Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания

 

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения пред­полагает осознанное вхождение учаще­гося в пространство учебной деятель­ности. С этой целью на данном этапе органи­зуется мотивирование ученика кучеб­ной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»}; 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включе­ния в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагаю­щие осознанное подчинение себя сис­теме нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудни­чества с учителем и сверстниками (К).)  
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготов­ка учащихся к открытию нового знания,выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученныхспособов действий, достаточных для построениянового знания, их обобщение и знако­вую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыс­лительных операций ипознавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятель­ное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивиду­альных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организаци­ей выхода учащихся в рефлексию проб­ного учебного действия. -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного дей­ствия (Р); - фиксирование индивидуального за­труднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и по­зиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование, критериев для обос­нования своего суждения (К).
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, - где возникло затруднение; 2) соотнести свои действияс исполь­зуемым способом действий (алгорит­мом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкрет­ные знания, умения или способности, которых недостает для решения исход­ной задачи и задачтакого класса или типа вообще.   -анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия (Л); - подведение под понятие (П): - определение основной и второсте­пенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и пози­ции в коммуникации (К);учет разных мнений, координирование разных позиций (К); -разрешение конфликтов (К).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока. выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.   - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии (Л); -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П); — поиск и выделение необходимой ин формации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); -прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); -учет разных мнений (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К). — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); -разрешение конфликтов (К).
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.   - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, классификация, сериация (П): - волевая саморегуляция (Р): - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (Л); - использование знаковосимволических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы схемы, знаки и т.д.) (П); . -установление причинно следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.   -анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, сериация, классификация (П) — извлечение из текстов необходимой информации (П); —моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаковосимволических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания (П); - построение логической цепи рас­суждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникаци­онных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); -учет разных мнений, координирова­ние в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обос­нования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа исполь­зуется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют спо­собы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполни­тельская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирую­щей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.   — анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия, сериация, классификация (П); — извлечение из текстов необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — подведение под понятие (П); — выполнение действий по алгоритму (П); — доказательство (П); — контроль (Р); — коррекция (Р); — оценка (Р); — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания (П); — выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); — использование критериев для обос­нования своего суждения (К).
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выпол­няются задания, в которых новый спо­соб действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется исполь­зование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых спосо­бов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в бу­дущем новых норм.   - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобще­ние, аналогия, сериация, классифика­ция (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); -моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); -установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алго­ритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П): - построение логической цепи рас­суждений (П); доказательство (П); - осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координи­рование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обос­нования своего суждения (К).достижение договоренностей и согласование общего решения (К): - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникаци­онных задач (К); —управление поведением партнера (Ю; - осознание ответственности за общее дело (Л); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).  
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной дея­тельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фикси­руется степень их соответствия, и на­мечаются дальнейшие цели деятельно­сти.   -рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной дея­тельности (Л); - выражение своих мыслей с дос­таточной полнотой и точностью (К): - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (Ю: - использование критериев для обос­нования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудни­чества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Условные обозначения:

Л - личностные УУД; Р - регулятивные УУД; П - познавательные УУД; К- коммуникативные УУД.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...