Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства

Инвестиционная политика государства

Сущность государственных инвестиций, их структура и значение

Основное содержание современного этапа экономических преобра­зований заключается в структурной перестройке национального хозяй­ства и возобновлении экономического роста. Необходимым условием достижения указанной цели должно стать оживление инвестиционной деятельности, обеспечение технического, технологического и организационно-экономическогообновления производства.

Под инвестициями понимают долгосрочные вложения материальных и финансовых средств в тот или иной вид деятельности (производ­ства, бизнеса), движимое и недвижимое имущество, денежный оборот, интеллектуальные и иные ценности с целью получения преимуществ (выгод, прибыли) в будущем.

Процесс инвестирования в конечном итоге связан с обществен­ным производством, с превращением доходов (денег) в капитал, в самовозрастающую стоимость. При этом инвестиционные ресурсы обще­ства совершают круговое движение: из денежной формы они превра­щаются в товарную, из товарной — в производительную, из произво­дительной снова в товарную, и, наконец, в денежную. Вложения денежных ресурсов в создание и воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процессе развития экономики капитальные вложения обеспечивают возможность обновления и качественного совершенствования основных средств, ресурсы для улучшения структуры производства. В механизме управления экономи­кой инвестиции выполняют чрезвычайно важную функцию регулятора темпов развития (множителя, мультипликатора). Множительный эффект может быть положительным, когда объемы инвестиций растут и эффективность их использования улучшается, или же отрицатель­ным, когда их объемы и качественные параметры уменьшаются.

Инвестиционная политика представляет собой многогранную деятельность государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.

Инвестиционная политика государства имеет сложную многопла­новую структуру, ее содержание принято подразделять по следующих основаниям:

1) по характеру проблем и основательности их решения (стра­тегия и тактика);

2) по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);

3) по источнику и характеру властных полномочий (федераль-ная, региональная, местная);

4) по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяй­стве и иных отраслях);

5) по методам регулирования (прямые и косвенные, админист­ративные и рыночные);

6) по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период.Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением между структурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (направлений достижения целей).

Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

 

Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства

В программных документах Правительства Российской Федерации сформулированы следующие основополагающие принципы инвестицион­ной политики на обозримую перспективу:

1) последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

2) государственная поддержка предприятий за счет централи­зованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и плат­ной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих неком­мерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собствен­ными источниками финансирования;

3) размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проек­тов строго в соответствии с федеральнымицелевыми программами и исключительно на конкурсной основе при предварительной экспер­тизе каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия приоритетам социально-экономической политики и безусловной окупаемости;

4) усиление государственного контроля за целевым использо­ванием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

5) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капитала из стран СНГ и независимого бизнеса для восполнения нехватки централизованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;

6) использование части централизованных (кредитных) инвести­ционных средств для реализации особо эффективных быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технической перестройки производства;

7) совершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.

Ключевой принцип государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам заключается в том, чтобы, не вмеши­ваясь в их деятельность, максимально содействовать созданию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств. При этом особое внимание уделяется созданию экономических условий для повышения доли долгосрочных инвестиций в негосударственном сек­торе экономики, расширения практики привлечения капиталов него­сударственных инвесторов для осуществления эффективных проектов государства.

При разработке комплексной программы стимулирования отечест­венных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации учитывались такие основополагающие принципы, как содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество; предоставление концессии инвесторам по итогам конкурсов и аукционов; обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.

Разработка инвестиционной политики государства на современ­ном этапе становления социально-ориентированной рыночной экономики требует взаимоувязанного учета ее воспроизводственного, отраслевого и территориального аспектов.

Общий дефицит финансовых ресурсов, как предприятий, так и государства, затрудняет реализацию капиталоемких проектов нового строительства и расширения производства. Такиепреимущества реконструкции, как снижение стоимости и сокращение продолжитель­ности строительства, уменьшение периода освоения, предопределяют повышение удельного веса реконструкции в воспроизводственной структуре капитальных вложений.

В условиях неблагоприятного инвестиционного климата опреде­ленной трансформации подвергаются и традиционные подходы к выбо­ру отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относи­тельно низкой инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу, как правило, относят экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; степень содействия достижению страной более высокой индустриаль­ной стадии; минимизация зависимости от импорта и общее снижениересурсоемкости производства; минимизация дефицитов в торговом балансе страны; благоприятные сопряженные эффекты.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация харак­теризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной зада­чей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предполагающего государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов независимо от их отрас­левой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвести­ционную конъюнктуру за счет "перелива" инвестиционного спроса по цепочках межотраслевых взаимодействий. Механизм такой под­держки заключается в государственном участии в финансировании проектов победителей конкурса. Претендент на получение государ­ственных инвестиций должен представить бизнес-план, доказывающий, что выпускаемая продукция найдет платежеспособного покупателя, а срок окупаемости капиталовложений не превысит двух лет. В зави­симости от результатов сертификации проекта, объем государствен­ной поддержки дифференцируется и может составлять до 50 % стои­мости проекта в случае производства продукции, не имеющей ана­логов в мире; до 40 % — при экспорте продукции обрабатывающей промышленности; до 30 % — при организации импорт заменяющих производств (при более низкой цене); до 20 % — при выпуске про­дукции, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса. Участие государства в реализации проекта может предусматривать не только выделение средств, но и предоставление частным отече­ственным инвесторам государственных гарантий по возврату части вкладываемых средств в случае срыва реализации проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвесторапричинам.

В дополнение к изложенному следует отметить сохранение таких приоритетов государственной инвестиционной политики, как разви­тие социальной сферы и реализацию важнейших целевых программ.

Территориальные особенности инвестиционной политики в значи­тельной степени предопределяются дифференциацией качества инве­стиционного климата по регионам России. Очевидным индикатором здесь является активность иностранных инвесторов. По состоянию на конец первого полугодия 1995 г. пятерка регионов—лидеров по привлечению иностранных инвестиций выглядела следующим образом: Москва (37 % общего объема инвестиций); Тверская область (12,3 %); Республика Татарстан (7,1 %); Тюменская область (6,2 %) и Самар­ская область (4,5 %). Для выработки научно обоснованных ориенти­ров региональной инвестиционной политики целесообразно адаптировать к российских условиям общепринятую в мировойпрактике методику определения индекса БЕРИ, синтезирующую пятнадцать критериев оценки уровня риска для конкретной территории. Особую актуальность приобретает решение таких проблем, как развитие инфраструктуры регионального инвестиционного рынка, создание мощных финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях экономики республики, нетрадиционных механизмов стимулирования частных инвестиций.

Неотъемлемой составной частью государственной инвестиционной политики, помимо формирования благоприятного инвестиционного климата и поиска неинфляционных источников финансирования структурных преобразований, является организация мониторинга эффек­тивности осуществляемых капиталовложений и выработка предложений по ее повышению.

Важной формой поддержки инвесторов при реализации рискован­ных новаторских проектов, связанных с научными исследованиями, разработками новых образцов техники, технологических процессов являются государственные гарантии. Они предусматривают возврат инвестору определенной части ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию проекта по независящим от инвестора при­чинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен предоставить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые. Организация работы по государственной поддержке частных инвестиций на основе конкурсного отбора и сертификации проектов осложнена рядом обстоятельств: недостатком проверенных методических разработок, опытных специалистов, способных осуществлять конкурсный отбор и сертификацию проектов.

Главной проблемой государственной поддержки частных инвести­ций остается проблема бюджетного финансирования. Из-за недостат­ка бюджетных средств Комплексная программа стимулирования инве­стиций в 1995 и 1996 гг. оказалась практически невыполнимой.

Предусмотренные на эти цели бюджетные средства в значительной мере были израсходованы на иные цели, не связанные с капитальным строительством. Для укрепления финансовой дисциплины в использо­вании средств, выделенных на цели инвестирования, с 1997 г. в бюджете выделяется специальный раздел, посвященный инвестицион­ной политике государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...