Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение терминологии Аристотеля с писателями периода патристики




 

Данная глава является очень важной, т.к. на терминологии Аристотеля было сформировано и церковное учение в период Вселенских Соборов. За основу мы возьмем терминологию одного из самых знаменитых церковных писателей - преп. Иоанна Дамаскина, а именно философские главы в трехтомном произведении «Источник знания». В данном сочинении мы видим подведение итогов всего этого периода.

Главным вкладом Аристотеля в церковное богословие стало его учение о форме и материи, которое писателями патристического периода было преобразовано в учение о природе и ипостаси. Очень важно, что нельзя искать прямых параллелей в понимании терминов Аристотелем и христианскими писателями, т.к. заимствован был именно методический подход, постановка проблемы, а наполнение терминов соответствующим смыслом это уже было дело церковного богословия.

Итак, в сочинении преп. Иоанна Дамаскина мы сталкиваемся с Аристотелевскими терминами: сущее, субстанция, акциденция, природа, ипостась, форма…, все это терминология Аристотеля, однако необходимо сравнить, как понимают эти термины обе стороны.

Сущее, субстанция и акциденция

Преп. Иоанн пишет: «Сущее (το ον) есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция (ουσια) есть нечто главнейшее, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция же есть то, что не может существовать в самом себе, а усматривается в субстанции. Субстанция есть подлежащее, как вещество. Акциденция же есть то, что усматривается в субстанции, как в подлежащем. Например: Медь и воск суть субстанции, а фигура, форма, цвет - акциденции, и тело - субстанция, а его цвет - акциденция, и душа - субстанция, а знание - акциденция».Одним словом, субстанция есть природа, а акциденция - проявление этой природы, которое так же можно обозначить энергией. Как говорил преп. Максим Исповедник: «энергия есть первое проявление природы». Чтобы провести параллель с терминологией Аристотеля достаточно обратиться к примеру медь - субстанция, форма - акциденция.

«Причиной называется то содержание вещи, из чего она возникает; например, медь - причина изваяния… форма или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи…» Итак, субстанция есть причина бытия, а акциденция определение сути бытия вещи. Здесь есть некоторое несоответствие в примере: акциденция - энергия, т.к. энергия не может быть определением сути бытия. Возможно, это несоответствие удастся уладить при дальнейшем сравнении. Для этого необходимо сравнить понятие акциденции и ипостаси.


 

Акциденция

«Акциденция есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая подлежащего. И снова: это то, что может одному предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Ведь человек может быть белым, а может и не быть. Такие вещи и, наличествуя не сохраняют вида, ибо не принимают в определение вида. И отсутствуя не разрушают его».

Ипостась

«Название ипостась имеет два значения. Иногда означает простое существование. В этом значении субстанция и ипостась одно и то же. Иногда же ипостась обозначает существование само по себе и самостоятельное. В этом значении под ним подразумевается индивидуум. Ибо нужно знать, что ни субстанция не существует сама по себе без вида, ни сущностное различие, ни виды ни акциденция, но одни только ипостаси, или индивиды…. Поэтому индивидуум и называется по преимуществу именем ипостаси, ибо в нем субстанция получает действительное существование, принимая акциденции». Итак, мы увидели, что форму Аристотеля в данном случае соответствует ипостась (т.е. конкретное бытие), а акциденции соответствует понятие качества: «Именно качество в первичном смысле - это видовое отличие, а в другом смысле называются состояние движущегося, поскольку оно движется, и различия в движении...». акциденция есть ряд характерных признаков предмета, как видовых, так и проявляющих себя в энергии (движении).


 

Заключение

 

Следует заметить, что данная работа не претендует на абсолютную полноту изложения терминологии Аристотеля, была предпринята попытка изложить основные положения терминологического аппарата и показать, как церковь воспринимает принцип мышления, т.е. методику, структуру, на основании которой происходит процесс формирования понятий, в которых церковь излагала свое учение. Основным достижением Аристотеля, которое восприняло Церковное богословие, было учение о форме и субстрате. Это учение Церковь переработала в учение о природе и ипостаси. В основе всего терминологического аппарата, воспринятого богословами, лежал принцип аналитического мышления, которое прекрасно развил Аристотель (анализ - логический принцип, позволяющий разделять и структурировать многообразие признаков одного конкретного бытия.). Т.е. главным достижением Аристотеля была логика (орудие его философии) и именно этим орудием пользуются все святые отцы периода вселенских соборов. Кульминация развития и использования данного принципа будет в период схоластики.

 


 

Список литературы

 

1.Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л. И. Яковлева и др. - М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2003.

.Лега В. П. Лекции по истории философии. Ч. 1 Античность, средневековье, эпоха возрождения. М.: ПСТБИ, 1999.

.Целлер Э. Очерк истории греческой философии./ перевод под ред. Ф. Лорцинга. СПб.: изд-во Алетейя, 1996.

.Иоанн Дамаскин, преп. Творения. Источник знания/перевод и ком-рии Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002.

.Аристотель. Метафизика/ перевод и примеч. А. В. Кубицкого. М-Ленинград, государственное социально-экономическое издательство, 1934.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...