№
п/п
| Виды учебных занятий
| Кол-во часов
| Тема и учебные вопросы
| Материальное обеспечение
| Задание на самостоятельную работу
|
литература
| время
|
| 1 семестр
|
| Раздел «Общая психология»
|
|
|
| Тема. 1 Психология как наука.
|
|
|
|
|
Занятие 1
Лекция
|
| Психология как наука. История развития психологии
1. Общая характеристика психологии как науки.
2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3
|
|
| Занятие 2
Лекция
|
| Современная психология, ее задачи и место в системе наук
1. Современные представления о предмете психологии.
2. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
3. Взаимосвязь психологии с другими науками
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3
|
|
| Занятие 3
Семинар
|
| Место и роль психологической науки в системе общечеловеческого знания
1. Определение предмета и объекта психологии, как науки.
2. Современные представления о предмете психологии и ее методах.
3. Житейские и научные психологические знания
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7
|
|
|
|
| Тема 2. Происхождение психики и сознания
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Зарождение и эволюция психики. Происхождение сознания.
1. Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.
2. Теории развития психики в филогенезе и онтогенезе
3. Сознание как психический процесс.
|
слайды,
выставка
литературы.
| 1-3, 6, 9, 20
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Сознательные и бессознательные явления в психологии.
1. Сознание как психический процесс.
2. Неосознаваемые явления в психике, их классификация
3. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.
|
слайды,
выставка
литературы.
| 1-3, 13, 17
|
|
|
|
| Тема 3. Психические познавательные процессы
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология ощущений и восприятий
1.Общая характеристика познавательной деятельности
2. Психология ощущений
3. Психология восприятий
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 10, 13, 14, 18
|
|
| Занятие 2
Лекция
|
| Психология представления и воображения
1. Место представления в структуре познавательной деятельности.
2. Сущность воображения и его критерии.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6, 13
|
|
| Занятие 3
Лекция
|
| Психология памяти. Психология внимания
1. Общее представление о памяти.
2. Основные виды и процессы памяти
3. Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями и процессами.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 14
|
|
| Занятие 4
Семинар
|
| Характеристика познавательной сферы человека
1. Сущность познавательной деятельности. Ее отличие от других видов деятельности человека.
2. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности.
3. Психология представления и воображения.
4. Психология памяти
5. Психология внимания
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6, 13, 14, 18
|
|
| Занятие 5
Лекция
|
| Психология мышления и речи
1. Психология мышления
2. Психологический анализ речи
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5, 7, 10, 17
|
|
| Занятие 6
Семинар
|
| Соотношение мышления и речи. Взаимосвязь восприятия и мышления в онтогенезе
1. Мышление как познавательный процесс
2. Развитие мышления в онтогенезе
3. Мышление и речь
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7, 10, 17, 19
|
|
|
|
| Тема 4. Внутренняя регуляция поведения и деятельности.
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Характеристика эмоционально-волевой сферы.
1. Общая характеристика психологии эмоций.
2. Виды эмоциональных явлений
3. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции в психологии.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 11,13, 16
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Основные подходы к исследованию эмоционально-волевой сферы человека.
1. Внутренняя регуляция деятельности. Психология эмоций
2. Внутренняя регуляция деятельности. Психология воли
3. Основные подходы к исследованию эмоционально волевой сферы человека
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 11,13, 16
|
|
|
|
| Тема 5. Психология мотивационно-потребностной сферы человека.
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология мотивационно-потребностной сферы человека.
1. Общая организация мотивационно-потребностной сферы человека
2. Понятие и виды потребностей.
3. Соотношение биологического и социального уровней мотивации.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 16
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Содержание потребности и мотива в психологической науке.
1. Психология потребностей
2. Мотивы и мотивация
3. Мотивация и деятельность
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 16
|
|
|
|
| Тема № 6. Психология темперамента и характера
|
|
|
|
| Занятие 1Лекция
|
| Проблема темперамента и характера в психологии. Психология способностей.
1. Темперамент, как совокупность психодинамических свойств человека.
2. Проблема характера в психологии. Соотношение темперамента и характера
3. Понятие способностей и их виды
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 14
|
|
| Занятие 2Семинар
|
| Психологическое содержание темперамента и характера в отечественных и зарубежных школах психологии.
1. История изучение темперамента в отечественных и зарубежных школах психологии
2. Характерологические модели в психологии
3. Понятие акцентуации характера.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 14
|
|
| Занятие 3
Практическое занятие
|
| Исследование темперамента и характера в психологии.
1. Методы изучения типов темперамента.
2. Методы исследования характера
3. Исследование типов акцентуаций характера
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 14
|
|
|
|
| Тема 7. Проблема ценностей в психологии
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Ценностные ориентации и направленность личности
1. Понятие ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека.
2. Направленность личности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 13, 14
|
|
|
| | Экзамен
|
| 1-20
|
|
| 2 семестр
|
| Раздел «Психология личности»
|
|
|
| Тема 1. Психология личности как наука
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Введение в психологию личности
1. Психология личности как отрасль психологической науки
2. Общее понятие о личности в психологии.
3. Человек. Индивид. Личность.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Проблема личности в науках о человеке.
1. Личность как объект междисциплинарных исследований
2. Подходы к пониманию личности в психологии
3. Пути развития современной психологии личности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5,7
|
|
|
|
| Тема 2. Психология индивидуальности
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности.
1. Понятие индивидуальности в психологии
2. Индивидуальные свойства и их виды
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7
|
|
| Занятие 2
Практическое занятие
|
| Изучение индивидуально-психологических особенностей личности.
1. Основные подходы к эмпирическому исследованию личности в психологии.
2. Личностные вопросники и корреляционные исследования (опросник Кеттела, опросник Айзенка, опросник К.Леонгарда и др.).
3. Принцип проекции и основные проективные методы.
4. Методика исследования личности «дом-дерево-человек» Дж. Бука
5. Методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7
|
|
|
|
| Тема 3. Теории личности в зарубежной психологии.
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психоанализ и его развитие.
1. Изучение личности в психоанализе З. Фрейда.
2. Понимание личности в неопсихоанализе (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8,9,13
|
|
| Занятие 2
Практическое занятие
|
| Исследование механизмов психологической защиты
1. Психологические защитные механизмы и их значение в развитии личности
2. Методы исследования защитных механизмов
- Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко
- Диагностика типологий психологической защиты (Р Плутчик)
|
слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8,9,13
|
|
| Занятие 3
Лекция
|
| Поведенческое направление в психологии личности.
1. Понимание личности в бихевиоризме. Личность как продукт научения.
2. Социальное направление в поведенческом направлении.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8,9,13
|
|
| Занятие 4
Лекция
|
| Подходы к изучению личности в гуманистической психологии.
1. Понимание личности в гуманистической психологии
2. Самоактуализация как движущая сила развития личности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8,9,13
|
|
| Занятие 5
Семинар
|
| Формирование представлений о личности в гуманистическом подходе
1. «Мотивационное» направление в гуманистической психологии (А. Маслоу)
2. Клиент-центрированный подход К. Роджерса.
3. Проблема смысла жизни в трудах В.Франкла
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8,9,13
|
|
| Занятие 6
Семинар
|
| Подходы к пониманию личности в зарубежной психологии.
1. Психодинамическое направление в психологии личности
2. Особенности понимания личности в поведенческом направлении
3. Проблема самоактуализации личности в трудах гуманистических психологов
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8,9,13
|
|
|
|
| Тема 4. Отечественная психология личности.
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Подходы к пониманию личности в отечественной психологии
1. Деятельностный подход в психологии личности (С. Рубинштейн, А. Леонтьев)
2. Понимание личности в трудах Л.С. Выготского.
3. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 10-12
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Особенности изучения личности в отечественной психологии.
1. Личность и деятельность
2. Культурно-исторический подход в психологии личности
3. Современные представления о личности в отечественной психологии
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 10-12
|
|
|
|
| Тема 5. Проблема соотношения биологического и социального в личности
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Соотношение биологического и социального в личности
1. Среда и наследственность как движущие силы развития личности
2. Проблема социально-типического в личности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7,11-12
|
|
| Занятие 2
Практическое занятие
|
| Исследование психологических типов личности
1. Методика определения типа личности и вероятностных расстройств Д.Ж. Олдхем и Л. Моррис
2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7,11-12
|
|
|
|
| Тема 6. Идентичность личности и формирование Я-концепции
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Понятие Я – концепции и ее развитие. Половая и гендерная идентичность.
1. Понятие и структура Я-концепции
2. Понятие идентичности в психологии. Виды идентичности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8, 11-12
|
|
| Занятие 2
Практическое занятие
|
| Исследование Я-концепции
- Методика Кемпбелла
- Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн
- Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
- Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8, 11-12
|
|
37.
|
|
| Тема 7. Проблема психического здоровья личности
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психическое здоровье личности. Уровни развития личности с точки зрения психического здоровья
1. Понятие психической нормы
2. Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Представление о психическом здоровье личности, о степени и характере нарушенности личности в психологии.
- Исторические и современные подходы к понятию психическая норма
- Соотношение понятий психическая норма и психическое здоровье
- Невротический и психотический уровни психических нарушений
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6
|
|
|
|
| Зачет с оценкой
|
| 1-12
|
|
| 3 семестр
|
|
| Раздел «Социальная психология»
|
|
|
|
| Тема 1. Социальная психология как наука
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Социальная психология как наука
- Предмет и задачи социальной психологии
- Теоретические и практические задачи социальной психологии
- Современное состояние социальной психологии
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 8
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Место социальной психологии в системе научного знания
- История возникновения социальной психологии
- Теоретические и прикладные проблемы социальной психологии
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 8
|
|
|
|
| Тема 2. Проблема общения в социальной психологии
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Общение как социально-психологический феномен
- Понятие общения в социальной психологии
- Виды и функции общения
- Основные стороны общения
| слайды,
выставка
литературы
|
|
|
43.
| Занятие 2
Семинар
|
| Проблема общения в социальной психологии
- Значение общения в жизни личности и общества.
- Общение как коммуникация
- Общение как интеракция
- Общение как социальная перцепция
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 5,7,8
|
|
44.
| Занятие 3
Практическое занятие
|
| Тренинг коммуникативной компетентности
Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики
- Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
- Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И. Уманский.И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин,А. С. Чернышев и др.)
- Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)
- Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 5,7,8
|
|
|
|
| Тема 3. Проблема групп в социальной психологии
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Проблема групп в социальной психологии
- Понятие социальной группы, ее основные характеристики
- Классификация групп, изучаемых социальной психологией
- Психологические аспекты больших групп
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3,7,8
|
|
46.
| Занятие 2
Семинар
|
| Проблема исследования социальных групп в психологии
- Задачи исследования психологии массовых социальных процессов на современном этапе общественного развития.
- Методы исследования психологического воздействия в больших группах
- Механизмы воздействия людей друг на друга: заражение, внушение, подражание.
- Психология этоногрупп
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3,7,8
|
|
| Занятие 3
Лекция
|
| Психология малой группы
- Понятие "малой группы" в социальной психологии
- Классификация малых групп.
- Структура малой группы
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 6-8
|
|
| Занятие 4
Лекция
|
| Лидерство и руководство в малой группе
- Отличительные особенности "руководства" от "лидерства"
- Лидерство как феномен группового развития
3. Стили руководства. Их характеристика и особенности.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3,6-8
|
|
| Занятие 5
Семинар
|
| Психологические теории и концепции малых групп
- Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной психологии.
- Основные теоретические подходы к изучению малых групп в отечественной психологии.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3,6,7,8
|
|
| Занятие 6
Практическое занятие
|
| Исследование структуры и динамики малой группы
1. Понятие групповой динамики и ее исследование.
2. Методы изучения структуры группы
3. Диагностика уровня развития малой группы
4. Изучение сплоченности группы
5. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)
6. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3,6,7,8
|
|
|
|
| Тема 4. Психология межличностных конфликтов
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология межличностных конфликтов
- Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов.
- Структура и динамика конфликтов.
- Функции конфликта.
- Характеристика исходов конфликта.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 4,7,8
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Исследование конфликтов в социальной психологии
- Теории конфликтов в социальной психологии
- Особенности конфликтов в больших и малых группах
- Способы разрешения конфликтов.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 4,7,8
|
|
| Занятие 3
Практическое занятие
|
| Способы управления конфликтами и методы их разрешения.
1. Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации (М. Томас)
2. Определение уровня конфликтоустойчивости
3. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 4,7,8
|
|
|
|
| Тема 5. Проблема личности в социальной психологии
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Проблема личности в социальной психологии
- Понятие личности в социальной психологии.
- Социализация и адаптация личности
- Социальная установка личности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Социальная психология личности
- Специфика социально-психологической проблематики личности
- Содержание процесса социализации
- Соотношение понятий установки в социальной и общей психологии
| слайды,
выставка
литературы
| 1-2, 3
|
|
|
| | Экзамен
|
| 1-8
|
|
| 4 семестр
|
| Раздел «Психология развития»
|
|
|
| Тема 1. Психология развития как отрасль психологической науки.
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология развития как отрасль психологической науки.
1. Предмет и задачи психологии развития.
2. Понятие возраста. Особенности и специфика понимания возраста в психологии.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Периодизация психического развития человека.
1. Возрастная и функциональная периодизация психического развития.
2. Проблема периодизации психического развития в современной психологии
3. Критерии периодизации возрастного развития.
4. Стадиальность психического развития
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5,9
|
|
|
|
| Тема 2. Концепции психического развития в психологии
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Концепции развития психики в зарубежной психологии
1. Понятие движущих сил и источников развития в зарубежной психологии
2. Психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистический подходы к психическому развитию.
|
|
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Подход к проблеме психического развития в психоанализе
1. Закономерности и движущие силы психического развития в психоанализе
2. Периодизация развития личности по З. Фрейду.
3. Основные понятия в эпигенетической концепции Э.Эриксона.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3,9
|
|
| Занятие 3
Семинар
|
| Когнитивные теории психического развития
1. Психологические концепции интеллектуального развития
2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже
3. Эгоцентризм и стадии интеллектуального развития ребенка по Ж.Пиаже.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3,9
|
|
| Занятие 4
Лекция
|
| Подход к проблеме психического развития в отечественной психологии
1. Культурно-исторический подход к проблеме психического развития в трудах Л.С. Выготского
2. Деятельностный подход к психическому развитию
3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5,9,13,14
|
|
| Занятие 5
Семинар
|
| Психология развития в трудах отечественных психологов
1. Теоретическое и практическое значение для психологии развития культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
2. Проблема соотношения обучения и развития
3. Роль деятельности в психическом развитии человека
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5, 9, 13,14
|
|
|
|
| Тема 3. Младенчество и раннее детство
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психологическая характеристика младенчества и раннего детского возраста
- Переход от пренатального к постнатальному развитию
2. Психофизиологические и психологические особенности младенца.
3. Понимания кризиса возрастного развития в психологии и особенности протекания кризиса 1-го года.
4. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве.
5. Психологическая характеристика кризиса 3-х лет.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 9,10
|
|
|
|
| Тема 4. Дошкольный возраст
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психологическая характеристика дошкольного возраста
- Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте
- Роль игры как ведущей деятельности дошкольника.
- Психологическая готовность к школьному обучению
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7,9-11
|
|
| Занятие 2
Практическое занятие
|
| Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.
Задания:
1. Проблема диагностики психологической готовности детей к школьному обучению
2. Методика определения доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.
3. Методика определения у старших дошкольников «внутренней позиции школьника».
4. Методика диагностики реальных психических возможностей ребенка (Экспресс-диагностика познавательных процессов).
5. Методика определения родительских оценок и притязаний дошкольника.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 7,9-11
|
|
|
|
| Тема 5. Младший школьный возраст
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психическое развитие в младшем школьном возрасте
1. Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
2. Психологические особенности начального этапа обучения. Учебная деятельность как ведущая.
3. Особая роль младшего школьного возраста в интеллектуальном развитии человека.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8-11
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
1. Личностные особенности детей в младшем школьном возрасте.
2. Изменение социального положения ребенка с его поступлением в школу.
3. Усвоение правил общения и норм поведения в коллективе.
4. Освоение системы прав и обязанностей.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8-11
|
|
|
|
| Тема 6. Подростковый и юношеский возраст
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология подросткового возраста
1. Психофизиологическое развитие подростка.
2. Личность подростка. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.
3. Общая социально-психологическая характеристика юности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,9,11
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте
1. Сущность и содержание пубертатного кризиса.
2. Особенности развития личности подростка.
3. Социально-психологические проблемы подросткового возраста и пути их преодоления.
4. Специфика самоопределения в юношеском возрасте.
5. Особенности развития личности в юношеском возрасте.
6. Проблема профессионального самоопределения
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,9,11
|
|
|
|
| Тема 7. Молодость и возрастная зрелость
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психологическая характеристика молодости
1. Развитие личности в период молодости.
2. Социальные роли и процесс адаптации к ним в период молодости.
3. Динамика институтов социализации личности при переходе к взрослости.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 9, 11
|
|
| Занятие 2
Лекция
|
| Возрастная зрелость и ее психологическое содержание
1. Возрастные периоды взрослости и их социально-психологическая характеристика.
2. Зрелость и психологический возраст. Критерии психологической зрелости.
3. Кризис середины жизни.
4. Психология поздней зрелости
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 9-12
|
|
| Занятие 3
Семинар
|
| Психологические особенности и возрастные кризисы взрослости
1. Общие условия психического развития взрослого человека.
2. Психологическая характеристика кризисов зрелого возраста.
3. Кризис 30-ти лет и проблема смысла жизни.
4. Кризис середины жизни и кризис идентичности у лиц зрелого возраста.
5. Пути преодоления кризисов в зрелом возрасте и старости.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 9-12
|
|
|
|
| Зачет с оценкой
|
| 1-13
|
|
| 5 семестр
|
| Раздел «Педагогическая психология»
|
|
|
| Тема 1. Педагогическая психология как наука
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
1. Предмет педагогической психологии
2. Основные категории педагогической психологии.
3. Методы исследования педагогической психологии
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3
|
|
| |
| Тема 2. Психология образования
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Образование в современном мире и его психологические проблемы.
- Образование как глобальный объект педагогической психологии
- Общая характеристика субъектов в образовательном процессе
- Основные тенденции современного образования
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 8
|
|
|
|
| Тема 3. Психология обучения
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Процесс обучения как предмет изучения в педагогической психологии
1. Понятие об обучении в педагогической психологии.
2. Соотношение обучения и психического развития
3. Современные психологические теории учения (обучения)
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5, 8
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Сравнительный анализ концептуальных подходов к обучению в педагогической психологии
1. Деятельностная теория учения.
2. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.
3. Теория поэтапного формирования умственных действий
4. Бихевиористские теории научения Э. Торндайка, Д. Уотсона, Б. Скиннера и др.
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 5, 8
|
|
|
|
| Тема 4. Психология личности обучаемого
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология личности обучаемого
1. Развитие личности в процессе обучения
2. Психологические закономерности развития познавательных процессов в ситуациях обучения
3. Психология учебной мотивации
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,10
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Учет психологических особенностей обучаемых в процессе обучения
1. Общая характеристика свойств психики и качеств личности обучаемых на разных возрастных этапах
2. Понятие обучаемость. Психические свойства, определяющие обучаемость. Показатели обучаемости
3. Психологические особенности современных детей и подростков и их учет в процессе обучения
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,10
|
|
|
|
| Тема 5. Психология воспитания
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психологические подходы к пониманию воспитания
1. Основные понятия психологии воспитания
2. Биологический и социальный факторы воспитания. Законы высшей нервной деятельности в воспитании
3. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,10
|
|
| Занятие 2
Семинар
|
| Особенности воспитания на разных возрастных этапах
1. Психологические особенности воспитания в дошкольном возрасте
2. Психологические особенности воспитания в школьном возрасте
3. Кризисы развития и проблемы воспитания
4. Показатели и критерии воспитанности личности
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,10
|
|
|
|
| Тема 6. Психология личности педагога
|
|
|
|
| Занятие 1
Лекция
|
| Психология личности педагога
1. Индивидуально-типологические особенности учителя, воспитателя и их значение в профессиональной деятельности
2. Профессионально-значимые качества учителя, воспитателя
3. Психологические требования к личности педагога
| слайды,
выставка
литературы
| 1-3, 6,10
|
|
|
|