэтому выделяются способности целеобразования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля. Связь строения и организации управленческой и собственно психической деятельности проявляется в том, что состав этих способностей аналогичен более общим способностям и выделяемым по деятельностному критерию способностям, описанным выше. И психическая и управленческая деятельность основываются на сходных механизмах и процессах, требуют высокого уровня их сформированности и предполагают наличие соответствующих регулятивных способностей. Кроме уже названных способностей, это толерантность (устойчивость) к неопределенности, которая является наиболее интегральной регулятивно-когни-тивной способностью.

Процессы, входящие в состав коммуникативной подсистемы и обеспечивающие ее функционирование, тоже имеют индивидуальную меру выраженности, сформированности. Это процессы эмпатии, аттракции, идентификации, речепорождения и др. Различия в уровне коммуникативных способностей зависят от меры сформированности этих процессов.

Специфические регулятивные и коммуникативные способности, обусловленные структурой психики, требуют дополнения общей системы способностей еще одним их типом. Они более интегративны, чем частные, специальные, но являются одновременно менее обобщенными, чем общие — интеллект, креативность и др. В психологической структуре способностей макроуровень составляют общие способности, а микроуровнъ — частные, специальные. Мезоуровнъ занимают интегральные способности, располагающиеся между ними.

Макроуровень

Мезоуровень

Микроуровень

Общие способности Интегральные способности Специальные способности

Наиболее важен и специфичен для природы управленческой деятельности центральный, переходный уровень. Способности, которые входят в его состав, тождественны основным управленческим функциям (целеобразования, планирования и др.).

Управленческая деятельность имеет много разных способов ее реализации — она поливариантна. Проявляется это в существовании нескольких основных стилей руководства. Лучший среди них определить нельзя. Разные стили предполагают наличие разных сочетаний способностей. Различие же индивидуальных симптомокомплексов определяет стиль руководства, выполняющий компенсаторные функции по отношению к структуре личностных способностей. Определенный стиль, выбранный руководителем, позволяет ему опереться на сильные стороны своей индивидуальности и «отодвинуть» слабые. Наличие разных стилей руководства является следствием разнообразия человеческих индивидуальностей и вариативности управленческих способностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...