Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблематика и структура теории спорта. ТС как учебный предмет и научная дисциплина.

Анализ динамики спортивных достижений как метод исследования в спорте.

Спортивное достижение это не каждый из результатов, демонстрируемых спортсменом или командой в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, какие превосходят предыдущие.

Спортивные результаты в динамике свидетельствуют, кроме прочего, об уровне развития деятельностных сил индивида, его способностей в избранной сфере деятельности. Высшие же спортивные достижения являются своего рода эталонами человеческих возможностей, реализованных в спорте в тот или иной момент его истории.

Сравнительный анализ индивидуальных вариаций динамики результатов сопоставимых спортсменов дает определенные основания судить о продуктивности затрат их времени и сил, на спортивную деятельность, а отсюда и о степени эффективности используемых ими средств и методов достижения результатов. Вся же долговременная динамика высших спортивных достижений в обществе свидетельствует о качестве сложившейся в нём школы спорта, уровне развития спортивной культуры, а в какой-то мере и о степени прогресса смежных с ней разделов культуры общества.

 

Способы объективного выявления победителя и оценки достижений.

Объективные критерии спортивных результатов сопряжены с возможно независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. Его измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков, дальности бросков спортивных снарядов и т.п.), времени, затрачиваемого на выполнение соревновательного упражнения (бег, плавание, гребля, велогонки, бег на коньках и т.п.), веса перемещаемого предмета (тяжелая атлетика). При измерениях тут используется относительно точный инструмент, совершенствуемый по мере технического оснащения спорта.

 

Проблематика и структура теории спорта. ТС как учебный предмет и научная дисциплина.

Рвзделы теории спорта:

1) введение в теорию спорта;

2) Социальные функции спорта;

3) система спортивных состязаний;

4) Методика спортивной тренировки;

5) Юношеский спорт.

 

Проблематика. В настоящее время проблематика тео­рии спорта подразделяется в соответствии с объективны­ми градациями ее предмета на три основных «проблем­ных» блока, которые кратко охарактеризованы ниже.
1. Разработка общей концепции сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего развития. Накопленные ранее в этом аспек­те познавательные материалы и выработанные на их осно­ве представления уже позволяют в какой-то мере охарак­теризовать смысл спорта, его роль и место в жизни индивида и общества, проследить его истоки и тенденции развития. Однако многое здесь ждет углубленного иссле­дования и целостного осмысления. Большинство имеющих­ся публикаций по этой проблематике носит преимуществен­но описательно-социологический характер. Предстоит комплексно раскрыть глубинную биопсихосоциальную при­роду спортивной деятельности, коренные закономерности функционирования и развития спорта в современном об­ществе, вскрыть при этом основные объективные противо­речия, существующие в различных направлениях и разде­лах спортивной практики (в том числе в общедоступном, профессионализированном супердостиженческом и профес­сионально-коммерческом спорте), пути и условия их пре­одоления в интересах личности и общества. Ясно, что эта группа проблем теории спорта имеет крупное не только теоретическое, но и социально-практическое значение.
2. Проблематика теории спортивного состязания. Детальное осмысление сути спортивного состязания как собственно соревновательной деятельности, ее движущих сил, закономерностей и условий эффективного осуществ­ления г образно говоря, — ключевой раздел теории спорта, поскольку состязание — «ядро» спорта, основа его специ­фики. К сожалению, до недавних пор по упомянутым уже причинам эта проблематика недостаточно подвергалась интегративному научно-теоретическому исследованию, хотя накоплено достаточно много эмпирических материалов и результатов фрагментарных узкопредметных исследований. Кроме прочего, здесь требуется разработка содержательно-обобщающих представлений о динамике мотивов и лично­стных установок в соревновательной деятельности, об адек­ватных средствах и формах результативного состязания (спортивной технике и тактике), соотношении собственно соревновательной деятельности и подготовительных форм ее моделирования, оправданных величинах спортивно-соревновательных нагрузок, принципах регулирования их и рациональных вариантах системы состязаний в различ­ных условиях спортивной практики. Без этого трудно рас­считывать "на вполне удовлетворительное решение многих частных проблем теории и практики спорта.
3. Проблематика теории спортивной тренировки и сис­темного использования других факторов спортивных до­стижений. Поскольку данная проблематика рассматрива­лась долгое время главным образом в аспекте теории и методики спортивной тренировки, в этом аспекте и выпол­нены основные разработки. Имеются развернутые концеп­ции содержания и структуры процесса спортивной трени­ровки, закономерностей и принципов ее построения с подробным освещением теоретико-методических основ фи­зической, технической и других сторон подготовки спорт­смена к спортивным достижениям. В последние десятилетия наряду со спортивной тренировкой внимание исследовате­лей все более привлекали и иные факторы, а также содей­ствующие условия прогрессирования индивида в спорте, то есть система подготовки спортсмена в целом в ее единстве с системой соревнований и образом жизни, согласованным с требованиями и условиями спортивной деятельности. Соот­ветственно в теории спорта и в ее «технологических» (сис­темно-методических, прикладных) аспектах рассматривает­ся, в частности, и такая проблематика, как проблема спортивной ориентации и отбора приобщаемых к спортив­ной деятельности, оптимального построения многолетней спортивной подготовки, начиная от первого этапа обучения и воспитания спортсмена до высших ступеней спортивной деятельности, прогнозирования, планирования, контроля и целесообразного использования дополнительных факторов в системе мер по ее оптимизации. Проблематика теории спорта здесь вплотную смыкается с ее приложением к решению ком­плексных задач, возникающих в практике спорта.
К ак видно, совокупность проблем, которыми призвана заниматься теория спорта, достаточно сложна и значима не только в познавательном, концептуальном, но и в прак­тическом отношениях. От верного решения их в значи­тельной степени зависит дальнейший прогресс спорта. Осо­бенно это относится к подготовке специалистов, способных обеспечить его развитие. Ведь широта и глубина их про­фессионального мировоззрения во многом производны от степени концептуального осмысления сущности тех явле­ний и закономерностей в сфере спорта, которые интегративно отображаются его общей теорией.

 

ТЕОРИЯ СПОРТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Становление теории спорта как отрасли научно-при­кладных знаний тесно сопряжёно с разработкой и введе­нием в действие одноименной дисциплины в системе про­фессионального образования специалистов. В качестве самостоятельного профилирующего предмета учебных пла­нов институтов физической культуры ряда стран мира эта дисциплина введена на специальных (спортивных или тре­нерских) факультетах в 1970-х —начале 1980-х гг., чему предшествовало введение менее широкого учебного курса «Основ спортивной тренировки» или «Теории и методики спортивной тренировки». Причины перехода от этого кур­са к более широкому должны быть понятны из сказанного в предыдущем параграфе главы: первоначально основная исследовательская работа по спортивной проблематике была сосредоточена преимущественно на выявлении зако­номерностей спортивной тренировки, что находило соответ­ствующее отражение в сфере специального образования, по мере же охвата исследованиями и других проблем, имею­щих отношение к общей теории спорта, и дидактической обработки получаемых научно-прикладных материалов по­явилась возможность перейти к более полному освещению сути спорта и всего, что составляет содержание его общей теории.
В современном виде образовательная дисциплина «Тео­рия спорта» еще не прошла до конца полный цикл форми­рования. В общем она строится с охватом основных кон­цептуальных аспектов, определившихся в результате интегративного исследовательского осмысления явлений спорта. Об этих аспектах уже говорилось. В соответствии с ними применительно к образовательным целям предусмат­ривается: обобщенная характеристика сущности спорта, его форм и функций, закономерностей функционирования и развития в обществе, системное рассмотрение собственно соревновательной деятельности спортсмена, содержания и форм его подготовки к спортивным достижениям, после­довательное формирование разработанных представлений о принципах, путях и условиях оптимизации спортивной деятельности в интересах личности и общества.
Опираясь на результаты исследований, имеющих от­ношение к ее содержанию, теория спорта как образова­тельная дисциплина отображает их обобщенно и с дидак­тической обработкой. При этом она включает не все, конечно, исследовательские разработки, а, главным обра­зом, неоднократно проверенные на достоверность их ре­зультаты с приоритетным вниманием к «устоявшимся», хорошо апробированным концептуальным положениям. Это не значит, что в ее изложении вообще проходят мимо дис­куссионных и нерешенных проблем. Им, понятно, уделя­ется внимание в той мере, в какой это необходимо для формирования профессионального мировоззрения лиц, ос­ваивающих предмет, и приобщения их к исследователь­ской деятельности.
В теории спорта пока немало не вполне разработанных подразделов и недостаточно прочных отдельных «конструк­ций». Но и в современном виде она играет весьма суще­ственную роль в качестве общепрофилирующей дисципли­ны системы специального профессионального образования. Ее значимость, как уже отмечено, не только в том, что эта дисциплина синтезирует наиболее обобщенно широкий ком­плекс научно-теоретических и вместе с тем научно-приклад­ных профессиональных знаний. Тем самым она раздвигает и выводит кругозор будущих и действующих специалистов за рамки избранной узкой специализации, помогает осмыс­ливать общую суть деятельности в сфере спорта, находить общий верный подход к уяснению и решению многообраз­ных частных задач, возникающих в практике профессио­нальной деятельности, что имеет, наряду с прочим, серьез­ное профессионально-методологическое значение. Образно говоря, в фундаменте профессионального образования обоб­щающая теория спорта важна и тем, что она служит дей­ственнейшей профилактикой против чрезмерно узкой, од­носторонней профспециализации, рождающей «однобокого» специалиста, который «за деревьями не видит леса». Давая призму широкого профессионального видения, общая тео­рия способствует соединению в кругозоре специалиста все­сторонности и углубленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...