Коррекционные родительские группы
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком. Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы - лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. "Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. "Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 4 часов. Весь курс - 10 занятий (40 часов). Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей в возрасте от 7 до 10 лет. Примерная программа занятий с родителями: А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей, проблем, запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп психологом. Б. Обсуждение тем (на последующих занятиях): Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов. Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей? Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания - в обучении или общении? Нравственные основы родительства. Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок мешает нам жить? Амбивалентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми. Наши конфликты с детьми (здесь включается элемент проигрывания ролей). В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материала проигрывания. Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление. Привнесение добавочного, неадекватного эффекта в общении с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку. Как мы наказываем детей. Роль ярлыков. Когда наказывать детей? Г. Следующие материалы складываются под влиянием данных, полученных в детской группе. На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.
Какими нас видят дети? Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного". Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет". Назовем некоторые методы коррекции, используемые в родительской группе. В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, пробы на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них. Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога. При этом ведется видеозапись взаимодействия родителей с ребенком. А. Игра "Архитектор и строитель". Строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке картинки (кубики) на большой карте. Родитель и ребенок должны побывать в разных ролях и потом обменяться впечатлениями. Б. Игра "Воспоминание". Необходимо вспомнить и поговорить о чем-то приятном для ребенка и родителя и показать, как это было. В. Игра-воспоминание. Нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком. После проигрывания просматривается видеозапись и делается ее анализ группой. Тренинг взаимодействия родителей с детьми- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком поэтому основная ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: расширение возможностей понимания своего ребенка улучшение рефлексии свои взаимоотношений с реб. выработка новых навыков взаимодействия с реб. активизация, коммуникация в семье
В системе родетельско-детских отношений родитель является ведущем звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование сотрудничества с ребенком. Признание за реб. права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен. Основные блоки программы: диагностический информационный развивающий 1. заключается как в первоначальной психодиагностики взаимоотношений родителей и реб. перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей. Для отслеживания эффектов тренинга диагностика может быть проведена спустя некоторое время после окончания тренинга. 2. раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремиться донести ведущий до участников тренинга. 3. состоит в формировании закреплении эффективных навыков взаимодействия с реб., в развитии рефлексии представляет возможности активного самопознания своего реб. 1 этап: построен на центрации на реб., 2 этап: на центрации, на взаимоотношении и взаимодействии с реб. 3 этап: может быть центрирован на самой личности родителя. Особое внимание уделяется ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятии. В этот дневники родители записывают свои чувства, мысли до и после тренинга, свое отношение к детям и к себе и т.д., вобщем все что считают нужным, что касается тренинга. Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Группу могут посещать один или сразу оба родителя, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть близкие родственники (старшая сестра, брат, бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием реб. Информация о формировании группы и возможность принятия участия в тренинге может быть сообщена родителям на родительском собрании, в ходе психологических консультаций, на лекциях по психологии т.д. Кратки рассказ о тренинге и режиме работы в группе позволит избежать возможных уходов из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности о целях и задачах тренинга.
Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему следует избегать давать готовые “рецепты", существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствуют решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, который необходим для успешной работы. Приведу несколько примерных тем тренингов и цель к каждому из них. 1) – ЗНАКОМСТВО. цели: знакомство участников друг с другом и групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей проводится 6 занятий. 2) - МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ. цели: осознание разницы между миром реб. и взрослого, что выражается в особенностях восприятия эмоциональных переживаниях, мотивация поведения. Приобретение навыков анализа причин поведения реб. исходя из позиции реб. проводится 7 занятий. 3) - ЯЗЫК ПРИНЯТИЙ И ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЙ. Цели: знакомство с понятием принятия реб., особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение языка принятия и языка непринятия, проводится 6 занятий, перечень тем смотреть в приложении №2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|