Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика работы над сценарием театрализованного представления на документально-публицистическом материале

 

В процессе создания сценария, сценаристу необходимо знать в первую очередь то, о чем он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо.

Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическом материале основана на конкретных фактах. Но это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего и будущего. Художественный материал здесь несет вспомогательную функцию, несмотря на то, что преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала. Именно сочетание двух линий - документально-публицистической и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.

Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создает новый образ. Т.е. сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическом материале - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями, танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие.

Использованные в создании сценария театрализованных представлений на документально-публицистическом материале реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, видеоматериалы несомненно вызывают живой интерес аудитории, но реальные герои, непосредственные участники тех событий, которым посвящено представление во много раз усиливают эмоциональное воздействие эпизода. Таким образом, перечень документального материала по праву дополнят герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места. Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованного представления. Помимо природных и архитектурных особенностей площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играет вызываемые данным местом исторические ассоциации.

Для того, чтобы определенные документальные, публицистические материалы, исторические места, конкретные люди стали основой сценарно-режиссерского замысла необходимо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь и деятельность конкретной человеческой общности, профессии, реального героя, коллектива, города, области и т.п.

Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Важным аспектом при выборе материала является соблюдение принципа новизны. Новизна сценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации, но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии. В ходе дальнейшей работы сценаристу необходимо найти такое художественное решение, при котором новизна материала надолго бы осталась в памяти зрителей.

Таким образом, при отборе сценарного материала необходимо руководствоваться следующими принципами:

· Социально-мировоззренческой направленности накопленного материала

· Соответствие материала социально-структурной специфике аудитории

· Общественно-политической актуальности материала

· Соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария

· Соответствие выразительных средств цели воздействия сценария

· Художественно-эстетической ценности материала

· Достоверности документального материала

· Новизны материала

· Расширения эмоционально-выразительных средств

· Соответствие материала творческим возможностям коллективов и возможностям площадки

· Соответствие художественному решению документального материала

· Соответствие времени проведения представления

· Соответствие требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям

После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сценарием театрализованных представлений на документально-публицистическом материале необходимо выходить за рамки реалистического изображения, основываясь на методе ассоциативности.

Создать сценарий - это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало. Композиция в театрализованных представлениях на документально-публицистическом материале зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии может отсутствовать сюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитие мысли, движение к определенному обобщающему выводу.

Таким образом, четкий перечень документов, событий, героев, явлений, подчиненных режиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют основу сценария.


Заключение

 

Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу, любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера способствуют созданию художественного замысла будущего театрализованного представления.

Перефразируя А.Н. Толстого, следует заметить, что в режиссере "должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Мыслитель - активен, мужественен, он знает "для чего", он видит цель и ставит вехи. Художник - эмоционален, женственен, он весь в том "как" сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки, иначе он расплывется. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец, он не активен, он беспощаден. "

Отсюда можно сделать вывод, что в ходе творческого процесса над созданием театрализованного представления в режиссере должны гармонично уживаться все три ипостаси. Одной из них недостаточно. Только тогда режиссер театрализованных представлений создает окрашенный его индивидуальностью, его неповторимым видением, стилем его мышления художественный мир, который раскрывает его с разных сторон. И основой, отталкиваясь от которой он создает свое театральное действо, свой новый образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление, реальный герой, место событий. Вместе с тем необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение искусства.


Литература

 

1. Вершковский Э.В. режиссура массовых клубных представлений. - Л.: ЛГИК, 1977

2. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005

3. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975

4. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. - Л.: ЛГИК, 1972

5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978

6. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. - М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 1989

7. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004

8. Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и праздники: проблемы режиссуры, проблемы организации. - М.: Советская Россия, 1987

9. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1988

10. Шароев И. Режиссура массового действа. - М., 1980

11. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1980


Приложение

 

Фрагмент театрализованного концерта на документально-публицистическом материале

"ПОЛЕВАЯ ПОЧТА"

Концерт проводится в большом зале ДКЖ. На заднике стенд "65-летию Победы посвящается". На авансцене изображены привал, солдатский костер. Выходят солисты в военной форме. В их исполнении звучит куплет песни Ю. Левитина "Полевая почта"

Когда в кругу друзей мы вспоминаем

О годах нашей жизни боевой,

Один из первых тостов поднимаем

Мы за здоровье почты полевой.

Пусть хлещет дождь окопы заливая,

На всей земле сухого места нет…

Когда приходит почта полевая,

Солдат теплом далеким обогрет.

Музыка продолжает звучать. Солисты по очереди говорят

Роман: Кто был на фронте, на переднем крае,

Тот оправдает и поймет бойца,

Который смерть и пули презирая,

Готов плясать при виде письмеца.

Влад: Морозом и жарою опаленный

Четыре года шел войной боец,

А следом фронтовые почтальоны

Несли приветы от родных сердец.

Иван: В селе далеком плачет мать от счастья,

Узнав, что сын здоровый и живой.

Ей эту весть сквозь битвы и ненастья

Приносит треугольник полевой.

Далее поют песню "Полевая почта" до конца. Выходит ведущий.

Ведущий: …Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом "Проверено цензурой"… Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтоб жили мы и сделали все то, что не успели они.

Читаешь эти письма, и встают перед глазами дороги, размытые дождями, раненые в госпиталях, тяжелые бои. Читаешь, и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься во времени назад, в окопы, землянки, на передовую и солдатские привалы.

Гаснет свет. Звучит музыка "Березовые сны".

На экране видео "Солдатские письма".

Загорается свет. На сцене имитация солдатского привала. Солдаты приводят форму в порядок. Один пишет письмо, затем читает его товарищам.

Мишка: " Здравствуй, родная Тасенька. Сегодня с ночи и до 9 вечера был в боевых порядках. Что это значит? Спроси любого фронтовика-пехотинца, и он тебе скажет, что значит быть в боевых порядках…"

Продолжает писать. Другой обращается в товарищу.

Андрюха: Ну что, Петрович, пригорюнился? Новости какие из дома? Что пишут?

Петрович: Эх, Андрюха, какие новости!? От моих давно уже ничего не слышно. Даже не знаю, живы ли они…

Андрюха: Не горюй, солдат! Скоро мы освободим свою сторонушку. Увидишь жену и ребяток своих живыми и здоровыми. Наговоритесь всласть. И все будет у вас хорошо.

Мишка: Да поскорее бы, а то сил уже совсем нет никаких. Давайте лучше споем, а то ведь скоро наступление…

"НОЧЬ ЯКО МИСЯЧНА" исп. Роман Рейнгард

Идет смена декораций. На сцене имитация деревни. На скамейку присаживаются девушки, напевают мотив. Затем идет диалог.

Таня: Ой, девочки, наконец-то перерыв. Хоть 10 минут и те наши. Можно вздохнуть немножко.

Марина: Слушайте, мне вчера в сельсовете письмо показали. Там про моего Ваньку написано. Здравствуйте, мол, комсомольцы Елецкого района. В нашей войсковой части служит ваш земляк Оборотов Иван Петрович. Наша часть освобождала города Орел, Брянск, Невель… В боях за них мужественно сражался с немцами комсомолец-связист Иван Оборотов. За мужество и отвагу награжден он орденом Красной Звезды. Имеет 10 благодарностей от командования. Равняйтесь на своего земляка!

Валя: А мне Гришка тоже письмо прислал. Хотите прочитаю?

Валя достает из-за пазухи письмо и читает: " Здравствуй, Валя! Сообщаю, что я живу пока здесь, в этом же городе. Живу пока хорошо. Встретили 1-е мая, попраздновали. Ну, праздновали не так, как вообще в мирное время. Знаешь, что в нынешнем году 1-е мая проходит в трудный момент, тогда, когда наша страна, наши братья ведут ожесточенные схватки с наглым псом, кровожадной собакой, ежедневно уничтожают его и продвигаются на запад, очищая свою прекрасную Родину." Тут даже стихи есть…

 

Шли бои на суше и на море,

Горохотали выстрелы кругом.

Распевала песенки "Катюша"

Под Калугой, Тулой и Орлом.

"КАТЮША" исп. ансамбль "Любава"

Ведущий: Письма… Письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах он попал в почтовый ящик? Радостно было открывать их всякий раз, радостно и тревожно. Не случилось ли чего? Прошло время и они обрели вес архивного документа. Солдатские письма должны жить! Жить как память и гордость. И пусть это будет маленькой частичкой долга перед павшими, благодарность потомков перед теми, кто не вернулся с той войны, перед теми, о ком забывать мы будем помнить вечно.

"ТЫ ПОМНИ!" исп. Марина Булавина

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...