Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договоры в рамках Содружества Независимых Государств и законодательство Евразийского экономического союза.

В рамках СНГ существует рамочное Соглашение стран СНГ "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" от 24 сентября 1993 г. В рамках Евразийского экономического союза действует Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

5. Законодательство Европейского союза. Данное законодательство, понятно, не имеет для России обязательной силы. Однако существуют некие соглашения, в соответствии с которыми Россия обязуется обеспечить тот же уровень защиты авторских прав, который существует в ЕС. Считается, что увеличение срока охраны авторских прав до 70 лет является результатом добровольной имплементации Директивы Совета ЕС N 93/98 от 29 октября 1993 г. о гармонизации срока охраны авторских и смежных прав <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. С. 33 - 34.

 

Кроме того, во многих случаях законодательство ЕС служит ориентиром для национального нормотворчества. Показателен, например, следующий случай. При переговорах о вступлении в ВТО от России требовали "ясно определять, что право на воспроизведение включает "прямую или непрямую" подготовку "временных или постоянных" копий". Данное требование было парировано представителем России ссылкой на то, что подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ отражает директиву Европейского союза <1>. Вероятно, имелась в виду Директива N 2001/29/ЕС <2>: "Эксклюзивные права на воспроизведение должны предусматривать исключения, связанные с разрешением некоторых действий по временному воспроизведению. Совершение таких действий ограничено во времени либо носит разовый характер. Подобные правоотношения являются неотъемлемой и важной частью технологического процесса и складываются исключительно с целью создания посредниками эффективных условий передачи продукции по сети третьим лицам либо в целях формирования легальных способов использования произведений и иных объектов. Деятельность, касающаяся воспроизведения продукции, не должна представлять самостоятельной экономической ценности" (п. 33 преамбулы). Интересно, что в 2014 г., уже после вступления в ВТО, подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ был изложен в новой редакции, текстуально гораздо более близкой к смыслу Директивы ЕС.

--------------------------------

<1> См.: п. п. 1246, 1247 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (принят 16.11.2011 - 17.11.2011).

<2> Директива N 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе.

 

Национальный аспект

 

Отраслевая принадлежность. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44). Правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71).

Основным источником авторского права в России является Гражданский кодекс РФ (часть четвертая, состоящая из разд. VII под названием "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации"). Часть четвертая ГК РФ, посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности, построена по пандектной системе: каждому институту уделено по отдельной главе (для авторского права - это гл. 70 ГК РФ, для прав, смежных с авторским, - гл. 71 ГК РФ), а общие положения выделены в отдельную начальную гл. 69 ГК РФ. В общих положениях сосредоточены нормы, часто имеющие отношение не ко всем одновременно, а только к нескольким институтам подотрасли. Иногда это требует хорошего знакомства со структурой ГК РФ, например право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях рассматривается в ст. 1245 ГК РФ среди общих положений, поскольку принадлежит не только авторам, но и субъектам иных прав - исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

Включение положений об авторском праве в ГК РФ означает, что в этих положениях не будут дублироваться нормы, общие для всех гражданско-правовых отношений (об обязательствах, о договорах и т.п.).

Иерархия законодательства об авторском праве выстраивается в соответствии с общими правилами ст. 3 ГК РФ.

На основании и во исполнение ГК РФ принимаются акты Правительства. Так, в сфере авторского права действуют Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами", от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях", от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений", от 29 декабря 2007 г. N 988 "Об утверждении Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях".

Акты федеральных органов исполнительной власти в авторском праве имеют ограниченную сферу действия и касаются государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ). В данной сфере действуют акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Министерства культуры РФ: например, Приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе".

Межотраслевые связи. Отраслевая принадлежность ГК РФ накладывает естественные ограничения в сфере защиты авторских прав, поэтому возникает проблема установления межотраслевых связей законодательства по вопросам авторского права.

Традиционно большое значение в сфере охраны авторских прав имеет уголовное законодательство: что уж говорить, если известный термин "плагиат" используется именно в уголовном, а не в гражданском праве. Статья 146 Уголовного кодекса РФ "Нарушение авторских и смежных прав" помещена законодателем в главе "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина". При приведении российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО "мерам уголовного характера" придавалось большое значение <1>. Существует и законодательство, вводящее административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

--------------------------------

<1> См.: п. п. 1332, 1341 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (принят 16.11.2011 - 17.11.2011)).

 

В целях регулирования вопросов использования результатов интеллектуальной деятельности в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" (вступил в силу с 1 августа 2013 г.). В данном нормативном акте продемонстрирован комплексный подход: установлены процессуальные меры (например, введена ст. 144.1 ГПК РФ "Предварительные обеспечительные меры защиты исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет) и процедурные правила (например, в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" введена ст. 15.2 "Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы").

В современном мире большое значение придается вопросам импорта материальных носителей, в которых воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Выделяется область так называемых "пограничных мер": таможенное законодательство предусматривает защиту правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, как включенные, так и не включенные в таможенный реестр, с предоставлением таможенным органам права принимать срочные меры по пресечению нарушений прав интеллектуальной собственности (гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза) <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. п. 1313, 1327 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (принят 16.11.2011 - 17.11.2011).

 

Судебная практика. Формально в континентальной правовой системе судебная практика не относится к источникам права. Однако ее значение трудно переоценить, поскольку именно судебная практика формирует одну из составляющих права (наряду со справедливостью и целесообразностью): правовую стабильность (она же - "безопасность", "нерушимость права", "преемственность права") <1>.

--------------------------------

<1> См.: Радбрух Г. Философия права. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 43 - 44.

 

Вопросы по теме

 

1. Какие признаки определяют авторское право как субъективное право?

2. Почему природу авторских прав характеризуют как двойственную?

3. По каким основаниям выделяются группы прав в составе смежных прав?

4. Какие основные этапы можно выделить в истории развития авторского права в России?

5. Как строится система источников авторского права?

 

Рекомендуемая литература

 

Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М.: Статут, 2003.

Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр. М. Федотова. М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002.

Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М.: Статут, 2010.

Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1978.

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности (утв. Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122) // СПС "КонсультантПлюс".

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (утв. Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" // СПС "КонсультантПлюс".

Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008.

 

Глава 2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

 

§ 1. Общие положения

 

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым.

Объекты авторских прав обладают общими признаками с иными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Особенностью рассматриваемых объектов (в отличие от объектов вещных прав) является то, что они нематериальны. Поэтому исключительное право, которое в силу ст. 1227 ГК РФ признается на объекты авторских прав, не включает в себя правомочие владения, а содержит только правомочия использования и распоряжения. Данные объекты не подвержены физической амортизации. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются необоротоспособными, т.е. не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, а объектом распоряжения выступают исключительные права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Кроме того, признаком рассматриваемых объектов является их неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. С. 113, 121.

 

Нормами авторского права устанавливается режим правовой охраны внешнего выражения произведения, что предполагает его охрану именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован. Поэтому традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (оригинальную идею, авторскую концепцию, сюжетную линию и т.п.).

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, основным требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества: субъективный и объективный <1>.

--------------------------------

<1> Субъективный подход предполагает, что охраноспособное произведение должно отражать в себе личность и индивидуальность автора, его уникальный авторский стиль и т.п. (О.С. Иоффе, В.И. Серебровский, В.А. Дозорцев и др.). См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право: В 3 т. Л., 1965. Т. 3. С. 5; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 34; Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 280. Объективный подход основывается на положении о том, что условием предоставления произведению правовой охраны является не субъективно-творческий характер деятельности автора, а творческий характер результата, его новизна (М.В. Гордон, В.Я. Ионас и др.). См.: Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. С. 63; Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963. С. 23; Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. 2007. N 2. С. 97.

 

Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Господством субъективного подхода в отечественном правопорядке объясняется следующая правовая позиция высших судебных инстанций: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторских прав <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же.

 

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> В доктрине авторского права существовали две позиции относительно соотношения объективной формы выражения произведения и возможности его воспроизведения. Представители первой точки зрения полагали, что объективная форма произведения и его воспроизводимость представляют единый признак охраноспособного произведения и именно воспроизводимость произведения определяется формой, в которой оно выражено. См. об этом: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 159; Серебровский В.И. Указ. соч. С. 32, 38 - 39, 41; Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право М., 1957. С. 80 - 81. Другие ученые считали, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения. В.И. Серебровский писал, что "если результат труда автора по тем или иным причинам не может быть воспроизведен, то этот результат не может быть признан объектом авторского права". См.: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 41. Многолетний спор был разрешен с вступлением в силу Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", где указывалось, что авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо форме. Такой же подход отражен в действующем законодательстве.

 

В качестве примеров формы выражения произведения в ГК РФ законодатель приводит письменную, устную форму (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Объектами авторских прав прежде всего являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения - п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ), и составные произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или др. - п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав.

Подлежит охране не только произведение в целом, но и часть произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261 - 1262 ГК РФ).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

- обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

- обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками).

Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране, данное правило распространяется также на лиц без гражданства (ст. 1256 ГК РФ). Например, Соглашение "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г., участницы - страны ЕврАзЭС) <1>; "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) <2> и др.

--------------------------------

<1> См.: Соглашение "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. N 6.

<2> См.: Соглашение "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 2008. N 3.

 

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов (латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения) (ст. 1271 ГК РФ).

 

§ 2. Литературные произведения

 

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В.И. Серебровский под произведением понимал "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" <1>.

--------------------------------

<1> Серебровский В.И. Указ. соч. С. 32.

 

Законодатель к числу объектов авторских прав относит произведения науки, литературы и искусства и закрепляет их неисчерпывающий перечень (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

В законе не представлено легального определения литературных произведений. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее - Бернская конвенция) к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2).

Г.Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 154.

 

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина; рассказы, например, "Человек в футляре" А.П. Чехова, "Темные аллеи" И.А. Бунина и др., роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского и др.).

 

§ 3. Отдельные разновидности произведений искусства

 

часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства.

В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 222.

 

В настоящее время с развитием компьютерных технологий создаются новые формы художественного творчества <1>. Появляется новое искусство, "которое не находило своих перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д." <2>. В литературе такое направление получило название сетевого искусства <3>.

--------------------------------

<1> Там же. В настоящее время развивается так называемое компьютерное искусство. О видах компьютерного искусства см. подробнее: Браун Р.Д. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. М., 1998; и др.

<2> Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 26.

<3> Сетевое искусство (Net Art) - "искусство, которое использует Интернет для реализации индивидуального творческого потенциала и продуктивного коллективного сотворчества, как первичную среду. К его видам относятся: артистические web-сайты, создание виртуальных персонажей в сети и др." (Шлыкова О.В. Указ. соч. С. 41).

 

Музыкальные произведения. В. Даль определяет музыку как "искусство стройного и согласного сочетания звуков" <1>. Музыкальное произведение можно определить как "совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований" <2>. Музыкальное произведение понимается также как объект авторских прав, представляющий собой упорядоченную совокупность акустических образов, созданную творческим трудом автора и выраженную в какой-либо объективной вариативной форме <3>.

--------------------------------

<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., Медиа, 2003. Т. 4. Р. V. 688.

<2> См.: Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: Учебно-практич. пособие / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009; СПС "КонсультантПлюс".

<3> См.: Мерзликина Р., Юмашев А. Современный взгляд на определение понятия музыкального произведения как объекта авторского права // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. 2009. N 8. С. 14.

 

Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности: ноктюрн (например, ноктюрн N 2 ми-бемоль, опус. 9 Ф. Шопена); соната (N 11 ля мажор К. 331 "Турецкий марш" В.А. Моцарта); симфония (N 1 "Зимние грезы" ор. 13 П.И. Чайковского) и т.п., а также на направления и стили <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно о правовой природе музыкальных произведений см.: Иванов Н.В. Указ. соч.

 

Драматические произведения. Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия). Драма (от греческого drama, буквально - действие) является первоосновой спектакля, специфика выражается в воспроизведении хода событий, драматической напряженности действия, непрерывности цепи высказываний персонажей, предназначена для коллективного восприятия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Большая советская энциклопедия. 2000 (http://bse.slovaronline.com (дата обращения: 01.06.2016)).

 

Трагедия - произведение, изображающее напряженную и не разрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу <1>. Комедия - произведение с веселым сюжетом. По характеру различаются комедии сатирические ("Ревизор" Н.В. Гоголя), лирические ("Вишневый сад" А.П. Чехова), трагикомедии <2>. Трагикомедия сочетает в себе элементы трагедии и комедии (например, трагикомедией называют "Горе от ума" А.С. Грибоедова).

--------------------------------

<1> См.: Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 - 1992. М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003.

<2> См.: Современная энциклопедия. 2000 (http://slovari.bibliofond.ru (дата обращения: 01.06.2016).

 

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

Опера представляет собой такое музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (например, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.И. Чайковского). В оперетте (от итальянского слова operetta, буквально - маленькая опера), в отличие от оперы, пение чередуется с танцами и диалогом ("Летучая мышь" И. Штрауса, "Сильва" И. Кальмана и др.) <1>. Мюзикл - музыкальное представление, сочетающее в себе элементы драматического, хореографического и оперного искусств (например, мюзиклы "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Лернер, "Призрак оперы" Э.Л. Веббера) <2>.

--------------------------------

<1> См.: Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 - 1992. М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003.

<2> См.: Современная энциклопедия. 2000 (http://slovari.bibliofond.ru (дата обращения: 01.06.2016)).

 

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

К жанрам живописи относят исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама <1>.

--------------------------------

<1> См.: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энциклопедия, 2000.

 

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений <1>. Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте <2>. В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

--------------------------------

<1> См.: п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

<2> См.: ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.

 

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника.

Фотографические произведения в настоящее время используются повсеместно, особенно часто их использование осуществляется в сети Интернет. Это обусловлено тем, что любой текст, материал, объявление привлечет особое внимание, если будет сопровождаться фотографией. В связи с этим на практике возникает большое количество споров, касающихся нарушения прав авторов фотографических произведений (наиболее распространенные случаи - использование фотографических произведений в статьях, журналах, сайтах сети Интернет без согласия правообладателей) <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановления Суда по интеллектуальным правам от 7 сентября 2015 г. N С01-739/2015 по делу А34-7266/2014; от 23 января 2014 г. N С01-401/2013 по делу N А56-293/2013; Апелляционное определение Московского городского суда от 16 ноября 2015 г. по делу N 33-42340/2015 и др. // СПС "КонсультантПлюс".

 

Ввиду отсутствия критерия творчества не могут считаться объектами авторских прав такие фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (см., например, ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Фотографии природных катаклизмов (например, извержение вулкана) могут быть признаны объектами авторских прав, если соответствуют критериям охраноспособности. Так, Суд по интеллектуальным правам указал, что под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности: выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установка света и (или) адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива и прочие действия. Как указал суд, доводы о том, что кадры, отснятые в экстремальных условиях, в непосредственной близости от жерла вулкана, т.е. в обстановке, исключающей нахождение иных лиц, не являются результатом творческого труда по подбору и расположению видеоматериала, не носят оригинальности, уникальности, неповторимости и, соответственно, не могут быть признаны объектом авторского права в соответствии с п. 1 ст. 1255 ГК РФ, носят декларативный и ничем не обоснованный характер <1>. Таким образом, в данном примере имел место творческий труд автора (выбор экспозиции, собственной позиции для съемки и др.), фотография была выражена в объективной форме, и поэтому она подлежала авторско-правовой охране.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Суда по интелле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...