Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объединение церковной жизни архиепископом Феодором (Теодором) и торжество Римской Церкви во всей Англии

Последним из английских королевств был обращен Суссекс. Это произошло во время правления архиепископа Феодора, пытавшегося ввести единообразие в церковную жизнь всей Англии. Беда Достопочтенный подробно описывает деятельность епископа Вилфрида, прибывшего в Суссекс с севера по причине разногласий с Феодором. Епископ Вилфрид приучил жителей Суссекса к рыболовству; выкупал из плена рабов. В самый день крещения народа, как сообщает Беда Достопочтенный, "большой ливень освятил землю", истощенную трехлетней засухой. Эти действия привлекли сердца южных саксов к христианству, и в скором времени в Селсее, сердце Суссекса, был основан монастырь.

К концу VII столетия по Р.Х. христианство было проповедано почти по всей территории Британских островов. Его укреплению препятствовало не столько сопротивление язычества, сколько конфронтация между Кельтской Церковью и Римской. В 663 году на соборе в Уитби нортумбрианский король Осви поддержал римскую партию, во главе с епископом Вилфридом и диаконом Иаковом. Линдисфарнский епископ Колман, защищавший кельтский обряд, вынужден был покинуть свою резиденцию и удалиться вместе с ирландскими монахами на остров Иона, а потом в Ирландию. Внешне влияние Кельтской Церкви на распространение христианства на Британских островах прекратилось.

Но святость, простота и строгость ее миссионеров навсегда сохранились в народной памяти. Один из них – Кутберт. Его личность необычна: с одной стороны, он по всем признакам принадлежал к Кельтской Церкви – оказывал предпочтение монашеству, вел отшельнический образ жизни, хотя был епископом, был строг и безыскусен. Но вместе с тем он подчинился юрисдикции Римской Церкви и понимал необходимость церковного единства. Он говорил: «Не имейте евхаристического общения с теми, кто отделяется от единства вселенского мира».

Так завершилось распространение христианства на Британских островах. Церковное согласие, как и государственное, было достигнуто позднее. История Англии последующего времени – судья его действительности. Знаменитый английский поэт Вильям Блейк в стихотворении говорит о построении горнего Иерусалима «на Англии зеленой и славной земле». Сохранился ли он? В последующие века история Английской Церкви как части западного христианства – это история отпадения католичества от Единой Церкви в XI веке, англиканства от Рима в ХVI веке; в ХVII веке Англия стала родиной баптизма, а в ХVIII – методизма.

Дальнейшая история заслонила от нас первый удивительный период жизни Английской Церкви, когда в разных уголках Британский островов воссияло множество подвижников благочестия, исполнявших Евангельскую заповедь: «Шедше убо, научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще ихъ блюсти вся, елика заповедахъ вамъ, и се азъ съ вами есмь во вся дни до скончанiя века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

Заключение

Как уже отмечалось, в советское время церковно-исторической науке был нанесен огромный ущерб. В результате практически полностью была утеряна уникальная теория церковно-исторического познания. Многие современные историки, пусть даже и занимающиеся церковью, часто исследуют ее методами, присущими сугубо светской истории, не задумываясь над задачами церковной истории. Очень часто вопрос об истории церкви возводится в социально-классовую плоскость, отражая тем самым полную оторванность, ошибочность и даже крайнюю ущербность таковых изысканий.

На самом деле, «задача церковной истории состоит в том, чтобы прагматически изложить весь ход изменений и развития, которые претерпела Христианская Церковь, а также представить воздействие, оказанное ею на иные человеческие отношения, и тем самым обосновать их этическое и богословское значение. Как время состоит из мгновений, так и история состоит из изначально взаимосвязанных состояний (zustand). Каждое состояние опирается на два типа условий. К внутренним принадлежит, прежде всего, связующая религиозная вера, как она развилась научно и как она пребывает среди членов Церкви, а также совокупность религиозных обычаев и общественное устройство; к внешним условиям – внешнее распространение Церкви и ее соотношение с другими обществами, в частности с государством. Все эти отдельные условия, зависящие друг от друга, поскольку сформировались в непрерывном взаимовлиянии, обуславливают собственное историческое развитие».

И очень важно не забывать, что история имеет своим предметом церковь, а церковь есть «столп и утверждение истины» (1. Тим. III, 15); каждый видит истину в той церкви, или учении, идеологии, к которой сам принадлежит, что может служить в известной степени препятствием для объективности. Однако причина недоразумения заключается в том, что вместо исторического понятия о церкви исследователи всегда ставят понятие чисто догматическое. Поэтому церковно-историческая наука, естественно, заинтересована тем, чтобы и сам Абсолют Христианского начала ввести в историческую связь и, насколько это вообще возможно, разложить его на его естественные элементы.

Да, этот прием, во всяком случае, неизбежен даже при чисто догматическом воззрении: и оно нисколько не решает вопроса, почему Абсолют, которым начинается история христианства, именно на этом пункте вступает во всемирную историю. А этим открывается ряд вопросов, на которые можно отвечать только с исторической точки зрения. «Следовательно, первая задача истории христианской церкви состоит, во всяком случае, в том, чтобы с того пункта, на котором христианство вступает во всемирную историю, ориентироваться насчет его исторического положения». А для этого нужно обратить внимание на то, нет ли в самом христианстве чего-нибудь такого, что, с одной стороны, принадлежит к самому существу христианства, а с другой – выражает общий характер времени его появления. И чем определеннее будут выдвинуты эти пункты соприкосновения, тем более ясный свет падает и на историческое происхождение христианства.

Эти точки соприкосновения были верно определены немецким церковным историком Бауром. «Христианство вступает в историю именно тогда, когда римская империя объединила все народы тогдашнего цивилизованного мира, установила между ними известные, более тесные отношения, вследствие которых должны были сгладиться особенно резкие черты национальной исключительности.

Таким образом, явился тот политический универсализм, который составляет существенно важный прецедент универсализма религиозного. Единство политического строя в связи с всемирным распространением греческого образования предварило христианство не внешним только образом (подготовив безопасные пути сообщения и общепонятный язык), но глубоко внутренним образом, сломив международную рознь, возбудив в народах сознание их единства. А это составляет полную аналогию с характером христианства как «всеобщей формы религиозного сознания». Христианство застает язычество в состоянии полного разложения, и это – результат греческой философии, и не всецело дурной результат: каждый процесс разложения есть вместе процесс новообразования. Формы религии распадались, потому что не выдержали более широкого содержания, того высшего духа, который внесла в них философия. Как результат этого философского развития, «ко времени появления христианства твердо стояла как общепризнанная истина мысль, что человек есть нравственный субъект, имеющий определенную нравственную (жизненную) задачу жизни. И христианство есть главный пункт, в котором сошлись различные, но имеющие одну цель направления и нашли самое содержательное выражение. (Христианство начало с «lловleЯфl».)» Таким образом, направления, самые разнообразные по исходному пункту, совпадают в одном главном пункте, и христианство, взятое в его всемирно-исторической связи, является как естественное единство этих всех элементов, которые при всем их многообразии, принадлежат к одному и тому же потоку развития, и это течение чем дальше – тем больше и острее выделяют из себя все, что носит печать частного и субъективного, и, наконец, находит себе выход только там, где лежит начало христианства.

Список литературы

1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, СПб., 1910.

3. Он же. Собрание церковно-исторических трудов. Т.2. М., 2000.

4. Брокгауз-Ефрон. Т.8, СПб., 1891.

5. Григорнй Двоеслов. Беседы на Евангелия. СПб., 1860.

6. Грин Д.Р. История английского народа. М., 1891.

7. Мельков А.С. Кафедра научного атеизма или как преподают историю в МПГУ // Русский Вестник. М., 2000. № 29-30. С. 12.

8. Он же, то же // Новый Век. М., 2000. № 5. С. 3

9. Общая история европейской культуры. Т.7, СПб., 1913.

10. Православная богословская энциклопедия. Т.9, СПб., 1908.

11. Стасюлевич М. История средних веков. Т.1, СПб., 1902.

12. Трайль Г.Д. Общественная жизнь Англии. Т.1, М., 1896.

13. Baur F. Ch. Geschichte der christlichen Kirche. Bd. 1, 1863.

14. Bede. A History of the English Church and people. London, 1988.

15. Gieseler I. C. L. Lehrbuch der Kirchengeschichte. Bd. 1. Bonn, 1844, S. 1 - 4.

16. Hetherington W.M. A History of the Church of Scotland. NY.,1844.

17. Lateurette K.S. A History of the expansion of Christianity. V.1. NY and L., 1937.

18. Latourette K.S. A History af the expansion of Christianity. V.2. NY and K., 1938.

19. Moorman J.R.H. A History of the Church in England. London, 1976.

20. Realencyclopadie fur protestautische Teologie und Kirche. T.1. Leipzig, 1896.

21. Smith A.L. Cathedral Priory. Cambridge, 1943.

22. The English Spirit. London, 1987.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...