Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие Конституции, её виды.

Вопрос 30

Референдумы чаще всего подразделяются на обычныереферендумы и конституционные референдумы. Следующая классификация видов референдумов связана с предметом референдума. Теоретически предмет референдума - это вопрос, решение которого осуществляется путём народного голосования. В данном случае в зависимости от предмета различают следующие референдумы:

обязательные;

факультативные.

Традиционным считается также и деление референдумов на общегосударственные (республиканские) и местные (региональные).

 


Билет 37Статья 90. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.Статья 91. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.Статья 93. Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.Статья 92. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Вопрос 29

Референдум– это форма непосредственной демократии, которая выражается в голосовании избирателей для принятия решений по общегосударственным и местным вопросам. Референдум является одним из инструментом реализации права народного суверенитета и легитимизации властных решений. Референдум является одной из форм реализации права национального суверенитета, поскольку при условии выполнения определённой процедуры касающейся всебелорусского референдума и исполнения требований закона о местных референдумах, граждане Беларуси, представители определённой нации и народности нашей страны могут инициировать проведение референдума по вопросам, связанным с конституционным или законодательным регулированием их национальных прав и свобод. Референдум также является способом формирования общественного мнения. Ещё одна социальная функция референдума заключается в том, что в демократическом обществе референдум может быть использован народом как противовес решениям государственных органов и органов местного самоуправления, которые не удовлетворяют интересы граждан.

 


Вопрос 31

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается. В референдуме участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. В референдуме не принимают участия граждане: признанные судом недееспособными содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях: каждый гражданин имеет один голос. Референдум является прямым: граждане участвуют в референдуме лично. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. при проведении республиканских и местных референдумов основной задачей является разъяснение гражданам сущность вопроса, выносимого на референдум и проекта соответствующего решения.

10вопрос К-я Р Б была принята квал-ым большинством депутатов Верх-о Совета 15 03 1994 г. и вступила в силу 30 03 1994 года. Состояла из 8 разделов и 149 статей. Р Б по К-и 1994 г. признавалась унитарным демокр-им соц-ым правовым гос-ом. Чел является высшей ценностью общества и гос-ва. Закреплялись принципы правового гос-ва. Гос-ым языком явл. только бел. яз. Во 2-ом разделе закрепл. права, свободы, гарантии и обязанности граждан Р Б. Выборы в РБ являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Инициирование республ-го референдума принадлежало Президенту РБ, 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом и группе депутатов Верх. Совета РБ в кол-ве не менее 70 чел.. Правом назначения обладал только Верх. Совет РБ. Закреплялся принцип разделения властей на закон-ую в лице Верх. Совета РБ, исполн-ую в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закрепл. понятие "судебная власть". Впервые на законодательном уровне закреплялся институт Президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт суд-го конст-го контроля, который принадлежал Конст-му Суду РБ. По Конст-и РБ от 5 03 1994 г. Конст-ый Суд РБ относился к органам конст-го контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении К-и рассматривался Верх. Советом по инициативе не менее 150 тыс. граждан РБ, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верх. Совета, Президента и Конст-го Суда. Раздел 4 именовался как "закон-ая, испол-ая и суд-ая власть". В иерархии высших государственных органов 1 место занимал Верх. Совет Р Б. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным закон-ым органом гос-ной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум Верх. Совета РБ. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты Верх. Совета РБ, постоянные комиссии Верх. Совета Р Б, Президент, Высший Хоз-ый Суд, генеральный прокурор, Контрольная палата, Нац банк и граждане в количестве не менее 50 тыс. По форме правления Беларусь - президентская республика. Структура К-и Р Б имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. Весь текст Конст-и состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости. Согласно К-и 1994 года Президент Б являлся Главой гос-а и главой исп-ой власти, но в отличие от США деятельностью правительства руководил Премьер-министр.


11 вопрос Конст-й строй – это способ организации гос-ва, установл-й в нем порядок, при котором гарант-ся соблюдение такого объема основным прав и свобод чел-а и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а гос-о действует в соответствии с конст-ей и иным законодательством. Конст-ый строй представляет собой объемное, широкое понятие, поскольку он включает в себя все стороны жизни общества и гос-ва. Его структура складывается из 4-ёх основных эл-ов, которые представляют собой системы общ-ых отношений в соотв-их сферах жизни общества. Такими системами явл: полит-ие отношения; эк-ие отношения; соц-ые отношения (в узком смысле слова); духовно-культурные отношения.Эта классификация в значительной мере условна. Изучая понятие и содержание структурных элементов конст-го строя, следует иметь в виду, что некоторые общ-ые отношения могут одновременно относиться к 2-ум (и более) его классификационным группам. Каждый из эл-ов конст-го строя тесно взаимодействует с остальными эл-ми, причем это именно взаим-ие, а не одностороннее воздействие одного вида отношений на другой вид отношений. Поскольку конст-ый строй включает все общ-ые отношения, склад-ся в обществе, то в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отрасли права, а все законодательство. Ведущее же место среди правовых норм, регул-их конст-ый строй, принадлежит нормам К-и. Это обусловлено тем, что К-я обладает высшей юр силой и является базой текущего закон-ва. Вместе с тем, среди самих конст-ых норм выделяются нормы, содержащиеся в 1-ом разделе К-и Р Б, который наз-ся «Основы конституционного строя». Значение данного раздела К-и исключительно велико, само его название говорит, что здесь сосредоточены базовые, основополагающие нормы, которые как бы создают фундамент конст-го строя, а конкретнее – развиваются в последующих разделах и главах К-и. Под основами конст-го строя понимаются главные устои гос-ва – его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер конст-го гос-ва.

12 вопрос Беларусь – унитарное, демократическое, социальное, правовое гос-во.Это суверенное гос-во, носителем суверенитета выступает народ. Символами РБ как суверенного гос-ва явл ее Гос-ый флаг, Гос-ый герб и Гос-ый гимн. Столица Р Б – Минск.Р Б ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а гос-во – нейтральным.Чел объявлен высшей ценностью в условиях взаимной ответственности гос-ва и гражданина т.о., что госу-во ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед гос-ом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него К-ей. В стране существует политическое многообразие, с условием запрета создания и деятельности полит-их партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конст-го строя либо ведущих пропаганду войны, соц-ой, нац-ой, религ-ой и расовой вражды. Принцип разделения власти определяет осущ-ие гос-ой власти. К-я учреждает принцип верховенства права. Основой суверенитета и пространственным пределом самоопределения народа выступает территория. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. По форме гос-о устройства Беларусь является унитарным государством, административными единицами которого выступают области, районы, города, иные административно-территориальные единицы. Учреждены две формы собственности: государственная и частная. Беларусь – светское государство. Гос-ми языками признаются белорусский и русский. Цель Республики – сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным согласно ст. 18. В стране гарантируется социальное обеспечение (ст.47, 48).

 

 

7. Понятие и предмет науки конституционного права. Конституц.право(КП) – одна из ведущих отраслей правовой системы РБ. КП представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общ-х отношений и характеризуются внутренним единством. Основа КП – конституция РБ. Кроме Конституции действующее КП составляют акты референдума, избирательный кодекс РБ, декреты и указы Президента, постановления Правительства РБ и др. правовые источники. В предмете КП выделяются три основные группы общественных отношений: 1) отношения, регулирующие исходные принципы полит-х, эконом-х, соц-х и культ-х отношений 2) отношения, регулирующие систему органов гос-й власти и органов местного самоуправления 3) отношения, регулирующие правовой статус личности. Таким образом КП – это ведущая отрасль права РБ, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены основы конституц. строя, система органов гос-й власти и местного самоуправления, основы правового статуса личности, а также другие важные вопросы гос-й и общ-ой жизни.

 

Понятие Конституции, её виды.

Конституция – Основной закон гос-ва, выражающий волю народа и закрепляющий основы КП и политики гос-ва, основы правового положения личности, государственное и административно-территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности. Виды. По времени принятия конституции группируют по поколениям: 1) первого поколения, т.е. первые конституции (США – 1787, Польши – 1791 и др.) 2) второго поколения, принятые до второй мировой войны (Мексика – 1917, Австрия – 1918, Ирландия - 1937) 3) третьего поколения, принятые после второй мировой (Япония – 1946, ФРГ – 1949 и др.) 4) четвертого поколения, новейшие (РФ – 1993, РБ - 1994). По форме изложения – писаные и неписаные. Писаной конституцией считается, которая изложена в форме единого юридического документа с соответствующим названием. Неписанной – которая состоит из нескольких документов, закрепляющих государственные устои и основные права граждан (Израиль, Швеция). По способу принятия: дарованные (утверждаются монахом), парламентские (принимается парламентом страны), учредительные (принимается учредительным конституционным собранием), всенародные (принимается народом путем референдума). По порядку внесений изменений и дополнений: гибкие (принимаются и изменяются как обычные законы, бывшие республики СССР) и жесткие (предусматривают сложную и многоступенчатую процедуру внесений и изменений, США). По степени соответствия конституционных положений действительности: фактические(реальные) – адекватно, точно отражают действительность (демократические гос-ва); фиктивные («бумажные») – не соответсвуют действительности (авторитарные и тоталитарные гос-ва).

 


9. Порядок принятия, изменения Конституции Республики Беларусь.Порядок принятия Конституции и законов РБ. Сущность конституции предопределяет ее отличительные признаки по сравнению с другими актами законодательства. К числу таких признаков относят следующие положения: 1) принимается народом 2) обладает высшей юридической силой 3) имеет наиболее широкую сферу правового регулирования 4) учреждает систему гос. органов 5) принимается на длительную перспективу 6) имеет особый механизм обеспечения и охраны 7) предусматривается особый порядок внесения изменений и дополнений. Порядок изменений и дополнений (регулируется в разделе 8). Первый способ - через парламент: 1) с инициативой по данному вопросу выступает Президент или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом 2) предполагаемые изменения и дополнения в Конституции облекаются в форму законопроекта, который вносится в Палату представителей 3) указанный законопроект обсуждается в каждой из палат Парламента в двух чтениях (промежуток не менее 3 месяцев) 4) поправки в Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента 5) изменения и дополнения не должны приниматься в период ЧП, а также в последние 6 месяцев полномочий Палаты Представителей. Второй способ – проведение республиканского референдума. Правом назначения республиканского референдума обладает Президент. С инициативой по данному вопросу могут выступать обе палаты Парламента, граждане РБ не менее 450 тыс., в том числе не менее 50 тыс. от каждой области и г. Минска. Результаты подводит Центральная комиссия РБ по выборам и республиканским референдумам. Решение принято, если проголосовало большинство избирателей. Поправки в разделы 1, 2, 4, 8 могут вноситься только путем референдума.

4.Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений Конституционные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные конституционно-правовыми нормами, возникающими между субъектами и направленные на объекты. Элементы конституционных правоотношений: субъекты, объекты и юридические факты. Субъекты – непосредственные участники конституционных правоотношений (государство, государственные органы, должностные лица, политические партии, общественные организации, административно-территориальные единицы, граждане, народ). Объекты – предметы и явления действительности, на которые направлены действия субъектов (государственная территория, личные неимущественные блага отдельных категорий граждан, честь, достоинство и неприкосновенность, которая охраняется в особом порядке, конституционные права и свободы личности, объекты, находящиеся в исключительной собственности государства, действия субъектов).

5.Возникновение и прекращение конституционно-правовых отношений.Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Группы конституционно-правовых отношений: общего характера; конкретного характера. Для возникновения конкретного конституционного права отношения необходимо: не менее двух субъектов; норма права; права дееспособности субъекта; наличие юридического факта. Юридический факт – это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменения или прекращение правоотношения. Юридические факты делятся на 2 вида:1) волевые (действия, которые при реализации зависят от воли человека). Они делятся на правомерные и неправомерные.
2) неволевые (событие, которое не зависит от воли человека, для которого порождаются правоотношения, но имеют юридическое значение. Пример: достижение определенного возраста, смерть, рождение, стихийное бедствие).

 


6.Общие и особенные черты норм конституционного права.Правовая норма – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведения, обеспечение исполнения которого гарантируется возможностью применения силой государственного принуждения.
Конституционно-правовая норма – это установленная и санкционированная государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конституционное правоотношение, обеспечение исполнения которой гарантируется возможностью применения силы государственного принуждения. Общие черты конституционно-правовых норм и норм других отраслей права:1)являются общеобязательными правилами поведения; 2) все нормы установлены государством; 3) обеспечивается государством; 4) содержаться в НПА (формально-определенны). Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:
1) по предмету правового регулирования, т.е. сфере общественных отношений, которые регулируются данными нормами;
2) по форме выражения конституционно-правовые нормы могут быть выражены в виде:
• норм-принципов
• норм-задач
• норм-дефениций (дающие определение);
3) по юридической силе – в основном конституционно-правовые нормы закреплены в конституции, т.к. конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой, следовательно и конституционно-правовые нормы будут обладать более высокой юридической силой в сравнении с нормами других отраслей права;
4) учредительным характером, т.е. конституционно-правовые нормы дают исходные начала для возникновения норм других отраслей права(ст.13);
5) по структуре – структура любой нормы трехэлементная, т.е. гипотеза, диспозиция, санкция. В конституционно-правовых нормах отсутствует санкция, конституционно-правовые нормы состоят из диспозиции либо из гипотезы и диспозиции.

Вопрос № 44 Прокуратура. КГК Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Сов. Министр. органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Ген. прокурора РБ и подчиненных ему прокуроров.Прокуратура осущ-ет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об админист. правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает гос. обвинение в судах.Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Ген. прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики.Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.Ген. Прокур. и нижестоящие прокур. независимы в осущ-нии своих полномочий и рук-ются законодательством. В своей деятельности Ген. Прокур. подотчетен През-ту.Компетенция, орг-ция и порядок деятельн. органов прокуратуры опр-ются законодательством.Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и. налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.Комитет гос. контроля образуется Президентом.Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом.Компетенция, орган-ция и порядок деятельности Комитета гос. контроля опр-ются закон-вом.

Вопрос №45 Конституционно-правовой статус верховного суда РБ Верх. Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осущ-ет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.Верх. Суд РБ состоит из судей Верх.Суда РБ, в том числе Пред-ля Верх. Суда РБ, 1-го замест. и замест. Пред-ля Верх. Суда РБ. Кол-во замест. Пред-ля Верх. Суда РБ опр-ется През-ом РБ по представлению Пред-ля Верх. Суда РБ.Верх. Суд РБ действует в составе:Пленума Верх. Суда РБ;Президиума Верх. Суда РБ;судебной коллегии по гражд. делам Верх. Суда РБ;судебной коллегии по уголовным делам Верх. Суда РБ;судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верх. Суда РБ;Военной коллегии Верх Суда РБ.При необходимости През-ом РБ по представлению Пред-ля Верх Суда РБ в Верх. Суде РБ могут образовываться кассационная, апелляционная и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.Количественный состав судей Верх Суда РБ устанавливается През-ом РБ по пред-нию Пред-ля Верх. Суда РБ.

Вопрос №46. Конституционно-правовой статус высшего хозяйственного суда РБ Систему хоз. судов составляют:хоз. суды областей (города Минска);Высш. Хоз. Суд РБ.В системе хоз. судов могут создаваться специализированные хоз. суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.В каждой области РБ действует хоз. суд соответствующей области, а в Минске – хоз. суд Минска.Специал-ные хоз. суды образуются През-ом РБ по представлению Пред-ля Высш. Хоз. Суда РБ.Хоз. суд обл. (Минска), спец-ный хоз. суд состоят из пред-ля суда, замест. пред-ля суда и судей.В хоз. суде области (города Минска) могут образовываться:судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;апелляционная судебная коллегия;судебная коллегия по банкротству;судебная коллегия по налоговым спорам;судебная коллегия по администр делам.При необходимости През-ом РБ по представлению Пред-ля Высш. Хоз. Суда РБ в хоз. суде области (Минска) могут образ-ться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.Количественный состав судей хоз. суда области (Минска), специализированного хоз.суда устанавливается През-ом РБ по представлению Пред-ля Высш. Хоз. Суда РБ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...