Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура механизма правового регулирования




Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему,для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Виды:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3 ) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

_______________________________________________________________________

58. Механизм правового регулирования: понятие и структура.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, осуществляющих одновременное и взаимосвязанное регулирование (упорядочение) общественных отношений, это перевод права из "должного в сущее".

Структура механизма правового регулирования

а) нормы права;

б) юридические факты,

в) правоотношения;

г) акты реализации.

Важное значение в механизме правового регулирования играют правосознание и правовая культура, влияющие на эффективность всех его элементов. Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути

_________________________________________________________________________


59. Реализация права: понятие и формы.

Реализация права -воплощение правовых предписаний в жизнь,переход юридической нормы из сферы должного в сферу сущего.Право воплощается в жизнь посредством деятельности людей.

Формы реализации права:

1. Соблюдение -характеризуется тем,что субъекты права воздерживаются от нарушения правовых норм,посредством соблюдения норм запрещающего характера.(пассивные действия субъектов)

2 .Использование –совершение субъектом действий по осуществлению своих субъективных прав,посредством реализации уполномачивающих норм(активные действия субъектов)

3. Исполнение – совершение субъектом действий по выполнению возложенных на него обязанностей(реализация норм обязывающего хар-ра,активные действия субъектов)

4. Применение.

_______________________________________________________________________

60. Применение права как форма его реализации.

Применение –властная деятельность специальноуполномоченных органов и должностных лиц по конкретизации предписаний правовых норм,применительно к индивидуальным случаям

Особенности:

1.Предполагает активные действия

2.Может осуществляться только специальноуполномоченными субъектами

3.Результатом правоприменительной деятельности яв-ся индивидуальный правоприменительный акт

Индивидуальный правоприменительный акт- официальный правовой документ,который издается специальноуполномоченным на то субъктом,в отношении конкретного лица или круга лиц по определенному юридическому делу на основании конкретной нормы(норм) права.Акт применения права определяет права,обязанности или ответственность лица в рамках данного юридического казуса.

_______________________________________________________________________

61. Пробелы и коллизии в праве: понятие, виды, способы преодоления.

 

Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Виды:

1. Действительные и мнимые пробелы в праве.

-Действительный пробел - отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования..

-Мнимым является такой пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, он должен быть урегулирован нормами права. То есть ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению.

 

2. Первоначальная и последующая пробельность в праве.

Первая обуславливается тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем.

· 1) По отраслевой принадлежности:

· а) пробелы в конституционном праве,

· б) пробелы в гражданском праве,

· в) пробелы в уголовном праве,

· г) пробелы в других отраслях;

2) По степени неурегулированности:

· а) полное отсутствие норм,

· б) частичное отсутствие норм;

3) По форме (источнику) права:

· а) пробелы в НПА,

· б) пробелы в правовом прецеденте,

· в) пробелы в других источниках права;

4) По причинам возникновения:

· а) объективные,

· б) субъективные.

 

 

Способы преодоления пробелов:

1.Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

2.Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Толкование

Ни аналогию права, ни аналогию закона нельзя применять при рассмотрении уголовных дел.

 

Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы "устаревают", другие же - появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и прочее).

Виды коллизий:

а) между нормами права;

б) между нормативными правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;

в) компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

г) при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

д) актов толкования;

е) юридических процедур;

ж) между национальным и международным правом.

 

Способы преодоления коллизий:

Коллизия разрешается путем выбора нормативного акта, причем выбор осуществляется по следующим правилам:
1) если имеется расхождение между актами, обладающими разной юридической силой, то коллизия разрешается в пользу актов, обладающих большей юридической силой
2) если имеется расхождение между актами, изданными одним правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее
3) если имеется расхождение между актами, изданными разными правотворческими органами, то применяется норма, изданная вышестоящим органом
4) если расходятся нормы федерального и регионального законодательства, то приоритет отдается федеральному нормативному акту

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...