Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины девиантного поведения подростков

1. Неблагополучная экономика, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политической сферах, неверие в государственные, политические институты вызывают у подростков и молодых людей потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой.

2. Кризис общественного сознания, перемены в ценностных ориентирах населения. Главными жизненными принципами становятся так называемые «приватные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (здоровье, семья, материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивают своё былое значение.Резко снизилось значение ценности труда, работы, и совсем на последнем месте оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы»между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые.

3. Издержки государственной молодёжной политики. Подход к государственной молодёжной политике должен состоять прежде всего в признании её как части общей социальной политики государства. Целями государственной молодёжной политики являются:

- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи;

- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

- создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

- реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и развития самой молодёжи;

4. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т. д.). Существует непосредственная связь между девиантным поведением подростков и неблагополучием в семье. Дефекты семейного воспитания – часто первопричина искажённого формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, так как на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям и т. п. Решающее значение приобретает общая нравственная позиция в семье.

Криминологические исследования показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей значительным остаётся число лиц, проживающих в неблагополучных семьях.

Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощённых семьях, в 4-5 раз выше, а у тех, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растёт в педагогически сильных и устойчивых семьях.

В последнее время всё большее беспокойство вызывают семьи с неправильной педагогической позицией. Воспитание в таких семьях приводит к возникновению у подростка деформации в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре мотивов, механизме самоконтроля в поведенческих стереотипах, что в свою очередь, ведёт к противоправному поведению.

5. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная

база учреждений образования. В качестве таких недостатков прежде всего отмечают следующее:

 

- недостатки в организации воспитательной работы в школе: заорганизованность, формализм и однообразие внеклассной и внешкольной воспитательной работы, слабая материально-техническая база, затрудняющая учебно-воспитательную работу и т. д.

- ошибки, связанные с безграмотным педагогическим подходом к учащимся. Неправильно, без учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности, организована индивидуально-воспитательная работа с учащимися, и в первую очередь с трудновоспитуемыми;

- ошибки, обусловленные невысоким профессиональным уровнем ряда учителей, факты проявления бестактности, несдержанности учителей, оскорбляющее достоинство подростка;

- неумение наладить правильные взаимоотношения с родителями, проявление грубости по отношению к родителям, злоупотребление публичными разбирательствами проблем семейного воспитания, семейных взаимоотношений, разбирательства отдельных проступков и поведения учащихся на родительских собраниях, вызывающие негативное отношение родителей к школе, учителю;

- неумение наладить правильное взаимодействие с другими социальными институтами, занимающиеся проблемами воспитания и организации свободного времени подростков.

6.

Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стимулирует интенсивное развитие неинстуциональных форм жизни в сфере досуга, в которых человек пытается восполнить дефицит государственно-общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания, самовыражения.

7. Несоблюдение права на труд, проблема трудоустройства выпускников школ. Сам труд в общественном производстве во многом перестал выполнять функцию развития личности и реализацию её потенциала, утрачена его статусная и престижная функция, молодёжь переходит из сферы производительного труда в товарно-спекулятивный сектор.

8. Невыполнение положения конституции о праве на жилище. Рост в стране числа бездомных людей, в том числе детей, подростков и молодёжи. По данным прокуратуры, год спустя после выхода из детского дома примерно 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей, 20% становятся уголовниками, 10% кончают жизнь самоубийством.

9. Социальная и физиологическая незрелость подростков, особенности формирующегося организма. Проявляются они и в стремлении испытать новые ощущения, и в недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия.

Подростковый возраст – это прежде всего стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача. Однако, механизмы социальной поддержки и поощрения в педагогической практике представлены слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи остаётся либо переходить на путь конформисткого поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.

10. Так называемый «страх смерти». Под ним понимают страх за свою жизнь. Как объясняют психологи, он и является часто причиной озлобленности подростков, жестокости и насилия.

 

 

Концепции девиации

Эго-психология и гуманистическая концепция личности. Нарастающая к середине ХХ века критика фрейдизма заставила сторонниковпсиходинамического подхода искать новые аргументы взащиту своих принципов и творчески модернизироватьтеорию Фрейда.

Значительных успехов на этом поприще добилась эго- психология, ставшая одним из влиятельнейших направлений в гуманистической психологии. Представители этого направления (Хорни, Салливан, Фромм) критиковали Фрейда за то, что он слишком сосредоточился на изучении подсознания (Оно), упуская из виду важную роль Я (Эго). Эго-психологи, критикуя Фрейда, подчеркивают, что большинство его выводов сделаны на основе обобщения наблюдений за больными, психически нездоровыми людьми.

 

Отсюда и такое внимание к подсознанию и болезненным явлениям в психике. Поведение здорового же человека, в основном связано с функциями сознания – Эго. Поэтому представители эго-психологии сосредоточили внимание на наблюдениях за здоровыми, полноценными членами общества.[12,315]

Выводы сделанные на основе наблюдений за здоровыми людьми использовались потом для объяснения поведения людей больных (а не наоборот – как у Фрейда). Несмотря на различия теорий, созданных отдельными учеными, все теории этого типа имеют одну и ту же гуманистическую философскую базу. Все эти теории исходят из нескольких, связанных между собой базовых предположений относительно природы человека: человек рожден для счастья - быть счастливым означает чувствовать себя комфортно – человек стремится к душевному комфорту, это нормально и естественно – сомнения, тревога, внутренние конфликты есть признаки патологии – человек должен принимать себя и окружающих такими, какими они являются – психологическая норма

означает быть довольным своим существованием, самим собой и окружающими.[12,317]

Используя эти положения в качестве базовых, эго-психологи создают модель нормального человека. Не вдаваясь в частности, свойственные отдельным теориям, мы дадим обобщенный образ нормального («уравновешенного») человека, соответствующий эго-психологической и вообще гуманистической модели:

В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем; у него хорошее телосложение, он любит физические усилия и умеет сопротивляться усталости. Психическое равновесие по существу немыслимо без серьезного внимания к телу.

В сексуальном и аффективном плане уравновешенный индивидуум способен устанавливать гармоничные интимные отношения с другими людьми. Без преувеличенной тревоги заботясь об удовлетворении собственных потребностей, он в то же время умеет проявлять внимание к партнеру и чувствовать его потребности.

В интеллектуальном плане уравновешенным можно считать того, кто обладает хорошими умственными способностями, которые позволяют ему мыслить и действовать продуктивно. Он всегда стремится найти надлежащий выход из сложных ситуаций предпочитая при этом полагаться на факты, а не на оптимистические гипотезы. Поэтому он склонен, по возможности быстро переходить от мыслей к делу. Он осознает свои способности и возможности и умеет наилучшим образом пользовался ими для продуктивной деятельности. Он постоянно совершенствует свои навыки, стремясь добиться поставленной цели в разумные сроки. Он не лишен воображения и любит искать нетрадиционные решения проблем.

В нравственном плане уравновешенный человек обладает чувством справедливости, основанным на глубокой и постоянной озабоченности объективностью. Он склонен больше полагаться на собственные суждения, чем на суждения других людей, или средств массовой информации. Он всегда решает сам, придерживаться ли ему социальных норм, обладая твердой волей, он при этом не упрям. Он всегда готов признать собственные ошибки, не выставляя их, однако, напоказ.

В социальном плане уравновешенный человек, как правило, способен устанавливать непринужденные отношения с другими, чувствуя при этом, что он ими принят. Он редко рассчитывает свои реакции заранее, и эта непосредственность позволяет ему легко общаться как с теми, кто стоит выше ею, так и с теми, кто стоит ниже.

Наконец, в личностном плане уравновешенный человек - это оптимист, который любит жизнь и отвечает на ее требования, не испытывая при этом чувства принужденности. Чаще всего это добродушный, жизнерадостный по характеру человек. Это зрелая, самостоятельная и реалистически мыслящая личность, способная брать на себя ответственность, не отказываясь и от риска. Она достаточно устойчива в эмоциональном плане, не проявляет ни излишней доверчивости, ни чрезмерной подозрительности и способна принять собственную неудачу без несоразмерных переживаний. Как правило, уравновешенный человек предпочитает достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями. Кроме того, он сохраняет в

себе некоторую свежесть чувств и поэтому способен совершать неожиданные поступки и восхищаться. Наконец, он с достаточным уважением и симпатией относится к самому себе, но сохраняет при этом чувство юмора, которое мешает ему принимать собственную персону слишком серьезно.[13,171-172]

Таковы, в общем, представления о личностном идеале представителей эго-психологии. Характерной чертой этого описания является то, что понятие «нормы» здесь смешивает реальность и предписание.

Выдающийся представитель эгопсихологического направления Эрих Фромм исследовал наиболее опасный вид отклоняющегося поведения – деструктивность – т.е. стремление к разрушению, агрессию. В своем исследовании человеческой деструктивности он подчеркивал глубокое различие межу различными проявлениями агрессии, обозначив их как “злокачественную” и “доброкачественную”; неадаптивную жестокость и адаптивную, оборонительную агрессию. Злокачественная агрессия проявляется, по Фромму, в садизме и некрофилии, которые и обуславливают деструктивность как черту характера. Именно этот вид агрессии, свойственный исключительно человеку, Фромм рассматривает, как наиболее опасный для общества и всего развития цивилизации. При этом причину существования этих форм агрессии он видит в социально-экономическом устройстве современного общества.[13,38]

Говоря о доброкачественной агрессии, свойственной всем живым существам, Фромм подчеркивает ее адаптивный характер. Этот вид агрессия служит делу жизни, обеспечивая защиту витальных интересов индивида и выполняя инструментальную, обеспечивающую функцию. В то же время, Фромм подчеркивает, что сфера витальных интересов у человека значительно расширена, по сравнению с животными, и включает в себя не только физические, но и психологические условия. Инструментальная агрессия - это агрессия, преследующая определенную цель - обеспечить, достать то, что необходимо, причинение вреда при этом не является целью, оно лишь средство ее достижения. В целом, доброкачественную агрессию можно свести к оборонительной.[13,40]

Похожим образом рассматривает человека другой выдающийся представитель гуманистического направления – А.Маслоу. Он создал модель здорового человека, как стремящегося к самореализации (максимальному развитию своего творческого потенциала). Поведение человека, по мнению Маслоу, связано с потребностями различного уровня. Пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, потребности более высокого уровня не актуализируются. Иерархия потребностей начинается с витальных (жизненных) потребностей в пище, сне, отдыхе и т.д. Затем следуют потребности в безопасности (уверенность в завтрашнем дне). Когда они удовлетворяются, активизируются социальные потребности (общение), затем – престижные потребности (признание и любовь). Последняя, высшая группа потребностей – это потребности в самоактуализации.[5,65-66] Здоровый человек – это человек, раскрывший свой потенциал, человек любящий жизнь, находящийся в согласии с самим собой. Девиантность, согласно этой модели, связана с блокированием потребностей, их искаженной реализацией. Снова в качестве главного тезиса, предполагается, что человек от природы добр и склонен к саморазвитию. Самоактуализация – это, по сути, состояние удовлетворенности собой, равновесия между желаемым и достигнутым.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я определила, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

В своём реферате я постаралась рассмотреть, на мой взгляд, самые распространенные и интересные концепции, рассматривающие разные аспекты девиации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Словарь иностранных слов. М., 1989

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994.

3. Мертон К. Социальная структура и аномия // Социол.исслед., 1992. № 3.

4. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. М., 1999.

6. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социол. исслед. 1998. №

7. Иваков В.Н. Девиантное поведение, причины и масштабы.//Социально-политический журнал, 1945

8. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону. 1999.

9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: 3том: Социальные институты и процессы. М., 2003.

10. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре// Вопросы психологии. 2004. №3.

11. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб пособие. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-До ну, 2003.

12. Годфруа Ж. Что такое психология? М.: Мир, 1992.

13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1993.

14. Ф. А. Мустафаеве Основы социальной педагогики// Академическ. проект 2001

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...