Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнерусское государство и право

1. Возникновение государственности у восточных славян. Основные черты государственной организации Киевской Руси, органы власти и управления. Раннефеодальная монархия.

2. Правовое положение населения Древней Руси. Привилегии князей и бояр. Статус свободных, категории зависимого населения.

3.Источники древнерусского права. Русская Правда как памятник права. Источники, редакции, составные части. Историческое значение.

4. Уголовное право: понятие преступления, группы виды преступлений, система наказаний.

5. Процессуальное право

1. Древнерусское государство образовалось в итоге длительного развития восточнославянских племен. Оно стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений.

Выделяются 4 вида предпосылок формирования государственности:

1. Экономические:

а) переход к пашенному земледелию;

б) отделение ремесла от земледелия;

в) начало торговых отношений;

г) преобладание свободного труда над рабским;

2. Политические:

а) потребности знати в аппарате защиты своих привилегий;

б) формирование славянских племенных союзов (суперсоюзы образовывались для отражения внешних набегов, они облегчали процесс объединения, являлись ростками государственности).

в) угроза нападения внешних врагов.

3. Социальные:

а) смена родовой общины на соседскую;

б) возникновение социального неравенства людей.

4. Духовные:

а) общая языческая религия;

б) схожие обычаи, общественная психология, складывание древнерусской народности.

Центрами образования ДРГ стали Киев и Новгород. Выгодно расположение на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен – северную и южную. В первую из них вошли славяне, кривичи, финно-угорские племена. Во вторую – поляне, северяне, вятичи, дреговичи, древляне.

В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое ДРГ. Из-за отсутствия источников образование ДРГ вызывает споры среди историков. По этому вопросу возникли 3 теории:

А. Норманская теория (норманизм) – немецкие ученые Миллер, Байер, Шлецер.

Создание Русского государства приписывается скандинавским викингам (на Руси их называли варяги –«вооруженные люди», в Европе – норманами (датчанами и скандинавами).

В основе этой теории лежит летописный сказ Нестора в «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь. Население Новгорода платило дань варягам. Но славяне возмутились и прогнали варягов. В городе началась смута. Славянские племена решили позвать себе правителей со стороны. Было отправлено посольство за море: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет: да поидите княжити и володети нами». Братья Рюрик, Синеус и Трувор пришли на Русь и стали править. Таким образом, Рюрик стал основателем государства.

Коротко: Древнерусское государство создано варягами (норманами) с добровольного согласия восточных славян

Эта теория активно эксплуатируется зарубежной историографией для доказательства «неполноценности» славян, неспособности их без посторонней помощи создать собственное государство.

Б. Автохтонная теория (антинорманизм - М.В.Ломоносов).

- Дневнерусское государство образовалось в земле полян, в бассейне р. Русь в правление князя Кия (V-VI вв.) Затем варяги Рюрик и Олег захватили Киев, объединили север и юг Руси.

- Вопрос об этнической принадлежности основателя государства второстепенен. Государственность – не предмет экспорта и импорта. Государство не образуется по воле личностей. Без наличия у славян предпосылок государственности Рюрик не стал бы правителем Руси.

- Рюрик – Рерик Ютландский, Синеус и Трувор – легендарные личности. «Сине хус трувор» в пер.с древнешведского - «с домом и дружиной», т.е. Рюрик пришел на Русь с домом и дружиной

- Археологические находки не подтверждают определяющего влияния варягов на славян.

- Норманская теория была включена в летопись по политическим мотивам. Пытаясь противостоять домогательствам Константинополя, Нестор стремился доказать заморское варяжское происхождение Руси.

- Норманская теория была создана немецкими учеными для оправдания немецкого засилья на русском престоле во время Анны Иоановны.

Коротко: У восточных славян шел процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается.

В. Центристская теория: государство возникло в результате внутреннего развития общества, хозяйственных и социальных сдвигов. К его образованию привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от воинствующих степняков, викингов. Игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусской народности и прошла долгий путь развития. Они сыграли лишь роль катализатора в образовании государства. Появление Рюрика в Новгороде может объясняться двояко. Новгород был центром многоплеменным. Не сумев договориться о выборе «своего» князя, кривичи, чудь и меря могли обратиться к варягам, как к нейтральной стороне, с просьбой прислать какого-либо предводителя дружины. Город мог быть захвачен варягами, затем захват в интересах благопристойности превратился в «добровольное» призвание. Навязать государство, научить ему невозможно.

Коротко: Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов

2. К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились классы:

феодалы-землевладельцы - это господствующий в политическом и экономическом смысле слой населения, в который входили:

■ киевские князья

■ местные (племенные) князья

■ общинная знать (бояре)

■ верхушка служилых людей

■ дружина князей

- феодально - зависимые крестьяне

смерды (свободные общинники, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость смердов от феодалов выражалась в том, что они были обязаны платить феодалам дань, подати, т.е. отбывать феодальные повинности

закупы - смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг какое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его превращали в полного, "обельного" холопа). Закуп являлся неполноправным субъектом права: находился в личной зависимости от феодала, ограничивался в праве свидетельствования, права обращения с иском на хозяина

■ изгои (вышедшие из общины)

■ прощенники - попавшие под так назваемое "покровительство", патронат церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

Наиболее бесправной категорией населения были холопы. Источниками холопства являлись:

■ плен,

■ рождение от рабыни,

■ самопродажа,

■ брак с рабыней,

■ поступление в услужение (в тиуны, ключники) "без ряду" (т.е. без всяких - оговорок),

■ банкротство,

■ бегство закупа,

■ совершение тяжкого преступления.

Холоп чаще всего рассматривался как объект права. Он не отвечал за свои действия перед законом, за него нес ответственность хозяин. За убийство холопа его господину платили возмещение всего в 5 гривен, за рабыню - 6 гривен. За украденного холопа господин получал возмещение.

рядовичи - примыкавшие по своему статусу к холопам, условия выхода на свободу которых определялись «рядом» - договором.

3. Первоначально, на раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т. е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика.

Наиболее ранние письменные источники русского права - это договоры Руси с Византией 911, 945 и 971 гг., в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Они обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй - на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода.

■ определяют положение церкви в государстве,

■ устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов,

■ содержат нормы о брачно-семейных отношениях,

■ преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

После принятия христианства были распространены сборники византийских церковных норм, применявшихся в основном духовенством, но повлиявшие и на развитие древнерусского права в целом. Они назывались номоканонами или кормчими книгами.

Основным правовым документом Древнерусского государства являлась Русская Правда - это был свод правовых норм, отличавшийся:

1) отсутствием четкой системы изложения

2) казуистическим характером, то есть правовые нормы фиксировались не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая

3) привилегированным положением отдельных социальных слоев

4) содержащим нормы уголовного и процессуального права

Русская Правда была обнаружена в 1738 году В.Н.Татищевым, дошла до нас в 106 списках, которые составляют три Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда

■ древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

■ характерными особенностями первой части Краткой Правды являются: действие обычая кровной мести отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания.

■ Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество

■ Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...