Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфологические средства стилистики в сфере МК.

Сентября

Стилистический потенциал словообразования в текстах МК.

 

В современном русском языке по данным лингвистического энциклопедического словаря наиболее распространены следующие способы образования слов:

1. Аффиксация

a. Суффиксальный («гламурность»)

b. Приставочный («постсоветский»)

c. Постфиксальный («разоружаться»)

Некоторые аффиксы специализированы в стилевом плане. Например, существует ряд книжных суффиксов (-ость, -изм, -инг, -ант и др.). Книжным суффиксам противостоят разговорные (-юг). В текстах МК аффиксы могут воздействовать не только на сознание, но и на подсознание адресата. Такой функцией, по мнению С.Карамурзы, обладает в частности приставка «био-.»

2. Словосложение – соединение двух и более корней («Всемоющий, Всемогущий»; Агентство недвижимости «Хочудом).

3. Аббревиация

Аббревиатура – существительное, состоящее из усеченных слов, входящих в базовое сочетание или из усеченных компонентов исконного сложного слова.

Разновидностью аббревиации является образование кратких слов, которые функционируют, как синонимы слов более длинных.

4. Конверсия – переход слова из одной части речи в другую («столовая», подкормка для растений «созревайка»

Окказионализм – авторские новообразования, которые прикреплены к определенному контексту и никогда не станут общеупотребительными словами.

Окказионатность – один из основных признаков языка.

 

 

Морфологические средства стилистики в сфере МК.

1. Содержание термина «морфология».

2. Стилистические возможности существительных.

3. Стилистические возможности прилагательных.

4. Стилистические возможности числительных.

5. Стилистические возможности местоимений.

6. Стилистические возможности глаголов.

7. Стилистические возможности служебных слов и междометий.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

В русском языке 10 частей речи:

1. Знаменательные слова:

a. Существительное

b. Числительное

c. Прилагательное

d. Глагол

e. Местоимения

f. Наречие

2. Служебные слова

a. Предлоги

b. Частицы

c. Союзы

3. Междометия

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». В сфере МК важную роль играют собственные существительные, в частности антропонимы и топонимы.

Антропонимы – собственные именования людей (имена, фамилии, клички и т.п.). Исследователи выделяют 2 стилистически значимые тенденции их употребления:

1. Экспрессивная игра со словом.

a. Парономазия – сближение сходно звучащих слов («Гор горюет, Буш бушует»)

b. Создание окказионализмов («Гайдареныши», «Зурабство»).

c. Изменение графического и орфографического облика слова («Тинькофф»)

2. Идеологическое использование собственного имени.

a. Сокращение традиционной трехкомпонентной формулы ФИО до двух компонентов.

b. Идеологическое использование иностранных имен

c. Использование прозвищ

d. Употребление псевдонимов

Топонимы – названия географических объектов.

· Становятся предметом внимания широкой общественности в период переименований (Петербург, Петроград, Ленинград).

· Цель переименований – увековечить имена тех, кто способствовал утверждению новой власти, новой идеологии.

· Это трансформация биологической потребности метить пространство.

· Переименования используются также для того, чтобы продемонстрировать политическую независимость государства.

· Топонимы используются в форме создания региональных брендов.

· Названия местности и стран широко используется в рекламе.

· Существует проблема склонения

Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы «какой?», «чей?», обозначает признак предмета:

1. Качественные прилагательные

· Имеют степени сравнения, представленные простой и составной формами.

· Простая форма образуется при помощи суффиксов «-ее» («сильнее»), «-е» («строже»), «-ше» («тоньше»). Употребляются во всех стилях речи, кроме формы с суффиксом «-ей», имеющим оттенок разговорности.

· Составные формы представляют собой сочетания слов «более» или «менее» с начальной формой прилагательного. Употребляются чаще всего в книжной речи.

· Сложные формы превосходной степени образуются сочетанием слов «самый», «наиболее», «наименее» с формой положительности. Характерны для всех стилей речи.

2. Относительные прилагательные

3. Притяжательные прилагательные

Слоган «Онткен»: Самый щедрый творожок.

На дне 110 граммов самого нежного творожного удовольствия – самый неожиданный сюрприз. Собери коллекцию из праздничных фигурок: самого новогоднего Деда Мороза, самой хэллоуиновой Тыквы, самого спортивного Тигренка Кержакули и их друзей -, регистрируйся на сайте чтотовтворожке.ру, выкладывай фото своей коллекции и делись впечатлениями с друзьями. Творожок «Онткен», самый творожный сюрприз.

Имя числительное – часть речи, обозначающая количество предметов, число, порядок при счете.

Функции:

1. Информативная

2. Суггестивная

3. Экспрессивная

Искать антропонимы и топонимы в текстах МК, имена прилагательные, числительные.

Местоимения – часть речи, указывающая на предметы, признаки, количества, но не называет их. Местоимения абстрактны, их употребление связано с типом культуры (бывают индивидуалистические и коллективные). При функционировании местоимения значим также тип дискурса (например, в политическом дискурсе местоимение «мы» очень размыто, в коммерческой рекламе целесообразно использовать «вы» и «мы»).

 

 

Глагол – используются для придания сообщению динамичности, подчеркивают ритм, усиливают запоминаемость текста, что следует учитывать при создании текстов массовой коммуникации.

Авто-мойка «Мойдодыр» специализируется не только на внешней мойке автомобилей, но и на обработке салона. Принципиально новые инструменты и материалы, используемые нами в обработке, восстанавливают и улучшают внешний вид салона, устраняют запахи и аллергены.

В рекламе следует употреблять глаголы преимущественно в настоящем времени и использовать активный залог. Использование глаголов в форме повелительного наклонения является спорным. Специалисты указывают, что в силу категоричности эта форма может вызывать отторжение, однако многие российские и иностранные рекламные сообщения построены на императиве.

В современном русском языке несколько десятков предлогов, в большинстве своем являющиеся нейтральными. Но некоторые предлоги стилистически отмечены. Некоторые трудности возникают при употреблении синонимичных предлогов.

ДЗ: местоимения, глаголы, служебные части речи.


19 сентября.

Синтаксис – уровень языковой системы, единицы которого состоят из слов, а также наука об этом уровне. Основная синтаксическая единица – предложение.

1. Синтаксис простого не осложненного предложения

a. Специфика употребления подлежащего и сказуемого

b. Активная или пассивная конструкция

Государство гарантирует равенство прав граждан (Субъект совпадает с подлежащим, активная конструкция).

Равенство прав граждан гарантируется государством (Субъект является дополнением; пассивная конструкция, присуща книжной речи).

c. Утвердительная или отрицательная конструкция (специалисты отмечают, что их следует вводить в текст с особой осторожностью, потому что конструкция с отрицанием воспринимается дольше, чем без отрицания)

d. Неполными являются предложения, в которых отсутствуют грамматически необходимые компоненты: главные члены предложения, а также те неглавные, необходимость которых обусловлена теми компонентами, которые имеются. Используются, чтобы создать иллюзию естественности речи, ее спонтанности. Виды: контекстуальная (в предложении пропущено слово, которое употреблялось в предшествующем тексте (Все в восторге от тебя; А ты – от Мэйбилин!)), ситуативная (пропущенное слово восстанавливается из ситуации), эллиптическая (безглагольные конструкции, пропущенный компонент которых восстанавливается без опоры на контекст или ситуацию). Неполные конструкции делают текст более динамичным. «Смех, слезы. А ваша тушь сможет выдержать такое? Стойкая – хоть смейся. Стойкая – хоть плачь»

Словопорядок.

Существуют два типа новостей: «жесткая новость» и «мягкая». Жесткая новость строится по схеме «когда?», «где?», «кто?», «что делает?». В остальных предложениях словопорядок определяется актуальным членением предложения, которое зависит от контекста, от коммуникативного задания. Актуальное членение предложения – это его деление на тему и рема. Тема – известное высказывание, то, что, так или иначе, упоминалось раньше. Рема – новая информация, то, ради чего создается высказывание. В письменном тексте тема должна предшествовать реме. «Весной особенно хочется драйва и ярких впечатлений. Стильный городской седан дарит подлинно спортивные ощущения водителю».

В разговорной речи – сначала рема, потом тема. «Великая вещь – свобода».

Нарушение нормативного словопорядка в некоторых случаях придается высказыванию эмоциональность, экспрессивность.

 

Простое осложненное предложение.

Осложнители:

1. Конструкция с однородными членами

Уважаемые жители и гости нашего города! Хорошо ли вы знакомы с Челябинском? Можете ли вы похвастаться осведомленностью о культуре жемчужины Южного Урала? Как часто вам приходится задаваться вопросом «А что я знаю о Челябинске? Каков для меня облик Южно-Уральской столицы, и с какими местами и достопримечательностями он ассоциируется?» Туристическое агентство «Верблюд» радо пригласить вас поучаствовать в автобусной экскурсии, в ходе которой вас ждет знакомство с иконами культуры Челябинска, его богатой историей и живописной архитектурой. В ходе поездки вас ждут такие достопримечательности города, как сеть магазинов «Молния», святыня экологии Челябинской области – река Миасс, готовящееся к открытию метро Челябинска, какая-нибудь классная улица и многое, многое другое. Ждем вас в любое время, двери культуры Челябинска всегда открыты вам.

2. Причастный и деепричастный обороты

Они свойственны книжной речи. Их не рекомендуется употреблять в текстах, стилизованных под разговорные высказывания.

3. Вводные конструкции

Они выражают отношение говорящего к предмету речи или высказыванию. Большинство из них стилистически нейтральны: «может быть», «во-первых» и т.п. – но часть из них стилистически маркированы: «к глубокому прискорбию», «по всей вероятности», «видать», «знать» и т.д.

4. Обращение

Помогает выразить свое отношение к миру.

Чужая речь.

Проблема взаимодействия разных личностных взаимодействующих начал была выявлена Бахтиным в коне 20-х годов 20-го века. Проблема прямой речи получила резонанс в 50-60-х годах, когда были впервые изданы и переизданы труды Бахтина. До сих пор одним из лучших остается анализ прямой речи, сделанный Волошиным, «Марксизм и философия языка».

С точки зрения грамматики под чужой речью понимается речь, не принадлежащая говорящему, а лишь воспроизведенная им с возможным указанием на цель, источник и ситуацию, в которой она реализовалась. Важность взаимодействия своего и чужого в высказывании трудно переоценить. Это взаимодействие имеет далеко идущие последствия для разных аспектов языка, стимулирует такие процессы как образование оценочных смыслов, монтаж синтаксических конструкций на базе цитации, преобразование объективной информации в субъективную и так далее. Проблема чужой речи особенно актуальна для текстов СМИ, потому что медиатексты всегда вторичны, они отражают уже существующие тексты как письменные, так и устные.

Спиши лекцию


 

Фокус внимания перемещается в сторону того, кто включает чужую речь в собственное высказывание.

Косвенная речь – это сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В конструкциях с косвенной речью чужая речь часто утрачивает свою оригинальность и самоценность. При переходе прямой речи в косвенную изменяются лицо, наклонение, словопорядок, исчезают модальные частицы, междометия, трансформируется субъективный план. Косвенная речь – это не собственно чужая речь, а сообщение о содержании чужой речи, которая выступает в качестве предмета анализа

Примеры прямой и косвенной речи

МИЛОСЕРДНЫЕ СЛУГИ БОЖЬИ, судьи! Старый рабочий, потрепанный концлагерями и, слесарь Семенов

 

Этот самый оратор категорически отказался хоть как-то прокомментировать насущный вопрос о долговременной задержке заработная плата.

Обоятельнейший, так запавший мне в душу Докладчик буквально в двух словах доказал когда-то казавшуюся мне сомнительной перспективность этой экономической модели столь убедительным примером, что я убедился.

 

Фигуры – обороты речи, выражающие эмоциональное состояние говорящего:

1. Фонетические (выразительная, звукоподражательная функции)

a. Аллитерация (шелест шелкового шнурка)

b. Ассонация

2. Графические

a. Палиндром (одинаковое чтение слева направо и справа налево)

b. Акростих

c. Капитализация

3. Фигуры прибавления – представляют собой повторы различных единиц, основная функция которых – демонстрация сильного и продолжительного чувства.

a. Анафора – повторение единоначатия. Демонстрирует уверенность и оптимизм.

b. Эпифора – повтор слов в конце смежных отрезков речи. Передает уверенность, отражает неизбежность

c. Стык – повторяются слова на границах смежных отрезков речи внутри предложения.

d. Кольцо – повторение слова в начале и конце.

e. Пиазм – фигура, в которой повторяются два элемента, при чем при повторе они располагаются в обратном порядке.

f. Многосоюзие

g. Гонеология – повтор морфем (суперскидка на супертелефон)

h. Деменация – двукратное или трехкратное повторение слова

i. Синтаксический параллелизм - повтор однотипных синтаксических конструкций

j. Период – развернутое построение, которое распадается на две части: группу придаточных или однородных членов и простое предложение, между ними – пауза.

4. Фигуры убавления – основаны на пропуске элементов, делают речь более энергичной, создавая впечатление, что говорящий хочет перейти от слов к делу. Часто используются в газетных заголовках.

a. Эллипсис – пропуск подразумеваемых элементов в предложении.

b. Зевгма – ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член предложения, а в других – пропущен

c. Апосиопезис – внезапный обрыв высказывания.

d. Прозеопезис – отсутствие отрезка речи, предшествующего высказыванию.

e. Бессоюзие

5. Размещение и перестановка

a. Инверсия

b. Парцелляция

c. Вставка

Найти примеры


 

Языковая игра

Языковая игра – сознательное нарушение языковых норм, правил речевого общения, а также искажение речевых клише с целью придания сообщению большей экспрессивной силы. Совершается осознанно, что отличает языковую игру от речевой ошибки.

Функции

1. Привлечь внимание

2. Доставить удовольствие
Адресату приходится прикладывать некоторые усилия, чтобы установить какое правило и зачем нарушено. Такого рода дешифровка текста способна доставить адресату определенные интеллектуальные удовольствия. Наибольшее удовольствие доставляют те приемы, на основании которых создаются остроумные высказывания, придающие тексту эстетическую ценность.
Положительные свойства:

a) повышение самооценки получателя, сумевшего понять и оценить языковую игру, и это приятное чувство может привести человека к решению, которого добивается отправитель сообщения;

b) понравившуюся остроту стремятся рассказать другим, а это важно для расширения целевой аудитории;

c) обойти критику;

d) осуществляет компрессию смысла, «сжимает»

Игровые техники:

1. Игровая фонетика

2. Игровая графика

3. Игровая морфология

4. Игровое словообразование

5. Игровая семантика – нарушение правил сочетаемости слов

6. Игра на многозначности

7. Игра на омонимии

8. Игра на пианино фразеологизмах

9. Игра на уровне речевого жанра

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...