Методы анализа факторов внутренней среды предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Существуют и такие методики анализа внешней среды, в основу которых положен принцип соотнесения факторов внутренней среды компании и окружения (SWOT-анализ, TOWS-анализ Вайхриха Х.). Эти методики базируются на выявлении факторов, оказывающих существенное влияние как изнутри компании, так и извне [6, 204]. Основными методами данного анализа являются маркетинговые исследования и конкурентный анализ по каждому компоненту в отдельности (таблица 2).
Таблица 2. - Основные методы анализа факторов микросреды компании
В качестве примера рассмотрим анализ факторов внутренней среды турфирмы. Для оценки факторов микросреды компании составим таблицу 3. Таблица 3. – Выявление ключевых факторов успеха
Оценка факторов микросреды, проведенная в таблице 3 показывает, что ключевыми факторами успеха являются уровень конкуренции как со стороны тур – фирм, так и услуг. Можно также прогнозировать дальнейшее усиление конкуренции, так как важность фактора довольно существенна и влиятельна для развития анализируемой тур – фирмы. Следовательно, необходимо разработать стратегию развития, направленную на формирование ключевых преимуществ высокого порядка. С целью получения достоверной оценки перспектив развития тур – фирмы Pegas Touristik можно предложить использование системы «Квадрат потенциала системы управления». Сущность системы сводится к следующему: Система показателей делится на несколько групп: - производство, распределение и сбыт продукции - организационная структура и менеджмент - маркетинг - финансы. Затем в сводке, состоящей из нескольких аналогичных предприятий выбирается наиболее эффективное значение (максимальное или минимальное в зависимости от содержания показателя) и выбирается ранг каждой организации.
После определения ранга производится расчет с учетом коэффициента значимости, значение которого колеблется от 1.05 до 1.25 и получаем значение потенциала по данному критерию. В таблице 4 сведем данные с учетом ранга. Таблица 4. - Определение развития стратегического потенциала на предприятии
Определим вектор квадрата стратегического потенциала, для чего можем использовать формулу:
Вк = 100 – (Р - Σк) * 100 / Σк (м - 1) (2.1)
Получим следующие значения: - по производству и распределению услуг Вк = 100 – (23.05 – 6.95) * 100 / 6.95 * (4 - 1) = = 100 – 16.1 * 4.8 = 22.72% - по организационной структуре и управлению Вк = 100 – (19.65 – 7) * 100 / 7 * (4 - 1) = = 100 – 12.65 * 4.76 = 39.8% - по маркетингу Вк = 100 – (11.6 – 7) * 100 / 7 * (4 - 1) = = 100 – 4.6 * 4.76 = 78.1% - по финансам Вк = 100 – (9.85 – 6.55) * 100 / 6.55 * (4 - 1) = = 100 – 9.8 * 5.1 = 83.17%
Расчеты нам показали следующее: - по производственному направлению функционирование организации неэффективно, так как здесь раскрыт потенциал компании не существенно (на 22.72%) - относительно эффективности аппарата управления можно отметить, что существуют резервы совершенствования, на данный момент является серединным - в финансовом плане можно отметить, что существуют как положительные моменты, так и существенные недостатки, - степень потенциала высокая - необходимо отметить огромный потенциал развития компании в маркетинговой деятельности, которая на данный момент применяется высоко. Для более детальной оценки составим таблицу 5.
Таблица 5. - Анализ влияния движущих сил
Показатели таблицы 5 характеризуют, что у тур – фирмы Pegas Touristik имеется определенный потенциал относительно отношений с потребителями и поставщиками, в то же время конкуренты также имеют преимущества, практически компания находится на одинаковом уровне с конкурирующими организациями.
Проанализируем конкурентов в таблице 6. Таблица 6. – Оценка конкурентоспособности тур – фирмы Pegas Touristik
Расчет уровня конкурентоспособности тур – фирмы Pegas Touristik относительно ведущих конкурентов показывает, что компания занимает лидирующее положение, однако с незначительным перевесом, наиболее сильным соперником является тур - компания «Кенгуру». На основании таблицы 7 проведем ранжирование туристических предприятий. Таблица 7. – Ранжирование конкурентов
Оформим профиль конкурентных преимуществ тур – фирмы Pegas Tourstik по сравнению с тур - компанией «Кенгуру». Таблица 8. ‑ Профиль конкурентных преимуществ с ближайшим конкурентом
Как показывает таблица 8, тур – фирма Pegas Touristik имеет существенные преимущества относительно ведущего конкурента «Кенгуру», особенно в таком аспекте деятельности как организация (менеджмент) и финансовый потенциал, в то же время по производственному профилю имеются существенные недостатки, особенно по сумме реализации и уровню издержек. Для формирования матрицы SPACE заполним таблицы с параметрами. Таблица 9. - Факторы стабильности обстановки - ES (environmental stability)
Таблица 10. - Факторы отраслевого потенциала - IS (industry strength)
Таблица 11. - Факторы конкурентных преимуществ - CA (competitive advantage)
Таблица 12. - Факторы финансового потенциала - FS (financial strength)
Определим средний уровень баллов по каждому направлению: - факторы стабильности обстановки ES = 6 + 2 + 1 + 3 + 1 + 5 + 4 / 7 = 3.14 ≈ 3 балла - факторы отраслевого потенциала IS = 4 + 3 + 1 + 5 + 2 + 6 + 1 + 4 / 8 = 3.25 ≈ 3 балла - факторы конкурентных преимуществ СА = 6 + 1 + 3 + 5 + 2 + 1 + 4 / 7 = 3.14 ≈ 3 балла - факторы финансового потенциала FS = 4 + 6 + 5 + 3 + 6 + 1 + 5 / 7 = 4.28 ≈ 4 балла.
Рисунок 2. – SPACE – матрица
Проведенная оценка стратегических позиций компании позволяет сделать следующие выводы: положение фирмы можно характеризовать как конкурирующее, то есть это состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования. Основные механизмы: поиск финансовых ресурсов; развитие сбытовых сетей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическое задание 1
Цель изложенного в методическом пособии практического задания состоит в следующем: - определить факторы, которые Вы будете учитывать при принятии решений? - определить весь перечень возможных альтернатив решения? - определиться с критерием принятия решения; - выбрать единственное решение? Решение Среди основных факторов определим две существенные группы: - факторы внутренней среды характеризуются расходами, а также уровнем рентабельности, структурой персонала, финансовым состоянием; - факторы внешней среды: динамика и состояние рынка, политико – правовая основа функционирования бизнеса, состояние системы сбыта. Для определения оптимального варианта рассмотрим возможные сценарии: - производство либо компьютеров, либо планшетов; - производство и компьютеров и планшетов; - расширение производства и создание ТНК Сценарий 1 Увеличив производство планетов на 400 штук, чистая прибыль составит: ЧП = 400 * 200 – 20 000 = +60 000 у.е. Сценарий 2 Определим чистую прибыль компании в случае диверсификации производства: ЧП = (5 000 – 4 000) * 100 – 30 000 = +70 000 у.е. Итак, вариант с диверсификацией будет гораздо выгоднее, так как обеспечивает прирост чистой прибыли на 10 000 у.е. Сценарий 3 В том случае, если конкурент увеличит производство до 4 200 штук, чистая прибыль будет равна: ЧП = (5 000 – 4 200) * 100 – 30 000 = +50 000 у.е.
Следовательно, наиболее выгодной альтернативой является диверсификация производства и планшетов, и компьютеров, что приведет к получению чистой прибыли в сумме 70 000 у.е.
Практическое задание 2 В соответствии с изложенным в методическом пособии практическим заданием необходимо ответить на следующие вопросы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|