Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Взаимодействие приложений




Создание динамически подключаемых библиотек (DLL)

Библиотеки DLL являются хранилищем различных компонентов (обыч­но процедур, функций и ресурсов). Вызов компонентов из биб­лиотеки производится динамически при выполнении приложения по мере обращения к компонентам и не зависит от языка программирования. Это позволяет изменять компонент отдельно от приложения, не пере­трансли­руя его, и использовать его в приложениях, написанных на других языках программирования (C++, Visual Basic).

Приведем пример создания библиотеки из двух функций Sum и Mult.

Выполним команду File/New/Dll. Сформируется заготовка, которую далее отредактируем, после строки {$R *.RES} вставим строки:

function Mult(x,y:double):double; begin Result:=x*y; end; // произведение x*y

function Sum(x,y:double):double; begin Result:=x+y; end; // сумма x+y

exports Sum, Mult; //список имен экспортируемых функций Sum, Mult

Сохраним проект под именем BSP и откомпилируем его (^F9), сфор­ми­руется файл Bsp.Dll.

Внимание! Регистры букв в имени функции (в команде объ­яв­ле­ния функции в проекте) и в заголовке функции (в библиотеке) дол­жны соот­вет­­ст­во­вать.

В библиотеке можно хранить не только программы, но и ресурсы, например формы. Для примера создадим в проекте BSP форму (Form1) с надписью «Форма из BSP.DLL» и процедуру ShowFormDll (для создания и вывода формы Form1) вида:

procedure ShowFormDll(AOwner:TComponent); //заголовок процедуры

var F:TForm1; //переменная типа TForm1

begin F:=TForm1.Create(AOwner); //создание формы

F.ShowModal; {вывод формы} F.Free; {удаление формы} end;

Дополним строку exports:

exports Sum, Mult, ShowFormDll; //список имен экспортируемых функций

Откомпилируем проект (^F9) и получим новый вариант Bsp.DLL с дополненный формой и процедурой ее создания ShowFormDll.

Создайте новый проект для проверки Bsp.DLL (например, форма с двумя поля­ми вво­да чисел и кнопками (суммировать, перемножить, вывес­ти форму) для проверки подпрограмм Sum, Mult, ShowFormDll).

В новом проекте объявите процедуры:

function Mult(x,y:double):double; //объявление функции Mult

external 'bsp.dll' //имя библиотеки DLL с функцией Mult

function Sum(x,y:double):double; //объявление функции Sum

external 'bsp.dll' //имя библиотеки DLL с функцией Sum

procedure ShowFormDll (AOwner:TComponent); //объявление процедуры

external 'bsp.dll' //имя библиотеки DLL с процедурой ShowFormDll.

Вывод формы можно реализовать командой ShowFormDll(Self).

Создание новых компонентов

Компоненты компилируются и хранятся в специальных, динамичес­ки вызываемых библиотеках ‑ пакетных файлах (BPL). Пакетные файлы (Packages) служат для передачи и использования компонентов в различных приложениях, разрабатываемых на различных языках программирования, поддерживающих стандартный интерфейс компонентов.

Для примера создадим новый компонент Divide, который делит два числа, задаваемых его свойствами Val1 (делимое) и Val2 (делитель), а результат помешается в свойство Res. Событие OnZero возникает при делении на ноль. Компонент разместим на панели Samples.

Создадим новый проект командой File/New/Component. В появив­шемся окне заполним пер­вые четыре поля Ancestor Type (тип родителя), ClassName (имя созда­ваемого клас­­са), Palette Page (па­нель для разме­ще­ния), Unit file na­me (имя фай­­ла) (рис. 4.2.1). Наж­мем кноп­ку Ok, сфор­ми­руется текст обо­лоч­ки ком­по­нен­та. Далее вве­дем допол­ни­тель­ный код. Приве­дем весь текст ком­по­нен­та с коммен­та­риями (для наг­­ляд­ности выде­лим строки с ко­да­ми оболочки компонента жир­ным шрифтом).

Рис. 4.2.1. Настройка компонента Divide

Текст компонента Divide

unit Divide; //имя модуля

interface //интерфейсная часть

uses //подключаемые модули

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;

Type //раздел типов

//Можно формировать потомка на основе класса, например, TLabel, ис­поль­//зуя свойства родителя и добавляя новые свойства и события.

//MyLabel = class(TLabel) //формирование потомка из класса TLabel

//Если имя родительского класса начинается с текста TCustom, то потомок //существенно отличается от родителя и не все свойства и события //переносятся потомку, например:

//MyLabel = class(TCustomLabel) //формирование потомка из TCustomLabel

//Если имя родительского класса TComponent, то компонент практически //наследует самые общие свойства компонентов.

TDivide = class(TComponent) //формирование нового класса TDivide

Private //поля, методы, свойства и события, доступные только в классе

{ Private declarations } //объявление переменных и методов

Fzero: TNotifyEvent; //переменная типа события (имена начинаются с F)

FVal1: Double; //переменная для хранения значения свойства Val1

FVal2: Double; //переменная для хранения значения свойства Val2

FRes: Double; //переменная для хранения значения свойства Res

procedure SetVal1(InVal:Double); //метод установки делимого (Val1)

procedure SetVal2(InVal:Double); //метод установки делителя (Val2)

protected //аналогичен Private и дополнительно доступен потомкам

{ Protected declarations }

public //поля, методы, свойства и события, доступные всем вне класса

{ Public declarations }

//Конструктор создает представителя класса при размещении или при //выполнении. Он имеет один параметр - компонент‑владелец. Слово //Override означает, что заменяется наследуемый конструктор TComponent.

constructor Create (AOwner:TComponent); override; //основной конструктор

procedure DoDivide;//объявление процедуры выполнения деления

Property Res: Double read FRes;//значение свойства Res в переменной FRes

Published //аналогичен Public и изменяемый в Инспекторе Объектов

{ Published declarations }

//Объявления свойств. Значения свойств (read) читаются из переменных //Fval1, Fval2, а устанавливаются (write) процедурами SetVal1, SetVal2.

Property Val1: Double read FVal1 write SetVal1; //свойство Val1

Property Val2: Double read FVal2 write SetVal2; //свойство Val2

//Объявления свойства-события OnZero. Значения свойств (read) читаются //и устанавливаются переменной‑событием FZero.

Property OnZero: TNotifyEvent read FZero write FZero; //событие OnZero

end;

procedure Register; //объявление процедуры регистрации компонента

implementation //исполнимая часть

procedure Register; //заголовок процедуры регистрации компонента

begin //процедура регистрации компонента TDivide на панели Samples

RegisterComponents('Samples', [TDivide]);

end; //конец процедуры регистрации

constructor TDivide.Create(AOwner:Tcomponent); //заголовок конструктора

begin inherited Create(AOwner);//вызов конcтруктора родительского класса

FVal1:=1; //установка значения FVal (свойства Val1) по умолчанию =1

FVal2:=1; //установка значения Fva2 (свойства Val2) по умолчанию =1

end; //конец конструктора

procedure TDivide.SetVal1(InVal:Double);//метод установки значения Val1

begin FVal1:=InVal; DoDivide; end;//переменной Fval1 (свойства Val1)

procedure TDivide.SetVal2(InVal:Double); //метод установки значения Val2

begin FVal2:=InVal; DoDivide; end; //переменной Fval2 (свойства Val2)

procedure TDivide.DoDivide; //метод деления двух чисел

begin

if Val2<>0 then FRes:=FVal1/FVal2//формирование значения свойства Res

//Функция Assigned возвращает истину, если имеется процедура обработки //события и процедура OnZero данного компонента (Self) выполняется

else if assigned(FZero) then OnZero(Self);//выполнение обработчика OnZero

end; //конец метода деления

end. //конец компонента

Для отладки компонента создадим новый проект и включим в него модуль компонента Divide командой Project/Add to Project/Divide. Допол­ним команду Uses модуля Unit1 именем Divide (подключим этот модуль). В разделе переменных (Var) модуля Unit1 объявим переменную D типа TDivide (D:TDivide;) и составим обработчик события OnCreate для формы:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); //заголовок

begin D:=TDivide.Create(Self); //создание экземпляра компонента TDivide

D.Val1:=3; D.Val2:=4; //задание свойств для созданного компонента

//для проверки обработчика события OnZero нужно задать D.Val2=0

D.DoDivide; //выполнение деления методом DoDivide

Form1.Caption:=FloatToStr(D.Res);//вывод результата (свойство Res)

end;

Установим компонент на палитру после отладки командой Component/Install Component/Into new package. В появившемся окне заполним его поля (рис. 4.2.2). Далее ком­по­­не­нт мож­но разме­щать как обычно. Для уда­ле­ния компонен­та вы­­­пол­­ня­ет­­ся команда Com­po­nents/Install Pac­kages. В спис­ке компо­нентов по­ме­­ча­ет­ся уда­ля­емый; на­жи­­маем кноп­ку Remove.

Рис. 4.2.2. Окно установки компонента

4.3. Создание и установка ActiveX‑элементов

Можно визуально создать компонент (OCX‑файл) на основе уже имеющегося командой File/New/ActiveX/ActiveX Control. В поле VCL Class Name вы­бе­рите базовый класс (например, TButton) и нажмите кнопку OK. Получим исходный текст потомка TButtonX наследника TButton. После компиляции проекта (^F9) появится компонент ActiveX под именем ButtonXControl1.OCX, который можно использовать в других проектах.

Активная форма является одним из видов ActiveX‑элементов и создается командой File/New/ActiveX/ActiveForm. Далее можно размещать на этой форме нужные компоненты, и после трансляции (^F9) формирует­ся OCX‑файл (со всеми компонентами и процедурами), который можно использовать в проектах после размещения на форме проекта.

Для размещения нового компонента ActiveX (в том числе и активной формы) на панели компонентов (например, ActiveX) выполните команду Component/Import ActiveX Control/Add и выберите имя нужного OCX‑файла (например, ButtonXControl1.OCX или ActiveFormProj1.OCX) и нажмите кнопку Install.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...