Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движения руки и действия с предметами.

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом возрасте.

 

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологи­ческие («ядерные») признаки умственной отсталости (Л.С.Вы­готский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения цен­тральной нервной системы (преимущественно коры больших по­лушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного раз­вития плода или в начальный период жизни ребенка, знание осо­бенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

 

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Рефлекторная деятельность.

Ребенок появляется на свет, обладая рядом безусловных рефлексов, - врожденных ответных деятельностей организма, возникающих при действии определенных раздражителей. Такими безусловными рефлексами являются: хватательный, сосательный, кашель, защитный мигательный и др.

На базе безусловных рефлексов у здорового ребенка уже в первые две недели жизни могут быть образованы условные рефлексы.

В естественных условиях одним из первых появляется сосательные рефлекс, который вырабатывается на всю обстановку кормления (положение на руках, вид матери) и обнаруживается в виде сосательные движений, возникающих когда ребенок попадает в эту обстановку. Такой простейший условный рефлекс называется натуральным условным рефлексом.

На основе безусловного сосательного рефлекса может быть выработан искусственный условный рефлекс (звуковой раздражитель). В процессе развития ребенка наряду с появлением условных рефлексов, врожденные реакции ребенка претерпевают изменения.

Безусловные рефлексы видоизменяются, дополняются, «обрастают» приобретенными условными реакциями (на 2-м месяце жизни исчезает примитивный хватательные рефлекс, к конце 1-го года перестает проявляться сосательные рефлекс.)

У детей олигофренов на самых ранних этапах развития обнаруживаются значительные отклонения в рефлекторной деятельности.

У олигофренов с глубокой степенью нарушения интеллекта обнаружено понижение безусловного пищевого рефлекса. Натуральные условные рефлексы при олигофрении формируются замедленно, выработка искусственных условных рефлексов резко затруднена, в некоторых случаях не возможна.

Даже при относительно легких степенях олигофрении нарушается нормальный ход изменения безусловных рефлексов, некоторые из них, в норме исчезают уже к концу первого года жизни, у детей олигофренов тормозятся значительно позже. Сосательный безусловный рефлекс может обнаруживаться до 2-3 летного возраста, значительно дольше, чем в норме, сохраняется хватательный рефлекс, у олигофренов с глубокой степенью нарушения интеллекта такие примитивные рефлексы как сосательные, могут вообще не тормозится.

Особенно значительные нарушения обнаруживаются в процессе дифференцирования раздражителей (после образования у ребенка условного рефлекса на какой либо раздражитель (звук, свет) вводится другой раздражитель, который применяется наряду с первым, но в отличие от него не сопровождается безусловным подкреплением (пищей).

У нормальных детей простейшие дифференцировки могут быть выработаны в 2-3 месячном возрасте, а в 3-4 месяца ребенок может отдифференцировать два музыкальных тона, отстоящих на октаву.

У детей олигофренов при относительно легкой степени УО такие дифференцировки могут быть выработаны в значительно более позднем возрасте, при глубокой отсталости образование простой дифференцировки (два тона) резко затруднена у детей 8-9 лет.

Патологический изменения ВНД у детей олигофренов приводят к нарушениям в работе всех анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим дефеккты нейродинамики приводят к нарушению в той или иной мере коркового анализа и синтеза всех воздействующих на ребенка раздрожителей. Кроме этого могут наблюдаться и нарушения работы анализаторов, вызываемые дефектами периферических частей анализатора (расстройства рефракции, нистагм, косоглазие, изменение глазного дна).

 

У детей олигофренов наблюдаются дефекты двигательного анализатора, проявляющиеся в различных нарушениях моторики. (Лурия А.Р. у 50% учащихся вспомогательных школ наблюдалось запоздалое развитие ходьбы; задержанное развитие речи – у 71% детей, нарушение работы речедвигательного анализатора – нарушение анализа тонких движений необходиных для правильной артикуляции).

 

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы.

Зрительное и слуховое восприятие.

Дети в большинстве случаев не дают четкие реакции, даже на неакустические раздражители (тактильные, вибрационные), до 4-х лет и позже не четкие реакции на звучание барабана (глухие дети на звучание барабана реагируют).

Отмечается плохое внимание, дети плохо сосредотачиваются, с трудом удерживают внимание на объекте, часто обнаруживается плохое переключение, низкая концентрация и неустойчивость внимания.

Эмоции и социальное поведение.

У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, гулит.

Не проявляется избирательное отношение к окружающему, к предметам, игрушкам.

Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения — жестовая.

Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии жизни.

Общие движения.

У многих детей задерживается по­явление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить.

- начинают удерживать головку – около 6 мес, некоторые – после полугода, даже после года;

- начинают сидеть – от – до 2-х лет, иногда после 2-х лет;

- редко своевременное начало ходьбы, половина начинают ходить в возрасте 1 года 6 мес. – 2; более чем у трети развитие ходьбы значительно задерживается до 2-3 лет.

Движения руки и действия с предметами.

Нарушение эмоционального контакта со взрослыми сказыва­ется на характере первых действий с предметами — хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием.

У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация и вос­приятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нор­мально развивающиеся дети хватают по-разному, в зависимости от формы), а также выделение предметов из ряда других.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...