Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ
| Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика кучебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»};
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»),
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).
| - самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).)
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания,выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученныхспособов действий, достаточных для построениянового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций ипознавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- использование, критериев для обоснования своего суждения (К).
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, - где возникло затруднение;
2) соотнести свои действияс используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задачтакого класса или типа вообще.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия (Л);
- подведение под понятие (П):
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
— учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
-разрешение конфликтов (К).
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
|
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
• ставят цель,
• согласовывают тему урока.
• выбирают способ,
• строят план достижения цели;
• определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на
первых порах с помощью подводящего
диалога, затем - побуждающего диалога,
а затем и с помощью исследовательских
методов.
| - самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии (Л);
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П);
— поиск и выделение необходимой ин формации (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- планирование (П);
-прогнозирование (П);
- структурирование знаний (П);
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
-учет разных мнений (К);
— использование критериев для обоснования своего суждения (К).
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
-разрешение конфликтов (К).
|
5. Реализация построенного проекта.
|
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
| - смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, классификация, сериация (П):
- волевая саморегуляция (Р):
- познавательная инициатива (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- поиск необходимой информации (Л);
- использование знаковосимволических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы схемы, знаки и т.д.) (П);
. -установление причинно следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов (К).
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма
решения вслух.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, сериация, классификация (П)
— извлечение из текстов необходимой информации (П);
—моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаковосимволических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
| — анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия, сериация, классификация (П);
— извлечение из текстов необходимой информации (П);
— использование знаково-символических средств (П);
— подведение под понятие (П);
— выполнение действий по алгоритму (П);
— доказательство (П);
— контроль (Р);
— коррекция (Р);
— оценка (Р);
— волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
— использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
8. Включение в систему знаний и повторение.
|
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
-моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково-символических средств (П);
-установление причинно-следственных связей (П);
- выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму
(П):
- построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
— достижение договоренностей и согласование общего решения (К):
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
—управление поведением партнера (Ю;
- осознание ответственности за общее дело (Л);
— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
| -рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К):
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (Ю:
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
|