Система органов государственной власти в РФ
Основы правового статуса человека и гражданина Основы правового положения личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности Главными компонентами этого института являются: гражданство, основные права, свободы и обязанности личности. Гражданство - это устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством, в силу которой на это лицо распространяется юрисдикция государства, выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. На территории России могут проживать не только граждане, но также иностранцы и лица без гражданства. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом оформлении отношений гражданства. Конституционные права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу. Все граждане РФ, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Именно гражданин РФ, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения, необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью, включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.; политические права и свободы затрагивают политические интересы человека, выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти, включают: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др. Принадлежат только гражданам государства, пользуются равной судебной защитой государства. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия - 18 лет, социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень К ним относятся: право на экономическую деятельность, право на собственность, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на благоприятную окружающую среду, культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
Конституция РФ Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты: особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. та сфера общественных отношений, воз действие на которые она распространяет; особые юридические свойства: верховенство - отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства, в признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву; высшая юридическая сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России, и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, порядок принятия; внесения в нее по правок, специфические формы охраны и др. Особые юридические свойства: верховенство конституции; ее высшая юридическая сила; ее роль как ядра правовой системы; особая охрана конституции; особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции. Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. В Конституцию введены понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», Конституция, в отличие от предшествующих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ. Конституция свидетельствует о том, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Порядок образования Конституционного Собрания будет определен в соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом. Конституция ввела новую норму, определяющую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок. Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов РФ, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. На повышение стабильности Конституции направлено и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Предложение о пересмотре статей этих глав требует очень значительной поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации поправки в эти главы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся изменения в ст. 65, При изменении наименования субъектов федерации, что относится к их собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур.
Система органов государственной власти в РФ Органы гос. власти - это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке. Черты органов гос. власти: наделены государственно-властными полномочиями: образуются и действуют в установленном государством порядке: уполномочены государством осуществлять его задачи и функции: являются составной частью единой др. системы органов гос. власти РФ В своей совокупности гос. органы образуют единую систему, в нее входят органы гос. власти РФ и органы гос, власти ее субъектов Единство системы гос органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения ч полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов. Все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами гос. власти существует организационно-правовая связь. Гос. власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета страны, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исп. власти, с органами которой он связан наиболее тесно, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет полномочия, связанные с формированием фед. органов гос. власти и участием в их деятельности. Конституция содержит ограничения периода полномочий Президента, порядка его прямых всенародных выборов, недопустимости занятия этого поста более двух сроков подряд, возможности отрешения его от должности, признании несоответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д. Президент РФ обладает полномочиями во внешнеполитической и военных областях, определяет основные направления внешней политики подписывает международные договоры, утверждает военную доктрину России, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает высшее командование ВС. Решает вопросы гражданства, предоставления политнческ. убежища, осуществление помилования, награждение гос наградами, назначает общероссийский референдум. Органы законодательной власти избираются непосредственно народом. Они составляют систему представительных органов гос. власти РФ. Органы законод. власти делятся на фед. и региональные. Фед. Собрание - парламент РФ, представительный орган РФ (форма государства представительная, опосредованная выборами, парламентская демократия), законодательный орган (реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка). Сост. из 2 палат - Совета Федерации и Гос. Думы, которая представляет собой все население РФ, а Совет Федерации – верхняя палата, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. К ведению верхней палаты относится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда. Верховного суда. Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, отрешения его от должности. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат. которые осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. К органам исп. власти относятся Правительство РФ, министерства, гос. Комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исп, власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исп. власти, возглавляемую Правительством РФ. Они образуются соответствующими руководителями исп. власти - президентами или главами администраций, или избираются населением и выполняют особый вид гос. деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исп. власти делятся на федеральные и субъектов Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и фед. министры. Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет регулирование в соц-экономической сфере, обеспечивает единство системы исп. власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, реализует фед. целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное право законодательной инициативы, руководит работой министров и иных фед. органов исп. власти и контролирует их деятельность. В систему гос. органов исп. власти РФ входят фед министерства, иные фед. органы исп. власти: гос. комитеты РФ, фед. коушссии, фед. службы, фед. агентства и надзоры. Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, фед, законов и указов Президента. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ. Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (принципы: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон), Верховный суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ, другие фед. суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия составляют судебную систему РФ. Прокуратура РФ - единая централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору РФ. Осуществляет надзор за исполнением законов фед. министерствами и ведомствами; представительными и исп. органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, соответствие законам издаваемых ими правовых актов. В систему гос. органов РФ входят также осуществляющих вспомогательные. совещательные и иного рода функции, которые определяются органами гос. власти: Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ. полномочные представительства Президента РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|