Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа на уровне духовности




Чем глубже работа, тем все менее четкими становятся межуровневые границы. Можно ли затронуть ценности, оставив в стороне «Я»? Можно ли прикоснуться к «Я» и не всколыхнуть уровень духовности? Можно ли при этом оставить в неприкосновенности убеждения? Наверное, это сложно.

· Остается надеяться, что мы отадаем себе отчет, на каком уровне мы сейчас работаем — в основном. И предусматриваем возможные изменения на уровнях остальных. Потому что небольшое изменение на старшем уровне ведет к изменениям на всех нижележещих уровнях. И изменения эти тем значительнее, чем ниже уровень. Новое понимание своих возможностей даст новое поведение и изменения в отношении окружающих. А поправки на уровне «Я» неминуемо изменят убеждения, расширят или сузят рамки возможного, повлияют на поведение и, уж конечно, на реакцию окружения.

Итак, уровень духовности. Или «лучшего «Я». Или того, что «больше, чем я». По сути, когда мы говорили об осмысленности жизни, как об одном из трех условий благополучия «Я», мы говорили именно об этом — о чувстве принадлежности человека к чему-то большему, чем он сам. Когда на уровне «Я» мы затрагиваем проблему смысла и цели жизни, когда мы говорим уже не просто о благополучии человека, а о благополучии для чего-то или кого-то — вот тогда мы и входим в границы уровня духовности.

· Сам уровень, как мы уже писали, гораздо шире и, в основном, относится не только к психологии. Но вот эта его часть — наша. Психологическая.

Итак, для ощущения осмысленности и достоинства своей жизни, человеку нужно его собственное «зачем». Зачем я живу? Зачем я в этом мире. Зачем весь этот мир, и каково мое место в нем?

· И если ответа нет, человек живет — в лучшем случае нормально. А не «хорошо». В тяжелом случае отсутствие такого ответа приводит к депрессии и суицидальным настроениям. В случае обычном — дает чувство пустоты жизни.

Вряд ли мы, психологи, найдем глобально приемлемый ответ на этот вопрос. Но вот помочь человеку найти свое личное «зачем» — это мы можем. Но — найти лично его, клиента, а не наше, психолога. Мы можем подвести-подсказать, что такой вопрос — не праздный, и от своего ответа на него в жизни клиента много чего зависит. Мы можем подтолкнуть к размышлениям на эту тему, если клиент до нас не задумывался или просто раз за разом отбрасывал эту мысль, как непродуктивную: «Жив-здоров, зарплата хорошая, чего еще надо?». А вот подсказать ответ мы — не можем.

· Хотя можем задавать углубляющие размышления вопросы, если варианты ответа откровенно глупые, то есть — не с этого уровня. «Живу, чтобы машину купить» — это, конечно ответ. А что потом, когда машина будет? Можно перестать жить?

Мы можем подвести клиента (если дело до этого дошло), что лично для него вопрос «зачем» — имеет исключительно практическое значение, и уже будучи всерьез заданным, может изрядно изменить жизнь. А может быть, окажется (с нашей помощью), что человек уже давно знает ответ на этот вопрос. Про себя. В глубине души. Но живет — не так.

· А в другую сторону. Или просто «абы как».

А от этого «не так» страдают и самоуважение, и самопринятие. И, уже дальше, ценности, убеждения, вера в свои возможности, поведение и окружение. Словом, «не так» оказывается — все. Или почти все.

· Когда понимание того, что жизнь идет «не так» по большому счету, приходит к человеку само, и ответа на вопросы «что делать?» и «зачем?» никак найти не удается, основатель логотерапии — терапии смыслом жизни — Виктор Франкл говорит о наступлении «экзистенциального кризиса».

Наша работа — работа психолога — в этой ситуации не заключается в поиске конкретного улучшения здесь и сейчас (это можно делать в поддерживающих целях, когда изменения уже начались, и делается это обычно в группе). Мы работаем на то, чтобы наличие и остроту своего «зачем я живу» человек — осознал, соприкоснулся с вариантами ответов — разными вариантами, научился различать мелочи и смыслообразующие моменты жизни и задумался над, быть может, главным содержанием идеи смысла жизни: если есть «зачем», можно вынести любое «как». И начал свою жизнь менять: либо в поисках осмысленности (что само по себе задает смысл и цель на некоторое время), либо уже в сторону осмысленности найденной.

· Дети, дело, вера, добро, построить дом, посадить дерево, оставить добрую память, принести кому-то пользу, радость, любовь, позаботиться, передать знание и мастерство… чтобы жизнь не прошла зря, в общем.

Если мы вспомним возрастные кризисы по Эриксону, то последний кризис — кризис отчаяния или эго-интеграции как раз связан с обращением человека к прошедшей жизни. И если она прошла со смыслом, человек спокоен и радостен. А если нет… Пожалуй, отчаяние по Эриксону и «экзистенциальный кризис» по Франклу — это об одном и том же.

· Только наступить он может гораздо раньше, чем старость. Первые «звонки» раздаются уже в 24-27 лет. А потом в 30-33, 40-45 и т.д.

Итак, схема. (Если можно говорить о схеме в этом случае).

— Выясняем, что работа предстоит именно на границе «Я» и духовности.

— Создаем почву для неслучайных, глубоких размышлений о «зачем» и смысле жизни, как о практически (а не только философско-теоретически) важном деле. Демонстрируем значимость таких размышлений с практической точки зрения — для реальной жизни. (Особую роль здесь играют вопросы. Те самые вопросы из серии: зачем, для чего, если это есть — то что дальше, с какой целью и т.д. Предлагаем задуматься над тем, что в жизни клиента имеет смысл помимо него самого: если убрать все то, что направлено на обслуживание самого себя, то что остается?)

— Рассказываем о неслучайно живущих или проживших людях, стараясь давать разные примеры. Метафоры, притчи, рассказы, истории — здесь все годится.

— Если клиент погружен в размышления, то, возможно, пока и достаточно.

— Если клиент соприкоснулся с чем-то важным для себя, нашел в своей собственной жизни то, что важно именно для него — помогаем понять, как именно такая, так осмысленная жизнь будет выглядеть на практике. То есть от глобального «зачем» помогаем перейти к конструктивному «что делать?».

— Переходим к работе на нижележащих уровнях. Потому что одной работы на уровне духовности не достаточно. Каким бы ни было озарение, его надо еще «привязать» к объективной реальности. Потому что иначе следующий кризис будет еще тяжелее, а резервных уровней для работы у нас уже не останется.

Технически все это может делаться по-разному. На этот уровень работы сориентированы и логотерапия, и экзистенциальная терапия (в том числе гипнотерапия), и (как обычно) ряд техник НЛП.

· Есть и другие.

Техникам этим можно (и нужно) учиться профессионально. И при этом хорошо помнить, что браться за работу на уровне духовности стоит в крайнем случае.

· Особенно в начале профессиональной карьеры.

Изменения на этом уровне могут поменять очень и очень многое. И поменять не всегда предсказуемо. (То есть неумелые изменения могут создать человеку куда большие проблемы, чем до этого были. Особенно если проблемы были на других уровнях). Изменения на этом уровне требуют очень высокой компетентности и опыта от психолога. Изменения на этом уровне очень и очень трудоемки, то есть — в разных смыслах слова — дорогостоящи. И, наконец, это последний наш оплот, к которому мы обращаемся, отсюда отступать уже некуда. Вряд ли стоит разменивать его на мелочи.

Поэтому браться за такую работу стоит тогда, когда все усилия на уровнях других не принесли качественного результата.

· Принцип достаточности! Чем ниже уровень, на котором нужен результат, тем легче он достигается. То есть приемлемый результат не должен обойтись клиенту заметно дороже, чем он стоит на самом деле. И речь не о деньгах.

Кстати, этот принцип относится ко всей схеме коррекционной работы. Если мы не знаем точно, на каком уровне нам работать («они плохие», «у меня нет необходимого навыка поведения», «я не смогу», «так нельзя и плохо», «нет благополучия» или «в чем смысл жизни»), если точно распознать уровень не удается — беремся с низшего и, если результат недостаточен, подключаем все более высокие. До тех пор, пока результат не окажется приемлемым. Клиенту.

· И еще чуть-чуть.

«Делать из клиента человека» по полной программе, если он обратился за помощью в развитии, скажем, навыка знакомиться с девушками (или юношами), вряд ли стоит.

· Да и не получится: где нет собственной мотивации клиента, там и нам делать нечего. Работа на каждом последующем уровне все более затратна для клиента, поэтому нужна все более сильная его собственноая мотивация. Клиент получит только то, что хочет. Что хочет сам. Глубокое понимание этой мысли убережет нас от ошибок и, что немаловажно, от самообвинений.

Клиент живет сам. К нам он пришел за помощью в том месте своей жизни, с которым по разным причинам самостоятельно не справился. Мы помогаем справиться и — предоставляем человеку жить дальше. Мы не учим жить. Мы жить — помогаем.

Резюме

Коррекционная работа (если очевидна ее необходимость после прохождения предыдущих шагов консультирования) строится по уровням. Это уровни окружения, поведения, способностей, убеждений, «Я» и духовности.

Работа на уровне окружения связана с воздействием на окружение, сменой окружения, предоставлением окружения альтернативного.

Работа на уровне поведения помогает овладеть необходимым для достижения результата навыком.

Работа на уровне способностей позволяет человеку поверить в возможность овладеть и использовать то или иное поведение.

Работа на уровне убеждений изменяет дезадаптивные установки на более реалистические и помогает согласовать эти изменения с жизнью.

Работа на уровне «Я» ориентирована на возвращение человеку утраченного ощущения собственного благополучия в масштабе жизни и связана с любовью к себе, самоуважением и осмысленностью.

Психологическая работа на уровне духовности рассматривает именно особенности «смысла жизни» для конкретного человека (клиента) и позволяет согласовать его жизнь на всех остальных уровнях с этими высшими приоритетами.

Коррекционная работа ориентирована на достижение согласованного с клиентом результата и может проводиться на том же уровне, на каком заявлен результат плюс-минус один уровень (как правило).

Принцип достаточности при этом заключается в том, чтобы не затрагивать вышестоящие уровни без непосредственной необходимости.

Завершение

По завершении коррекционной работы нам нужно еще кое-что сделать.

Во-первых, мы убеждаемся, что заявленный и скорректированный по ходу работы результат действительно достигнут.

· И это не только наше «видение», а переживается, ощущается и осознается самим клиентом — в его жизни произошли реальные изменения. Которые можно увидеть-услышать-почувствовать.

Во-вторых, мы убеждаемся, что клиент отдает себе отчет в том, что ему делать дальше. Мы можем вместе сформировать следующий результат и путь к нему, дать «последнее домашнее задание», подробно расспросить клиента, что он собирается делать, как строить отношения и вообще жизнь в ближайшее время.

· А еще мы убеждаемся, что клиент понимает, что он — будет что-то делать. Что наша работа закончена, но его — продолжается.

В-третьих, нам надо напоследок сообщить клиенту уверенность в том, что «все будет хорошо». И пообещать, что мы всегда будем рады его видеть, если он зайдет поделиться радостью время от времени, решить какие-то мелкие вопросы, попить чаю.

· Уже не как проблемный человек со специалистом, а как «нормальный человек» с «нормальным человеком».

По сути, мы подчеркиваем свое уважение к клиенту именно как к человеку и доказываем, что он нам по-прежнему интересен. И что он — не одинок. Мы его не бросили. При необходимости мы — подстрахуем.

· Впрочем, если свою работу мы сделали хорошо, особые усилия вряд ли понадобятся.

И вот только теперь мы поздравляем человека с его достижениями и успехами (можно их подробно вспомнить и перечислить) и — прощаемся.

Резюме по первой части

Реалистический подход к индивидуальному консультированию строится на предположениях, что:

· Клиент действительно переживает проблему, как проблему;

· Хочет достигнуть результата;

· Может это сделать с нашей помощью;

· Наша помощь должна быть достаточной.

Для достижения этих целей мы предложили пятишаговую схему работы.

· Дело не в том, что она единственно верная, а в том, что она работает. То есть результата достигает.

1. Установление контакта;

2. Выявление сути запроса;

3. Формирование образа желаемого результата;

4. Коррекционная работа;

5. Завершение.

Мы предполагаем, что до получения нужного результата на очередном шаге не нужно переходить к следующему, так как шаг сам по себе может оказаться достаточной помощью. Кроме того, работа на следующем шаге не может быть качественно сделана без опоры на предыдущие шаги.

· Если вы считаете иначе и знаете, что делать — делайте, как знаете. Если не знаете или не достигаете результата — делайте как учили.

Первым и обязательным условием качественной работы является установление и постоянное поддержание контакта.

Тут мы опираемся на:

· Имидж;

· Техники подстройки (по позе и дыханию, голосу и ритму и — по ценностям);

· Поддерживающее слушание;

· Активное слушание;

· Отражение чувств.

На следующем шаге мы выявляем суть переживаемой проблемы.

При этом мы:

· Задаем правильные вопросы, сначала расширяя круг поисков, а затем сужая его вокруг эмоционально значимой темы;

· Опираемся на навыки наблюдения и характерные внешние признаки;

· Используем знание о втором плане;

· Выявляем «идеологическую базу» проблемы: дезадаптивную установку.

Прежде чем приступать к работе по изменению ситуации, мы качественно формируем образ результата, желаемого клиентом.

На этом этапе нужно:

· Сформулировать цель позитивно;

· Убедиться, что позиция клиента активна;

· Узнать все подробности о результате;

· Выяснить критерии достижения результата;

· Определить доступные ресурсы;

· Установить желаемые границы результата;

· Проверить приемлемость последствий достижения результата.

Приступая к коррекционной работе, мы имеем в виду деление проблематик по уровням:

· Окружения;

· Поведения;

· Способностей и возможностей;

· Убеждений, ценностей и критериев;

· «Я»;

· Духовности.

При этом работа на уровне окружения подразумевает три возможных подхода:

· воздействие на окружение,

· смену окружение,

· создание альтернативного окружения.

Работа на уровне поведения опирается на такую схему:

· Нужно узнать, какое поведение ошибочно или неполноценно;

· Предложить другой вариант поведения;

· Обучить другому варианту;

· Исправить ошибки, поощрять достижения;

· Сформировать навык верной самооценки.

При коррекции представлений о способностях и возможностях задача заключается в том, чтобы:

· поставить под сомнение веру в «невозможность» чего-то;

· предложить принять некое условие, при котором это что-то станет не только возможным, а — обязательно возможным;

· организовать выполнение оговоренного условия;

· помочь клиенту принять внушение о возможности нужного поведения.

Чтобы добиться изменений на уровне убеждений нам нужно:

· Распознать ошибку мышления;

· Продемонстрировать клиенту ее последствия в его жизни;

· Предложить привести другие примеры;

· Помочь осмыслить порожденное ошибкой убеждение;

· Помочь осмыслить результат.

Работа с неблагополучием на уровне «Я» опирается на предположение о том, что клиенту нужно:

· полюбить себя и других;

· убедиться в собственной значимости;

· удостовериться в осмысленности своего существования.

В последнем случае мы уже можем говорить о работе на границе «Я» и уровня духовности. В этом случае мы:

· Помогаем всерьез рассмотреть свою жизнь с точки зрения вопроса «зачем?».

· Приводим примеры возможных социально приемлемых «смыслов жизни».

· Предоставляем время для осмысления и поиска.

· Предлагаем привнести найденные духовные ценности в повседневную жизнь.

Наконец, нам нужно завершить консультирование. Мы делаем это, убедившись, что цели работы достигнуты: с точки зрения клиента и нашей. Затем мы убеждаемся, что клиент знает, что ему делать дальше.

Напоследок необходимо передать клиенту уверенность в том, «он смог» сделать работу и может впредь полагаться на свою способность справиться с подобными трудностями сам. Одновременно мы демонстрируем готовность общаться и, в случае настоятельной необходимости помочь.

После чего желаем успехов и консультирование — завершаем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...